Дела как у Ван Гога

Ник Карелин
 (Синдром Ван Гога)
 В городе Ш. вы не найдёте отеля. Ни одной захудалой гостиницы. Непостижимо, как в подобном захолустье, мог оказаться редкий экземпляр тибетской книги "Бардо Тхёдол", о которой мечтает любой сведущий и уважающий себя коллекционер-эзотерик. Известно, что египетская "Книга мёртвых" не исчерпывает список подобных сочинений. Так же, как "Небо и земля" Сведенборга и писания гностиков.
 Книгу "Бардо Тхёдол", можно расценивать, как руководство для покойника в его странствии по пределам иного мира. Эта книга, в поисках которой я проехал тысячи вёрст по бескрайним российским просторам. Безмолвный калейдоскоп больших и малых городов, сёл, весей - бермудских треугольников, названий которых вы не встретите ни на картах, ни в путевых заметках путешественников. И знает ли о них кто-нибудь. Нужно ли это кому-нибудь…
 На рубеже ХХI в., мало кто догадывается, что название книги "Бардо Тхёдол" следует переводить, как "Освобождение, через выслуживание на посмертной равнине". Может быть, поэтому, я и решился её отыскать.
 Моя крайняя остановка - ж/д вокзал города Ш. после десяти вечера превращается в жутковатое место, где декорации, меняются прямо на глазах. Признаться, эти перемены, вовсе не радуют глаз искушённого экзистенциалиста. Нужно учесть, что город Ш., является Диснейлендом районного масштаба, - последним убежищем для интеллигентов, если даже это "вшивый" интеллигент, что замечу приходиться слышать от озлобленных, на весь белый свет, людишек (проходимцев, аутсайдеров, бывших интеллигентов), которые оказались здесь по воле случая, ибо пути Господние неисповедимо влекут в подобные места. Так как, поселиться в городе Ш., равносильно тому, что преждевременно заколотить себя в гроб, будь я трижды оклеветан жителями этого милого, на первый вкус городка. Хотя, за свою единственную жизнь, я встречал множество, в сюрреалистическом масштабе, неопознанных личностей, доморощенных эстетов, чаще всего, являющихся обладателями благородного профиля и отличающихся приличными манерами, что придаёт особенный и неповторимый - соборный блеск их романтической натуре. Действия, которые нельзя расценивать иначе, как обогащение чувственным опытом, их самый, что не наесть благовидный предлог, который, в полной мере оправдывает вседозволенность и прозорливость их ума. Должен всех вас заверить, что современный Дон Кихот, непременно пожелал бы дружески похлопать этих психонавтов по жирафьей спине, и обглодать их кости цвета слоновой. И вот, эти на первый вкус, божьи одуванчики, агнцы на заклании, а на поверку, самые тёмные личности, спят в своих гробах, обитают в комнатах с зарешеченными окнами, ненавидят женщин, выходят подышать воздухом, которым, кстати, только и питаются, неизменно после полуночи, наслаждаясь ядерным взрывом в своей голове, словом, ведут настоящую трансцендентную жизнь. Не удивительно, что их легко может напугать даже собачий вой. Расстроить, пролившаяся капля вина на манжет исчисто белой, как простынь под попкой у девственницы, сорочки. Но, эти неопознанные личности, будут приходить в неистовый восторг от демонического плача скрипки, которую, каждый раз, с наваждением трогают своими утонченными, заточенными под музыкальный инструмент, пальцами-карандашами, будучи способными, довести своих поклонников до кататонии и истерии. Когда у них на глазах погибает дерево, разбитое мощным ударом молнии, их завораживает подобная картина, хотя они не так часто улыбаются, как вам может показаться глядя на этих импозантных пуделей. Поверьте, я не имею возможностей, заниматься самообманом, у меня на это не хватает терпения, поэтому, мне совершенно нечего от вас скрывать. Вы же верите в свои обезьяньи привычки, от которых никогда не сможете отжениться.
