Идеология и интересы

Владимир Костылев
           Идеологическая борьба в России.
           Потребности-интересы-идеология.

Вся история всех до сих пор существовавших обществ есть история борьбы за власть и собственность. И борьба эта всегда освящалась соответствующими идеями, заставляющими людей следовать им, поклоняться им, идти ради них на различные жертвы. Любая борьба материальными средствами, прежде чем начаться, подготавливалась идеологически, заставляла людей поверить в её необходимость и неотвратимость.

            Суть идеологической борьбы вообще.

Есть темы, которые старательно замалчиваются  современной российской властью, которые «изгнаны» из учебного процесса и в отношении которых делается всё, чтобы их «не замечать».  Такой темой является тема идеологической борьбы. Почему она  удостоилась такого к себе отношения? Кому и чем она мешает?

Отметим, прежде всего, то, что идеологическая борьба это особое социальное явление, связанное с различными представлениями в сознании людей о важнейших экономических, политических,  культурно-духовных  и других  общественных процессах. При этом, не идеи борются  друг с другом, а люди, являющиеся носителями этих идей.

Идеологическая борьба есть  борьба между людьми в области идей. Идеология есть система идей, совокупность идей, связанных между собой, вытекающих одна из другой. Но идеология всегда касается прежде всего социального бытия людей, того, что связано с  существованием общества как социальной формы движения материи.

Возможна ли идеология физики? Или математики? Или химии? Нет, ибо эти науки  нуждаются не в идеологии, а в конкретном  материальном, эмпирическим путём подтверждённом знании. Естественные науки, хотя также являются системой знаний, системой идей, оперируют  знанием точным, подтверждённым практикой.  Они изучают законы предметного, материального мира, окружающей нас реальности. Не фантазируют, не выдумывают,  а изучают и опытным путём пытаются добыть свое знание. 

Знания естественных наук воспроизводят то, что заложено в природе, материальном, не зависящем от человека, мире. Они не затрагивают материальных интересов людей, никак от них не зависят, существуют независимо от того, имеется ли это конкретное знание у отдельно взятого человека или нет. Человек может, конечно, использовать (и использует)  знания естественных наук и получать от этого пользу (многие изобретения легли в основу  выдающихся бизнес проектов), но идеологической борьбы при этом не возникает. Доказанное, то есть подтверждённое опытным путём знание, воспринимается практически всеми.

Существуя как часть природного мира, человек посредством естественных наук стремится приспособиться к окружающей действительности, использовать  знания этих наук себе на пользу. При этом, полученные знания становятся для подавляющего большинства людей всего лишь руководством к пониманию исследуемого явления и не вызывают  никакого отторжения или нежелания соглашаться с ними. Люди воспринимают полученные знания естественных наук как факт, как очередной шаг в познании природы.


Другое дело, науки общественные.  Они представляют собой тоже систему идей. Но они насквозь идеологичны,  ибо  затрагивают, в отличие от естественных наук,  интересы людей, связаны с этими интересами, выражают эти интересы.  Объектом  исследования общественных наук является общество, а его суть составляет не человеческая физиология, а человеческие отношения. Система общественных отношений в их развитии, развёртывании во времени и есть объект изучения общественных наук.

Общественных наук множество, но все они, так или иначе, изучают  те или иные  проявления  человеческой деятельности  (не природно-материальной), выражают те или иные взгляды людей на общественное развитие, на систему общественных отношений.

По существу, мы можем говорить о  понимании  действительного мира как  развёртывающегося во времени  развития природы и истории. Природы - как материального мира, истории – как  развития общества, являющегося частью этого материального мира, но  частью специфической, обладающей общественным сознанием (совокупным  накопленным знанием об окружающем мире). 

Существование  общества, развёртываясь во времени, порождает  огромное количество связей и взаимоотношений, событий, явлений и фактов.  Но все они являются результатом деятельности именно Человека, а не природы, возникают именно благодаря наличию человеческого общества.

