ВЛГД доктора Бутейко

Мурали Мохан
Здесь же в Академгородке у меня было еще несколько знакомых, с которыми я поддерживал довольно близкие отношения. Одним из них был       К.Бутейко. О том, как мы познакомились, я написал статью, которую опубликовал в одной из русскоязычных газет в Америке. Здесь мы приводим ее с небольшой редакцией.

После небольшой паузы дверь открыл высокий мужчина в очках. "Здравствуйте! – сказал я. – Мне Константина Павловича." Вместо ответа  мужчина спросил: "Вы звонили, Вы с ним договаривались?" – "Нет, – робко ответил я. – Тогда  какого черта пришли?"  Он резко повернулся, собираясь хлопнуть дверью прямо перед моим носом. Сомнений не было, это был сам Бутейко.
Квартира на Жемчужной Новосибирского Академгородка была буквально местом паломничества. Кривые, косые и те, кого исправить могла только могила, искали  спасения у Бутейко. Со всего Союза люди приезжали, не скупясь на деньги и не останавливаясь ни перед какими трудностями. Последняя надежда астматиков,  страдающих  сердечной, легочной, почечной и пр. недостаточностями. Особенно осаждали его квартиру онкологические, обреченные на медленную и мучительную смерть. Неутолимая жажда жизни у тех, кто на пороге в мир иной. Но Бутейко не Бог. Едва ли он мог помочь им, в прочем, как и самому себе, – так думал я до нашего знакомства.
Конечно, когда на человека такой спрос, то естественно, что он не может принимать кого попало без предварительной договоренности.
           "Подождите, – сказал я, придерживая дверь плечом и ставя ногу в прихлоп, – мне от Вас ничего не нужно.  Я не пациент. Я – миссионер. Я  проповедую сознание Кришны. Со мной все в порядке. А как у Вас?  Улучив момент, я вынул из сумки прекрасное шведское издание "Бхагавад-гиты"  и сунул  Бутейко. Не знаю, что больше подействовало, или выражение моего лица, или "Бхагавад-гита" , или моя настойчивость, но дверь распахнулась.         «Входи, раз миссионер... Проповедник?.. Так бы сразу и сказал. Миссионеров  люблю. Сам такой. Давай книгу», – обращаясь уже на "ты", как к старому знакомому, сказал Бутейко. Я вошел, разделся. – «Посиди здесь, пока с больными закончу. Если голоден – на кухне найдешь все, кроме мяса. Мяса в доме не держим – вегетарианцы». Первый раз мне так повезло: попал в дом вегетарианца. Обычно на кухне у мясоедов, как в крематории – трупный запах, паленым пахнет, а здесь – ничего, прилично.
Пока Бутейко возился с пациентом, я сварил себе рис и приготовил салат, затем все это предложил Кришне. Хотя на дворе зима и в Новосибирске с едой шаром покати – и вегетарианцу умереть можно… нет – заботливые друзья-пациенты из Молдовы, Грузии и Узбекистана снабдили своего доктора по высшему классу, как члена ЦК. – «Хорошая у вас карма, – сказал я Бутейко, когда тот освободился. – Если человек совершал благочестивые поступки в прошлых воплощениях, то и в настоящем ему живется "ничего"».
          «Ты веришь в реинкарнацию, в жизнь за гробом?" – спросил с некоторым ехидством Бутейко. «Веришь, не веришь – для ученого это не аргумент, – ответил я. – Необходимо знать, принимая авторитет писаний и неопровержимые факты. В данном случае в «Бхагавад-гите», она сказана Кришной – Верховной личностью Бога: «Не было времени, когда ни ты, ни я, ни все эти цари не существовали...», т.е. душа вечна, а следовательно и жизнь тоже. Жизнь это душа в теле, а мы (наше истинное "Я") и есть та самая душа, которую пытаются познать и о которой так пекутся разумные люди. «Ахам брахмасми», – "я" есть душа. Поскольку я уже здесь, то вам трудно будет это оспорить. Вы специалист по телу, а я по душе. Это в качестве факта и мы к этому еще вернемся. Предлагаю сотрудничать.
"Очень интересно. Какого рода аргументы и факты, кроме этого, у тебя еще есть?  Научное обоснование зиждется на эксперименте. «Какого рода эксперимент продемонстрируешь?  Покажи мне что-нибудь там из твоей йоги!» Я не заставил себя ждать, полез в сумку и достал караталы, напоминающие небольшие бронзовые тарелочки. Известно, что звук оказывает определенное воздействие на ум, приводя человека в различные состояния: бодрости и сна, уныния и радости... Так, существуют вибрации, которые способствуют пищеварению, снимают головную боль и усталость. Звуком лечат... не только ВЛГД... «Ну-ну, об этом со мной не говори. В ВЛГД ты ничего не понимаешь!» – прервал меня Бутейко. 30 лет жизни я посвятил исследованию этого вопроса и знаю все относительно правильного дыхания и того, как надо лечить, задерживая дыхание с помощью пранаям. Не учи ученого. Лучше давай то, с чем пришел. Где твой эксперимент?»  Под сопровождение караталов я начал петь Харе Кришна маха-мантру: «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе». Я повторял имя Бога снова и снова, мерно ударяя в караталы, и постепенно комната наполнилась трансцендентальной вибрацией. Кришна и Его энергия танцевали у меня на языке. Дверь приоткрылась. Высунулись любопытствующие пациенты. Их лица выражали удивление: «Что здесь происходит?»  