 Моя единственная Любовь, Эммануэль, - певица, исполнительница блюза. От неё всегда можно услышать что-то вроде: "Блюз - это когда хорошему человеку плохо". Так, говорит белая женщина, исполняющая блюз каждый вечер, в одном полутемном помещении, заполненном полутемными людьми. И нет ничего странного в том, что я повстречал её в баре, общаясь с человеком, который, понимает тебя лучше, чем пастырь, до того времени, пока ты находишься по ту сторону барной стойки, становясь таким же полутемным человеком, как и все те, кто приходит в бар после полуночи.
 Один, с виду, вменяемый человек, историк-искусствовед, с которым мне довелось ехать в купе поезда из города С.-Пб. в город Ш., во время увлекательной беседы на тему: "архитектура в венецианской живописи Возрождения", незаметно уводя меня от предмета нашего с ним разговора в витиеватые дебри параноидально-критического, метафизического восприятия окружающей действительности, высказал свою теорию основанную на нейро-лингвистическом программировании. После чего, у меня поменялся вкус. Он утверждал, что при первых же звуках в его сознании начинают возникать картины. Симфония Глюка вызывает к жизни фантасмагорию красок и форм. В результате синестетического восприятия кора головного мозга затопляется потоками, поступающими из лимбической системы. Правда, большинство об этом даже не подозревает. У несинестетиков кора головного мозга работает в качестве глушителя, подавляя синестезию и не выпуская ее из "загона" лимбической системы мозга. На уровне сознания мы, как правило, четко осознаем границы между ощущениями, а наше подсознание функционирует только в синестетическом мире.
 Опытный гипнотизер способен вызвать у особо восприимчивого человека "позитивные галлюцинации", приказывая ему видеть и разговаривать с собеседником, которого на самом деле нет. Можно вызвать и "негативные галлюцинации", когда живой, из плоти и крови человек вдруг становится невидимым.
Погружаясь в летаргический сон, профессор, успел объяснил мне, что такие фокусы, помогали ему выжить во все времена. И что наша реальность, не что инное, как иллюзия. Воображаемый предмет, в данном случае, - сам человек, может быть одновременно в пределах реального пространства и за его пределами.
 Историк-искусствовед, привёл мне несколько простых примеров, вот один из них: "подумайте, как бы вы поступили, оказавшись в облике таракана, внутри огнедышащей доменной печи? - Никогда не стоит терять чувство самообладания. Таракан свободно перемещается внутри доменной печи. Таракан безболезненно перенесёт ядерную зиму. Если успеет вовремя улизнуть из под каблука своей кормилицы, - очаровательной, завсегда напивающейся до чёртиков, дамы средних лет, с внушающим доверие шестым размером груди и роскошным, по оценке её соседа - слесаря четвёртого разряда, гипертрофированным задом. Этот невероятный на вкус коктейль, замешан на оптимизме и самоиронии. Неправда ли, у тараканов есть чему поучиться?" Задумчиво помолчав с четверть минуты, он, как бы невзначай, добавил: "Возможно, как таковое, «я» - не существует! С чего вы взяли, что люди, как существа, имеют на это право? Быть может, в общей системе мироздания, какой-нибудь таракан, гораздо ценнее нас с вами! Хотя, это только мои догадки."
 Я начал искать в историке-искусствоведе характерные сходства с тараканом. Этот угловатый пожилой мужчина, с шевелящимися усами и лёгкой чертовщинкой в глазах, был очень высок и невероятно худ, а его костлявое лицо совмещало в себе черты Говарда Ф. Лавкрафта и Макса фон Зюдова. Хотя он не выглядел на свои сто пять лет. И признался, что, садясь в поезд, забыл сделать одну, очень важную, вещь: надеть носорожью шкуру и черепаший панцирь. Теперь, он ничего не может с собой поделать.