Но развитие человеческого общества  является очень комплексным, сложным процессом, имеющим свои законы и закономерности. Такие явления, как деньги, финансы, политика, идеология, культура и т.д. и т.п. являются сугубо проявлением  жизнедеятельности общества.

Общественное сознание (как система идей, выработанных человечеством), развёртываясь в процессе исторического развития,  совершенствовалось и дифференцировалось. Система общественных отношений также совершенствовалась и получала свое отражение в общественном сознании,  постепенно накапливаясь в знаниях общественных наук.

Но спецификой  общественного развития  (в отличие от развития материальной природы) стало то, что  в его основе  лежат не физические (химические или какие-либо другие законы материального мира, создающие лишь условия для существования общества), а социальные законы, которые  по своей сути не материальны  (их нельзя обнаружить в микроскоп, или потрогать руками), а являются законами общественными, то есть определяющими характер взаимоотношений людей в процессе их жизнедеятельности.

Любая правовая норма есть лишь идеальное выражение того, как должен или не должен  вести себя человек в той или иной ситуации. Её нельзя пощупать, ей надо следовать в своём поведении. Это определённая характеристика общественно признанной нормы поведения.

Специфика  развития общества  (в отличие от природы) состоит и в том, что  его сущность проявляется  прежде всего в отношениях между людьми, в системе общественных отношений.  Конкретные люди,  индивидуумы составляют общество, являются носителями общественных отношений.

Материально-предметная деятельность человека и развивающиеся на этой основе общественные отношения и есть ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ. 

Но, как хорошо известно, оценка этой истории далеко не однозначна, зависит от того, какие группы людей делают эту оценку, как они интерпретируют исторические факты и явления, деятельность различных политиков и общественных деятелей. Вообще, взгляды на общественное развитие весьма разнообразны и отличаются, подчас, самым кардинальным образом.

Получается, что  не существует единой системы взглядов и идей на общественное развитие, на его законы.  Если в естественных науках  выявленный закон природы  принимается всеми и становится как бы ещё одним  «краеугольным камнем» в деле познания окружающего мира, то в общественных науках вообще не принято утверждать о каких-либо незыблемых законах,  а  один и тот же факт или явление могут  быть интерпретированы совершенно противоположным образом (примером может являться социализм в СССР. Для кого-то это зло, а кому-то – благо).

Но ведь, принято говорить, что существует некая научная идеология, что существуют науки об обществе. Как быть, какое знание  об обществе (общественную науку) мы можем назвать научным? Ведь, научное -  значит соответствующее объективным законам? Какие же объективные законы существуют в общественном развитии?  И если они существуют, то что лежит в их основе, чем они определяются? И какие идеи являются основными в этой идеологии, определяют всю систему идей, в конечном счёте?

Материальной основой жизнедеятельности общества является производство материальных благ. Того, без чего ни один человек существовать не может. Это пища,  одежда, жилище, общение с себе подобными, средства и предметы труда и досуга,  и т.п.  Это такие потребности человека,  которые  формируют у него важнейшую группу интересов, которым он и следует в своей жизнедеятельности.

Людям вообще свойственно по-разному относиться и реагировать на происходящие социальные процессы. Каждый человек, в меру своей образованности и компетентности,  склонен по-своему их оценивать. Но, всё-таки, есть нечто общее для всех людей, способное  оказывать определяющее воздействие на оценку ими той или иной системы идей. Таким общим являются их непосредственные интересы, реально затрагивающие  их жизнедеятельность, способные  оказывать решающее влияние на их сознание и поведение.

Интересы являются реальными причинами действий людей (речь идёт не о принуждении, а о свободном волеизъявлении) и выражают непосредственные  человеческие побуждения (мотивы, помыслы…). Подлинная заинтересованность практически всегда выливается в реальную деятельность по воплощению того или иного интереса в жизнь. Действовать вопреки своему интересу может либо  человек некомпетентный, неосведомлённый, поставленный в условия обмана, либо просто  недалёкий (глупый, душевно больной), а также по принуждению (физическому, психическому).