Константин Павлович сидел молча, как в медитации, прикрыв глаза, слегка раскачиваясь и постукивая пальцами в такт по подлокотнику кресла. Это продолжалось минут десять. Когда я сделал паузу, он сказал, обращаясь не то ко мне, не то к пациентам: «Я так и знал, при пении мантр происходит естественная задержка дыхания. То, что при ВЛГД мы достигаем усилием воли, тот же самый эффект возникает естественно, при пении «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна..». Частота и глубина дыхания резко сокращается, а с этим и потребление кислорода. Это то, что нам нужно. Увеличивая в клетках накопление углекислоты, мы увеличиваем защитные функции организма. Всем известно, углерод крайне важный элемент в органическом мире. Без него жизнь не может существовать». «О! Это спорный вопрос», – подумал я, но перебивать не стал. Приподнявшись с места, Бутейко подошел к стеллажу с книгами и рукописями и вытащил плакат, наглядно изображающий процесс формирования живой материи и распределение углерода в сложных химических формулах. Он повесил плакат на стену и вкратце изложил сущность своего метода.
По всему было видно, что мой эксперимент с пением Харе Кришна маха-мантры ему понравился, не то слово – доставил удовольствие, наслаждение. Спасибо за эксперимент. Несколько позже мы сняли видео, где Константин Павлович уже сам вел киртан (пение «Харе Кришна») и несколько его учеников ассистировали ему, подпевая и хлопая ладошами в такт.
В системе йоги, с помощью дыхательных упражнений (пранаям) человек может достичь контроля  ума и чувств и так исцелить себя от различных физических и умственных недугов. Совершенный йог может предотвратить необратимые процессы старения в организме и продлить жизнь, насколько это необходимо, просто задерживая дыхание, направляя восходящие и нисходящие потоки воздуха в противоположных направлениях, что имеет специфическое название кумбхака йоги. Как известно, жизнь человека измеряется количеством вдохов и выдохов. Желая достичь полного успеха в медитации (самадхи), йог может заниматься такой практикой тысячи лет. И хотя на самом деле это не является конечной целью истинно духовной практики – нет смысла жить, как баобаб, тысячи лет, необходимо изменить сознание и понять себя как душу в отношениях с Высшей душой – Кришной, тем не менее, такое существует. Повторяя Харе Кришна маха-мантру регулярно на четках, человек может достичь того же эффекта, что и йог, значительно легче и быстрее. Участвуя в киртане, совместном пении в сопровождении музыкальных инструментов и экстатически танцуя, он входит в состояние транса немедленно, независимо от его подготовки. Конечно, энтузиазм, решительность и некоторое терпение необходимы, как в любом деле, но конечный результат приходит к нам не за счет личных усилий, а по милости Господа. Несмотря на  все наши несовершенства, Кришна приходит к нам, если мы призываем Его имена, и вытаскивает нас из океана материальной энергии, в который мы попали. – В этом безупречность процесса. Потому что Его имя не отлично от Него самого.
По мере духовного прогресса улучшение физического состояния может присутствовать или нет. Но в том или  другом случае это воспринимается, как побочный эффект, т.к. конечная цель повторения маха-мантры – это достижение освобождения от круга рождения и смерти и развитие любовных отношений с Богом.
Расставание с Константином Павловичем было весьма трогательным. «Вот тебе удостоверение инструктора ВЛГД». «А что это значит?»  Он расшифровал: «Волевая ликвидация глубокого дыхания». Я улыбнулся и поблагодарил доктора. «С этим удостоверением тебя никто не тронет, а если что – звони, меня знают в ЦК. Все новое тяжело входит в сознание людей, но я готов тебе помогать. Привези еще несколько экземпляров "Бхагавад-гиты." Это великая книга. Многие мои знакомые в Академгородке интересуются ей. Будешь в Новосибирске – не забывай меня.  Если негде остановиться, у меня большая квартира и я живу один.
           «Нужны деньги?..» –  и, не дожидаясь ответа, он вытащил из кармана скомканные бумажки и, не считая, сунул мне в руку. «Ты знаешь, у меня целая комната забита всяким барахлом, которое мне приносят мои пациенты в знак благодарности: костюмы, сорочки, пижамы… и, если пошарить по карманам, то можно храм построить для Кришны. Финорганы "пасут" меня, интересуются моими доходами. А я их спрашиваю: «Можете ли вы продлить жизнь человеку против отпущенного хотя бы на мгновение?». Они говорят: «Нет». Тогда зачем вы собираете деньги?..  Как врач, по секрету скажу: «Этого не может никто».    И немного помедлив, добавил: «Даже за все сокровища мира... А Бог может». «Давайте отдадим деньги Богу!» – предложил я.

Прошло время – много воды утекло. Движение Сознания Кришны получило официальное признание в бывшем Советском Союзе. Не буду  врать, говоря, что Бутейко стал нашим последователем, но не без удовольствия отмечу, что добрые чувства и приятные воспоминания о той первой встрече до сих пор согревают нас обоих. «Харе Кришна!»