 Насколько я себе представляю, это просто ещё одна остановка в пути - Шшшш!
 Сказав это, историк-искусствовед потерял сознание, и погрузился в коматозное состояние. Как пояснил не лечащий доктор: во всём виноваты грибы.   
 Когда наступает ночь, и ты не успеваешь понять, куда попрятались тени, контингент посетителей к этому времени суток на вокзале города Ш., становится разношёрстым. Очнувшись в ущербном для себя месте, к собственному несчастью, среди зимы, в февральскую вьюгу; тридцатиградусный мороз, загнал меня в самую кишку этого таинственного, подчас, опасного заповедника. Так, наотмашь, проруха судьба бьёт под хвост бродячего пса. Апория, гонит его в сквозное лоно тёмной подворотни, из которой недавно чудом выбрался живым. Там, где каждая тварь, за просто так, готова выцарапать глаза и вырвать клок шерсти с мясом. А за кусок выброшенной на помойку конины, протухшей из-за халатности нерадивой кухарки, в сентябре месяце чрезвычайно жаркого лета, случилась стычка, в результате которой, целую неделю по распоряжению городских властей, отстреливали сбивающихся в стаи бродячих собак. Но "бешеный" затаился и ещё больше озлобился на людей. Такова изнанка жизни города Ш., если хотите знать, если вам это интересно. 
 Очутившись посреди зала ожидания, я несколько минут приводил свои мысли в порядок. Повсюду кишели нелицеприятные ожидающие. Каждый со своими пожитками и чемоданным настроением. Одни, пытались создать себе уют, разложившись на скамье, лёжа на нижнем ярусе. Другие, слонялись из угла в угол. Далеко не каждый, мог бы вынести всё зловоние, - сотканный букет из органически непереносимых человеком запахов. Но многие, здесь, чувствовали себя, как дома. Размеренность их движений, наводящая на образность: в моём определении они выглядели, как единое аморфное тело в амбивалентном состоянии, когда один и тот же объект, вызывает одновременно противоположные чувства. Их безобразные лица, окончательно испортили моё настроение и заставили сделать вывод, что запах, резко ударивший мне в нос, их возбуждает на сон. Ещё у входа в утробу общего назначения, я почувствовал, как по мне поползла, воображаемая тень, что это было, я не знаю. Но взгляды, которые раздевают человека догола, а затем копошатся в его чемодане, в частности мой жёлтый чемоданчик, который я держал на весу в правой руке, вывел их из аморфного состояния. Я даже не успел понять, что происходит. Всё что я услышал после, - это резкий хлопок и полная тишина вокруг. Теперь, я им стал совершенно безразличен. Все начали озираться по сторонам, зверьком поглядывая на громко хлопнувших входной дверью товарищей в красных шапках, которые им были вовсе не товарищами, а скорее, - душеприказчиками.
 Время здесь остановило свой ход, об этом, можно было судить по часам, висевшим на фронтальной стене, и если присмотреться внимательней, можно было понять, в чём причина временной остановки. С крыши вниз по стене стекала вода, и даже стрелки на часах были покрыты ржавым налётом. Каждая минута ожидания была выстрадана раздирающим лёгкие до самых барабанных перепонок, чахоточным приступом, вновь прибывшего туберкулёзника. Каждый прибывавший на ночёвку, с нетерпением спешил всячески поприветствовать собравшихся. По-возможности, сделать это публично. В то же время, не привлекать к себе особого внимания, чтобы не показаться помпезным клоуном, с коими здесь якшаться считается признаком дурного тона. Так, что любой прибывший, пусть даже самую малость, уважающий здешние порядки, каким-то краем мысли, осознаёт всю неизбежность своего здесь  пребывания, оставляя за собой право, быть своим среди чужих.