Важнейшим интересом, при этом, является интерес материальный, то есть такой, который определяет материальное благополучие человека, реализация которого помогает индивиду  решать свои важнейшие витальные (жизненно важные) потребности.  Это так называемый «экономический интерес»,  без реализации которого
человек  просто не сможет существовать (наличие жилища, пищи, одежды, средств передвижения, предметов потребления… ).

Вот как писал об этом Людвиг Фейербах:
«Если у тебя от голода и по бедности нет питательных веществ в теле, то и в голове твоей, в твоих чувствах и в твоём сердце нет пищи для морали».

Действительно, прежде чем заниматься науками, искусством, религией, воспитывать детей  и т.п., надо пить, есть, одеваться, иметь жилище. И всё это должно соответствовать тем представлениям об этих  необходимых жизненных потребностях, которые сложились в данный момент в том обществе, в котором живёт человек. Если все живут в хибарах, можно удовольствоваться и хибарой, ибо это никак не повлияет на твой социальный статус. Более того, так оно и происходит. Ибо, если человек не знает о существовании другого качества жилья, других условий жизнедеятельности, он и не претендует на них.

Но если все вокруг живут во дворцах, а ты – в хибаре, то возникает, как сейчас принято говорить, когнитивный диссонанс,  заставляющий человека действовать, чтобы ситуация изменилась.

«Во дворцах мыслят иначе, чем в хижинах», - пишет Л.Фейербах.

Неудовлетворённость своим материальным положением, вытекающая из осознания своей убогости,  заставляет человека действовать, чтобы изменить его. Все его чувства и помыслы  направляются на достижение соответствующего социального статуса, на приобретение соответствующих материальных благ.
И, естественно, у человека, униженного своим низким социальным статусом  формируются не самые лучшие человеческие качества. Появляются зависть, жестокость, злость и т.п.

У Гегеля даже есть социальная форма, в которой проявляется движущая сила исторического развития. Эта форма – ЗЛО.

Человеческие потребности  носят исторический характер, зависят от множества факторов, важнейшим из которых является уровень развития способа  производства и формирующейся на этой основе системы  производства духовного.  Иными словами, возможности промышленного производства (создающие всё больше и больше товаров, услуг и т.п.) кардинально влияют и на формирующиеся потребности.  И наоборот, появляющиеся потребности, являются стимулом для промышленного производства, для появления всё большего количества товаров и услуг.

Пока  человечество не изобрело автомобиль, самолёт, сотовый телефон  и т.д.  данная потребность (желание иметь всё это) была лишь фантазией. И не приводила к  появлению массового  интереса обладания этими вещами. Как только промышленное производство наладило их выпуск, интерес  появился и стал развиваться, ибо возможности, заложенные в данные изобретения, стали формировать  потребности более высокого уровня. Так будет и дальше развиваться эта диалектическая взаимосвязь (способ производства – потребности общества).

Вот почему,  именно уровень развития производительных сил является главным и определяющим  для реализации интересов человеческого общества. Можно сколько угодно мечтать о «чём угодно», но пока это «что угодно» не воплотиться в жизнь благодаря промышленному  производству,  оно  так и останется прекраснодушным мечтанием.

Вернёмся к нашему материальному (экономическому) интересу. Подчеркнём ещё раз, что без его реализации существование людей (как отдельных личностей, так и общества в целом) невозможно.

Каждый человек ставит перед собой многочисленные цели и задачи, но при этом исходит из своих возможностей для их достижения.  Появляясь на свет, человек ни о каком смысле жизни не думает и не предполагает, не обладает никакими  идеями. И даже его экономические интересы ему не понятны.  Соответственно, ни о какой стратегии «обустройства жизни» и речи быть не может. Только в процессе социализации человек начинает осознавать своё Я и окружающий мир.

