Про этику

Михаил Желамский
Я писал уже в своих работах, что в России все кругом заимствованное. Так и средняя компания, которую я только что покинул,  как и все другие производит давно существующие на западе товары, используя зарубежные  комплектующие элементы, программные продукты, прототипы и технологии.

Нужны ли такие компании?
Могу предположить, что такие компании нужны владельцам для прибыли, бюджету для налогов и некоторой части молодежи для «рабочих мест».

Только не надо называть это научно-техническим бизнесом, и, тем более, инновационными технологиями. Это не что иное, как производство заимствованных решений. Некоторая адаптация имеет место, но молодежь должна четко понимать предназначение таких компаний.
Новых знаний они не создают, даже новой техники не появляется. Пустой рынок заполняется заимствованными товарами. Если бы вместо таких компаний действовали филиалы прямых зарубежных разработчиков и  производителей, то те же наши наёмные работники были бы ближе к новым технологиям.

Молодым специалистам
Конечно, пусть такие компании существуют – это дело их владельцев. Но работать там нормальному творческому человеку совершенно бессмысленно. Кому интересно непрерывно повторять чужие разработки?  Разве для этого молодые люди получают высшее образование?

Вряд ли  нормальный  молодой человек, поступающий в технический ВУЗ, мечтает о карьере менеджера по продажам. Чаще всего пацаны думают, все-таки, о великих открытиях, о славе первопроходца, об изобретениях, в конце концов. Так я утверждаю – ничего подобного в современных российских компаниях нет, и не может быть. Инициатива не приветствуется.
Молодых людей впрягут в процесс повторения зарубежных аналогов. 

Где-то появилось новое изделие, нужно его повторить и начать продажи на внутреннем рынке. Потом следующее изделие и так далее до тех пор, пока у работника не возникнет мысли – «Зачем?». А затем, что где-то есть люди, получающие прибыль от деятельности таких молодых и несмышленых работников.  Кому – как, но мне лично такая постановка вопроса явно не интересна.

Научные амбиции следует сразу отбросить, придя в коммерческую компанию. Термин «работодатель» в применении к науке вообще не годится – никто никакой работы думающему человеку не может дать. И начальников у нормального ученого тоже не может быть  – все свои начала он должен открывать  сам.  Это большой вопрос – должен ли  инициативный специалист бегать за владельцами компании со словами «Возьми мои результаты…»? А если владельцы  при этом молчат, то ситуация становится смешной. Коммерческая это фирма, или ФГУП – признание результатов должно быть везде! Но пока такого нет нигде - бедная Россия. 

Про аспирантуру молодым специалистам следует забыть навсегда, приходя  на работу в коммерческую компанию такого типа.  Да и зачем об этом думать, если компании это не нужно? Например, всё, что произошло в моём случае,  называется  - «защита докторской диссертации».  Владельцам не понравилось, что я их использовал – выполнил запланированные работы за счет «молчащей компании»,  и объявил о начале написания диссертации.

Таким образом – ученые степени, публикации, конференции – все это нужно забыть молодым специалистам, которые собираются приходить в коммерческую компанию.

В действительности, в таких компаниях происходит эксплуатация трудовых ресурсов - как выкачивание нефти из земли, только здесь выкачиваются людские души.

А  как быть? А так, как на западе  – система университетов, объединенных с наукой, позволила бы удовлетворить амбиции людей, желающих творчества. Или,  идти в крупные научно-технические концерны, объединения, как, например – ЦНИИ «Электроприбор», «Авионика», «Курчатовский институт»  и др. Там, естественно, свои проблемы, и тоже «жизнь не сахар». Но, по крайней мере, там имеет место подобие привычной системы координат, включающей и науку. Попав же в коммерческую компанию, молодой человек, ничего другого еще не видевший, останавливается в развитии. 

Аристотель и корпорации
Со времен Аристотеля основной целью этического, нравственного поведения личности считается самореализация – деятельность души в полноте добродетелей.

В этом смысле корпоративная этика, как инструмент управления наемными работниками со стороны владельцев компании, преследует иные цели, которые, как мы видим в моем конкретном случае, могут быть направлены против самореализации отдельной личности, но в интересах владельцев корпорации.

Например, тезис «Компания руководствуется следующими принципами деловой этики: честность,  справедливость,  добросовестность, прозрачность,  ответственность»  означает лишь требования к персоналу, и на владельцев бизнеса не распространяется.

Как идеология действует в интересах государства, так и корпоративная этика преследует исключительно цели обогащения владельцев. Не понимать этого могут лишь ограниченные люди, которых, чаще всего и выбирают на роль вертухаев.

Разве этично публично не интересоваться текущими результатами пионерской работы, и по-детски молчать, не откликаясь на обращения?  Подобные проявления лишь оголяют слабость личностной позиции текущего руководства данного бизнеса.

Конкуренция
Компания, игнорирующая науку,  не боится конкуренции, а, значит, имеет к этому основания.  Нормальная конкуренция сразу же поставит все на свои места, т.к. компании без науки не должны выживать на конкурентном рынке.

Летчикам
Итак, наши летчики, похоже, никогда  не дождутся современных нашлемных прицелов при таком отношении в России к действительным инновациям. 

Мои неоднократные обращения в Минобрнауки, Сколково, Агентство Стратегических Инициатив, к авиационному сообществу  - остались без внимания. Бизнес, как мы видим, не помощник в подобных инновационных проектах. Президенту РФ я писал дважды – никакого результата. Премьеру писал – молчок. РФФИ не поддерживает, но тут ситуация наилучшая – может быть я сам виноват в некоторой небрежности подачи заявки. На следующий год повторю заход, надеюсь на поддержку.  Фонд Бортника – не поддержал первым, я устроил жуткий скандал, тоже закончившийся ничем.  Бизнес-ангелы просят завтра вернуть им семь рублей на рубль, вложенный сегодня. Про НИИ не говорю, там я начинал – они первыми все провалили, меня выдавили, но сами ничего так и не сделали. Данный результат даже запомнили в авиационном сообществе, и он  сейчас «на слуху».

Как жить в таких условиях? И они называют это – «поддержка инноваций»? Хорошенькое дело!

Помню, в начале проекта ходили некие рассказы наших летчиков - вертолетчиков, воевавших еще в  Афгане. «Духи» стреляли стингерами по нашим вертолетам сбоку, зная, что там нет нашлемных прицелов, позволяющих быстрым поворотом головы направить пушку на стрелка, внезапно появившегося из-за  камня в ущелье. «Командир, как же я мог тебя бросить…»  - кричал   в эфире ведомый, нарушая приказ и возвращаясь к ведущему, которого уже сбивали боковым огнем. Американцев так не собьешь – поворот головы пилота, и пушка «лупит» по любому, кто появится в пределах кругового обзора. 

Так вот, ребята, мои дорогие боевые летчики – все вас бросили! Никто не помогает. Только я и пытаюсь один.

А они говорят про корпоративную этику...

СПб, июнь 2012