 Я вышел прочь из зала "испытания", так как, больше не мог сносить безмятежность всеобщего прозябания внутри. Голова была забита мыслями о вечной любви, неподвластной времени, о разлуке и грядущей новой встрече. Сердечные дела, способны вызвать одновременно тахикардию и аритмию. Но без этой древнерусской тоски, метафизической тревоги бывает просто невыносимо и скучно жить.
 Оглядевшись по сторонам, я заметил, что снаружи вовсе не безопасно, учитывая усиливающиеся порывы ветра и болтающиеся на ветках дикорастущих деревьев, искрящиеся разорванные провода. Было зябко и с трудом удавалось удержаться от соблазна занырнуть обратно в зал "разочарования", чтобы притулиться спиной к липким розовым стенам. Но такие решения, как "выйти прочь", сделать что-то наперекор собственным желаниям, принимаются лишь однажды. Об этом знают настоящие мужчины, которые не храбрятся подобными поступками. Я искренне ценю философию Ницше и Шопенгауэра, которые считали своим долгом выплеснуть кипящий в них волюнтаризм в массы. "Всё то, что нас не убивает, делает нас сильней".
 Эммануэль говорит, что из усов Фридриха Ницше, получилась бы отличная щётка для чистки мозгов. Подобное иррациональное использование умственного ресурса, в очередной раз доказывает, насколько безгранична фантазия женщины, и прямо пропорциональна воле мужчины, в период затяжной осени, в особенности, если женщина рождена под знаком Козерога.
 Неоднократно стучась в окошко в стене, используя редкие моменты, когда оно отворялось, рискуя получить грубый, беспричинный отказ, я просил приберечь для меня немного кипятка, и тысячу раз нелепо извинялся луноликой Матрёне, которой, наверняка приглянулся, среди прочих обитателей вокзала, благодаря своей настойчивости и вере в то, что обязательно наступит завтра. Но жить мы будем сегодняшним днём. Итак, я продержался на морозе до самого утра. И отморозил себе только левое ухо.
 В книге "Бардо Тхёдол" сказано, что на чаше весов (в момент символического взвешивания) помещены белые камешки и чёрные камешки.
 Дождавшись своего поезда, который не имел ни какого права опаздывать на целых две минуты, если ориентироваться по моим подведённым на пять минут вперёд часам, я, наконец-то, познал все прелести пребывания в накуренном вагоне, как может показаться, только на первый вкус. Заплатив проводнице весьма щедрые чаевые, я раздобыл вино рубин. Открыв потёртый томик "Бардо Тхёдол", в красном бархатистом переплёте, я с каждой новой страницей погружался во враждебный и бессмысленный для большинства европейцев, сконструированный не человеком мир. Потому, что сам человек не выбирает путь одиночества и трагической обречённости. Но, по всем неписаным правилам просто необходимо его за это наказывать. Находя бесподобным чтение этой книги, я временами приходил то в ярость, то наступал момент просветления. Наконец, покончив с бутылкой отстойного вина, едва ворочая языком, я был вынужден попросить проводницу не беспокоить меня до самого прибытия в город М.