Дальнейшее зависит от множества факторов, главным из которых является социальная среда. И от того, в каком сообществе (группе, слое, классе) человек формируется, такие возможности обустройства жизни у него и появляются. А  также появляется и соответствующее  понимание того, каковы его материальные интересы.

Это понимание  различается сильно у людей имущих и неимущих, у жителей города и деревни,  у людей различных национальностей. Но главную роль здесь играет материальный фактор, возможность дать ребёнку соответствующие образование и воспитание. При этом  жизнь у детей рабочих и олигархов складывается кардинально по-разному. И ясно, что и смысл их существования, понимание ими  своего материального интереса  будут различными.

Нафантазировать себе мы можем много чего,  но в реальности каждый более или менее чётко себе представляет, как может быть  реализован его материальный интерес.  И прежде всего это связано с необходимостью добывать себе  «хлеб насущный», понимать, каким образом и за счёт чего надо это делать.

Таким образом,  материальный интерес  любого человека обусловлен   его местом в этом мире, его воспитанием, его окружением, его возможностями (начиная с образования и заканчивая здоровьем) и способностями.

В конечном итоге, стремление  каждого индивидуума реализовать свой интерес, приводит  к тому, что  эти интересы перекрещиваются, сталкиваются, приходят в противоречие. И, как пишет Ф.Энгельс, «общий итог этого множества действующих по различным направлениям  стремлений и их разнообразных воздействий на внешний мир – это именно и есть история».

Становится ясно, что  если совпадают материальные интересы многих людей, они могут объединиться и сообща требовать и добиваться  реализации этих интересов. У них появляется совокупный интерес, реализация которого приведёт к реализации и каждого  индивидуального  интереса.

И, как показала история, в результате развития промышленного производства, то есть в результате чисто экономических причин,  и возникли большие группы людей, обладавшие таким совокупным интересом. Эти группы людей были названы классами. При капитализме  это класс буржуазии и класс пролетариата.

Основное различие этих классов состоит в отношении их к средствам производства. Одни являются собственниками средств производства (частные собственники), другие – не имеют в своей собственности ничего, кроме своей возможности трудиться (неимущие наёмные работники). И, как следствие, они различаются и по отношению к обмену, распределению и потреблению произведённого на этих средствах производства продукта. *

*(Здесь следует сделать отступление для разъяснения понятия «частная собственность», так как  оно не всегда правильно интерпретируется и, более того, замалчивается или сознательно фальсифицируется либеральными идеологами. Речь, прежде всего,
идет о собственности на средства производства.

Любое общество на любом этапе развития всегда решает ряд важнейших для него задач, без которых невозможно его выживание. Это:
1). Что должно производиться (какие жизненные средства) и в каком количестве. 2). Посредством чего должно осуществляться производство. 3). Как и кто должен распределять произведённый продукт. 4) Каковы пропорции этого распределения.

Средства производства являются реальной основой производства материальных благ, без них производство чего бы то ни было, не представляется возможным. Это предметы и средства труда: системы механизмов, оборудование, сырье, все то, что определяет, в конечном счете, технологию производства средств к жизни.

Какую бы технологию мы не изобрели, она может реализоваться только благодаря средствам производства. И даже, несмотря на громадное увеличение роли теоретических аспектов производства (расчетных, информационных, и др.), роль средств производства не меняется, ибо само производство, было, есть и будет материальным.

Создать что-либо из «воздуха», путем божественного озарения, еще ни кому не удавалось. Так вот, говоря о частной собственности, мы имеем в виду, прежде всего, собственность на машины и механизмы, на станки и оборудование, на все то, посредством чего в обществе производятся и доставляются до конечного потребителя средства к жизни. Отношения, возникающие по поводу данной собственности, и есть частнособственнические, буржуазные отношения.)

