Памфлет или гнусный пасквиль

Светлана Петровна Осипова
 «На открытие обновленного Летнего сада в Санкт-Петербурге 27 мая 2012 года от Р.Х.»
                Памфлет или гнусный пасквиль.


        Скульптуры стоят испуганные. Более всех ошарашена наплывом толп Сивилла Эритрейская, по-моему, она даже сошла с ума. Скованно позируют аллегории, нимфы, боги. Почти у всех целлюлит. У многих богинь и нимф лица изъедены оспой. Аллегория Правосудия заметно располнела, и меч вот-вот выронит из рук. Аллегория Милосердия будто высечена розгами перед тем, как занять свое место на аллее. Лучше всех чувствует себя аллегория Сладострастия, и все же ей тоже как будто неловко за свою роль. Скульптуры на центральной аллее чуть поувереннее, чем те, что расставлены по боковым аллеям. Там у большинства истерика. Нерон чрезмерно суров. Аллегория Скоротечности жизни крайне недоволен (это мужчина). Марс - бог Войны - боязливо выглядывает из-за кустов. Иван Андреевич Крылов очень осунулся и постарел. Он только делает вид, что пишет басню. На самом деле видно, что ему не до басен.
       Это кратко, по первому впечатлению. Там еще есть кое-что.
       Когда ехала в метро и смотрела на пассажиров и на себя в стекло, узнавала новых нимф и аллегорий, и догадалась: прощай, век классический, век прелестный! Здравствуй, век реалистический, сюрреалистический.


27 мая 2012




28 июля 2020

Постскриптум к "Памфлету или гнусному пасквилю"

             И вот прошло восемь лет с открытия обновленного Летнего сада. Я давно примирилась с новым Летним, он вошел в мое сознание в своем измененном, отредактированном, улучшенном, скажу даже без кавычек, виде. Все равно это он, Летний сад, таинственный и старинный, он прекрасный. Я так же люблю всех муз, периодически навещаю их, фотографирую и любуюсь ими. Мои любимые и мои покровители - Эвтерпа, муза лирической поэзии и Терпсихора, муза танца. Они расположены напротив друг дружки, по разным сторонам дорожки... Эвтерпа смотрит немножко с вызовом на Терпсихору, как-бы по дружески подзадоривая подругу. Я пишу стихи и я танцую, это мои основные таланты, а они мои музы, мои богини. Неподалеку от них расположилась и Клио, муза истории, она тоже близка мне, ведь по образованию и основной моей профессии я историк и я вписала несколько страниц в историческую летопись Петербурга. Каких? Где-нибудь и в другой раз поведаю о том, а впрочем найдете эти сведения на страницах моих романов. Еще я люблю музу Летнего сада в её сложном, многослойном, многосложном наряде и солнечных бликах на нем, и люблю склонившуюся над спящим Амуром Психею...
               
              Но здесь я вот о чем - вчера я впервые оценила справедливость замены старинных скульптур на новые. Несколько дней назад один мальчик свалил каменную голову греческого бога с постамента в Камероновой галерее в Царском Селе (ужас, но, правда - они там не закреплены, кажется, стоят и покачиваются, я сама, чуть не снесла одну, неудачно развернувшись, вовремя отпрянула). А вот вчера в Летнем саду мальчик лет шести, прямо на моих глазах и глазах его родителей, пытался столкнуть одну из статуй, кажется это была "Юность" . Я мальчика отогнала, громко и строго сказав ему про то, что одну скульптуру один мальчик уже уронил в Пушкине, теперь другой мальчик уронит статую здесь... Он слегка испугался, а папа, до того стоящий безучастно в стороне, сказал сыну: "Вот видишь...", на том и дело закончилось. Те камероновы родители будут возмещать ущерб. Знали ли эти родители про тех? Неизвестно.
Главное, я полностью теперь примирилась с заменой статуй в Летнем саду. А через десяток-другой лет они тоже станут историческими...