 У тибетцев есть демоны или дьяволы (на этом закручивается сюжет "Бардо Тхёдол"), которые ведут осужденных в место очищения в аду;  у египтян порочных терзает мрачное чудовище, Пожиратель Теней. «Те, кто накопил много плохой кармы будут видеть вызываемых этой кармой пожирающих плоть ракшас (демонов), вооружённых различными видами оружия. Они будут выкрикивать: "Бей! Убивай!" - и другие слова, вызывающие страх. Умершему будет так же казаться, что за ним гоняться страшные хищные звери. Будет идти дождь, снег, опустится тьма, и будет дуть ураганный ветер. Так же привидится ему, что его преследуют толпы людей. Он будет слышать звуки, напоминающие грохот рушащихся гор, шум бушующего моря, треск во время пожара и завывание ветра. Услышав их, он ужаснётся и станет метаться из стороны в сторону, стремясь убежать, но все пути будут оканчиваться тремя страшными зияющими пропастями - белой, чёрной и красной, и ему будет казаться, что он сейчас туда упадёт. «…» Добрый дух, рождённый одновременно с тобой, явиться сейчас и посчитает твои добрые дела с помощью белых камней, и рождённый одновременно с тобой злой дух явится и посчитает твои грехи с помощью чёрных камней. Ты испугаешься, и будешь дрожать от страха. Ты станешь лгать, говоря: "Я не совершил ничего плохого". Тогда Владыка Смерти скажет: "Я проверю с помощью Зеркала кармы, правду ты говоришь или лжёшь". Сказав это, он посмотрит в Зеркало кармы, в котором ясно отражены все совершённые тобой добрые и злые дела. Поэтому ложь не поможет тебе. Тогда один из богов возмездия, подчинённых Владыке Смерти, наденет вервие на твою шею и потащит тебя к месту наказания. Он отсечёт тебе голову, вырвет твоё сердце, вытянет твои кишки, слижет твой мозг, выпьет твою кровь, съест твою плоть и сгрызёт твои кости».
 Когда поезд прибыл на вокзал города М., меня уже ждала на перроне делегация встречающих. Среди которых были хлипкие на вид мужчины, им ровня - дамы. Дождавшись, когда я сойду с поезда, встречающие, среди которых, я заметил только одних китайцев, начали кланяться ниже земли, и допытываться, как я добрался и как у меня дела. Вы знаете этих буквоедов? Они буквально пригвоздили меня к стене своей вежливостью и обходительностью. По-правде, я был тронут и не ожидал того, чего от них все привыкли ожидать. Один из них задал мне вопрос: "The quick brown fox jumps over the lazy dog" (что в переводе с англ.: "быстрая коричневая лиса перепрыгнула через ленивую собаку"). Это был пароль, который означал, что я могу передать им книгу (фраза-коэн, содержит все буквы английского алфавита). Но пытливые китайцы, несомненно, съели множество букв, так как сами не понимали, о чём они говорят, на языке, которого не знают. Услышав пароль, я с гордостью достал из кармана и протянул им своё ухо, ответив, что дела у меня в точности, как у Ван Гога. После чего, в зале ожидания, воцарилось безмолвие (живые перестали дышать). Секундная стрелка надломилась, с безумным "тиком". Группа встречающих переглянулась между собой, и бурные аплодисменты, как раскаты залповых орудий, от ударов которых ладони  принимают форму крыла, взорвали тишину. Затем, последовали восторженные крики «ура», сотни радостных улыбок и уважительных поклонов. Из толпы засвистели-зачирикали. Мужчины взялись раскачивать меня на руках. А дамы принялись бросать чепчики в воздух. Но партия сказала своё твердое: нет. Известно то, что "ъ" нет, может означать также, упрямое "да".
 Так, в свой злополучный час, Ван Гог предстал для окружающего мира - безудержным психонавтом. Не поддавшись на бесчисленные уговоры и роящиеся в голове мысли-психомы, по-самурайски хладнокровно, он отрезал себе то самое, знаменитое правое, а не больное и воспалённое левое ухо. Тем самым, окончательно запутал следы, уходя от призрачной погони, прячась от безумия собственного гения. А его увлекательные творения, - бесчисленные картины, - неустанно, по сей день, живут в материальном мире, воспламеняя фантазию подобных мне психонавтов; они всегда рядом, спутанные в паутину нервных клубов, скрытые от посторонних глаз, и найденные на чердаках элитарного и массового сознания; завораживают кровь и будоражат рассудок истинных ценителей искусства. Эти полотна едва ли смогут оставить кого-то равнодушными.
 А есть ли на свете люди, которые спросят, как дела у Ван Гога? - В нашем суровом эмансипированном обществе, право, об этом принято молчать.

 Из «Дневника Откровений и Заклинаний» Бардо Тхёдол