Кажущийся на первый взгляд довольно простым, процесс развития человеческого общества является, на самом деле, чрезвычайно сложным явлением.  Этот процесс определяется множеством факторов, имеет громадное число условий, зависит от гигантского количества причин. Это и географическая среда, и  различного рода природные явления, и сама деятельность людей, стремящихся удовлетворить свои потребности.

Но в любом случае, в основе общественного развития лежит производство материальных благ. Тому, кто с этим не согласен, рекомендую уехать в таёжную глушь Якутии и попытаться там обустроиться и жить. Полагаю, конкретная обстановка очень быстро отрезвит такого скептика. Хотя, возможны отдельные аномальные происшествия такого рода. Но они не являются показательными и значимыми для изучения общества.

Итак, существует такое понятие, как «совокупный материальный интерес». Он свойственен группам людей, проживающим в одинаковых  материальных условиях и определяется прежде всего положением  по отношению к средствам производства.

С появлением и развитием капитализма стало совершенно очевидно, что такими большими группами людей стали два основных класса общества: класс буржуазии (владельцев средств производства) и класс пролетариата (неимущих, живущих за счёт продажи своей рабочей силы).

Но опыт истории показал ещё и то, что общество не может существовать вне определённых политических форм. Политика явилась необходимым условием существования общества.  Но что такое политика? Как она соотносится с существованием классов? Каково её влияние на экономические и другие интересы общества?

Реализуя свой интерес, собственники средств производства объединяются, создают такие условия жизнедеятельности, которые бы помогли им закрепить своё право собственности, помочь ему развиться, дать возможность передать его по наследству и т.д. Они для этого формируют определённые общественные органы, создают различные правила и организации.

Возникают и соответствующие идеи, обосновывающие это право собственности, доказывающие его необходимость и незыблемость. Так возникает идеология, система идей, выражающих интересы класса собственников (буржуазии).

Эта идеология обосновывает множество факторов из которых и складывается жизнь в буржуазном обществе. Объясняется суть государственного устройства, характер взаимоотношений различных групп людей, правовая система, и многое другое.  Главной же идеей, на которой буквально зиждется всё здание буржуазной идеологии является идея незыблемости частной собственности.

Но вместе с появлением буржуазной идеологии, выражавшей интересы класса собственников (буржуазии), появились и идеи, выражавшие интересы класса неимущих (пролетариата). Сама жизнь, её непререкаемая реальность породила эти идеи. Рабочие видели, что за свой тяжелый, изнурительный труд они получают совершенно неадекватную заработную плату. Что всё, что они производят, так или иначе достаётся собственнику. Работают тысячи, а результаты труда достаются единицам.

Однако в самой среде рабочего класса  зародиться научная идеология, конечно, не могла. Рабочие того времени не обладали ни соответствующим временем, ни (и это главное) соответствующими знаниями в области  общественных наук. Зародиться  пролетарская идеология могла только в среде людей науки, которые были способны  объяснить суть буржуазного общества.

Научная социология, объясняющая с позиций материализма (а не выдумывая и фантазируя) суть общественного развития появилась в середине 19 века благодаря открытию К.Марксом «материалистического понимания истории».  Совсем кратко, её можно сформулировать примерно так:

В основе жизни общества лежит производство материальных благ. В процессе этого производства люди вступают в определённые отношения, которые называются «производственными отношениями». Это отношения производства, обмена и потребления вырабатываемых обществом материальных благ. В зависимости от того, кто владеет средствами производства (какой класс), тот и является основным классом общества, определяет форму общественного развития, его духовную жизнь, господствует во всех сферах общественной жизни.

Но для обеспечения своего господства, классу собственников нужны такие формы государственного устройства, которые бы позволяли сдерживать недовольство неимущих, охраняли интересы собственников и их семей. И позволяли использовать свою собственность как можно более эффективно (то есть получать от её использования максимальную прибыль). И пресекать любые поползновения на своё право собственности.

Однако в процессе развития капитализма стало ясно, что это общество не только не совершенно, но и очень даже агрессивно по отношению к большинству. Из-за непрекращающихся кризисов, из-за высокой эксплуатации трудящихся, из-за  массы негативных социальных явлений  капитализм постоянно сотрясают выступления его противников. Проявляет себя такое явление, как классовая борьба между собственниками и неимущими.

Но так как владельцы средств производства (буржуазия) господствуют во всех сферах жизни (благодаря, прежде всего, финансовому могуществу), то и государственная власть, обеспечивающая это господство тоже подчиняется буржуазии.
Таким образом, становится ясно, что всякое классовое противоречие, в конечном счёте, выливается в борьбу между классами, а эта борьба, в свою очередь, есть борьба политическая, борьба за власть, и ведётся эта борьба за  экономические интересы.

Итак, материальные интересы людей заставляют их объединяться, бороться за эти интересы, вырабатывать для этого своё понимание этих интересов, то есть – идеологию.

Мы имеем, таким образом,  две различных системы интересов, две различных системы идей,  две различных идеологии. И каждая идеология отстаивает позиции того класса, интересы которого выражает.

И на каждое явление общественной жизни у каждой из идеологий есть своё объяснение и оправдание. Любое историческое событие объясняется и интерпретируется по-разному, в зависимости от того, с позиций какой идеологии это делается. Так, например, существует понятие «буржуазная демократия» и  противоположное ему понятие «пролетарская демократия».  Естественно, что второе в сегодняшней России всячески поносится, очерняется, отвергается.

Но очевидным стало ещё и то, что борьба за свои экономические интересы между этими классами велась и ведётся политическими средствами, то есть, как борьба за власть. Ибо только власть, политическое господство способно удержать доминирование одних экономических интересов над другими, способно синхронизировать их, привести в соответствие.

Общество становится заложником собственников. Собственники фабрик и заводов, приисков и шахт, земельных угодий и т.п. становятся, таким образом, главной и определяющей социальной силой общества, ибо начинают диктовать остальным членам общества свою волю, используя имеющиеся в их руках материальные и финансовые ресурсы.

Они заинтересованы в расширении своего экономического и политического влияния, вынуждены расширять свою экспансию, постоянно бороться за выживание в условиях международной конкуренции, всегда будут стремиться к получению всё большей прибыли любой ценой. Повышение цен на лекарства, на жилье, газ, электроэнергию, на все самое насущное – есть результат господства частной собственности).

Владение средствами производства, естественно, не является самоцелью. Основная цель – деньги, которые может приносить эта собственность. Именно прибыль, которую появилась возможность присваивать, и стала самоцелью. При социализме всю прибыль необходимо было распределять согласно государственному заданию. Теперь же хозяином прибыли стал собственник. И главной его задачей является укрытие как можно большей части прибыли от общества.

Номенклатура стремилась захватить именно ту собственность, к которой была ближе всего, которую можно было заполучить с минимальными затратами. Директор завода стремился стать владельцем именно «своего» завода; директор магазина – владельцем именно «своего» магазина, и т.д.

Для этого создавалась правовая основа в виде довольно запутанных законов, временных положений, постановлений правительства, указов президента. Особую роль сыграли именно указы Ельцина, благодаря которым удалось совершить введение приватизационных чеков (ваучеров) в обход законодательных органов власти без какого-либо общественного обсуждения. Подробная, честная история приватизации в России ещё ждёт своего исследователя. И полагаю, фраза  о том, что «приватизация была проведена блестяще», ещё ждёт своего опровержения. Блестяще она была проведена лишь для тех, кто овладел собственностью. А таких в России ничтожное меньшинство.

К 2011 г. стало окончательно ясно, что ваучерная приватизация это обман и грабёж народа. В этом, по сути дела, признался на одной из ТВ передач сам А.Чубайс, "отец" приватизации. А ещё лучше грабительский характер произошедшего показал судебный процесс между двумя российскими олигархами в Лондоне (Абрамовичем и Березовским). Всё тайное, рано или поздно становится явным.


        Продолжение следует.