Выпускной бал. Одноклассникам

Анна Шутис
А помните, дорогие мои,
Как мы, гуляя по Сосновке,
Клялись встречаться тут каждый год?....
Эх, вы....
Милые вы мои дети нашего странного района, наших "Бермуд"...



Школа, школа, родная моя... не могу назвать тебя такой вот родной, но все равно ты моя... К тому же, окошки твои вижу из своего окна. Особенно они уютно светятся утром зимой, когда темно, а детишки уже сидят за партами. И уже светятся окошки-стеклопакеты не так, как раньше, светились наши, обычные деревянные рамы с веревками для открывания форточек,но я люблю вас, мои школьные окошки...
И пронзает меня мыль такая, что окошки эти еще придется мне намывать, но уже будучи бабушкой.
И представляю я, как поведу я своего внучека Бореньку или свою внученьку Вареньку в первый класс. И будут у них огромные гладиолусы, банты у девочки, костюм с бабочкой у мальчика и рюкзаки с учебниками на их слабеньких спинках...
Так, это мои мечты, внуков пока не намечается, вспомнился свой школьный период. Странно я как-то выразилась - школьный период... Ну, как выразилась, так и выразилась!
Сегодня садимся с мужем в маршрутку, я плюхнулась, он остался курить. Он встретил меня после работы, сидел, ждал меня в скверике, и сел на непросохшую от краски скамейку. Джинсы на попе в белых разводах, и все его мысли, как бы быстрее добраться до дома, оттереть все это уайт-спиритом. ...
А у нас еще - рынок впереди. Еды купить на выходные. Нервничает,  курит...
В маршрутку заходит Олик Рыжикова. Одноклассница.
Я подождала, пока она расплатится с водилой, говорю:
- Рыжик, хеллоу!
- А! Нюха! Ты!
Эмоций было, будто жили в разных странах, и не виделись лет двадцать....
Часто видимся, живем все в одном районе, в знаменитых "Бермудах". Кто знает Питер и Гражданку, тот поймет меня...
Пока ехали в маршрутке, перемыли кости всем одноклассникам, кто жив, кто здоров, кто процветает, кто спивается....
К слову сказать, Олик вышла замуж за Славика, тоже за одноклассника. И они у нас самая успешная пара из класса.
Самая ранняя и тоже долгожительствующая пара  - Таня и Игорь. Если у Олика и Славика любоффффь завертелась в девятом классе, то у этих мамонтов все началось с четвертого класса.
Когда они стали жить, я не знаю, но поженились самыми первыми, сразу после школы. Они пережили все кризисы-бизнесы-дефолты. Торговали, челночили, мерзли на рынке. Потом ставили продавцов, держали магазины, купили жилье-машины-дачи, родили двух детей.
Но рынок испортил Таню, она спивается.
С бизнесом как-то у них теперь покончено, он работает кладовщиком, она продавцом в "Полушке". Он занимается детьми, а она пьет... Она очень красивая. Была.
Пока мой муж нас слушал, он молчал. Когда вышли из маршрутки, распрощались-расцеловались, он спросил:"А вы с ней в классе были две змеи, которые всех подъ...бывали?" Я говорю:"Да, а как ты понял?" Он говорит:"А по вам видно. Она тоже Овен?" ...
"Экстрасенс...." - протянула я. Слов не было... Мы с Оликом устраивали такие стебаки в классе, что от нас вешались учителя и одноклассники. Но при этом мы хорошо учились, и я даже была старостой класса. Ой, и какое-то время была комсоргом даже!!!!
Так к чему это я?....
А! Сегодня же последние звонки прозвенели!
И впереди - ЕГЭ у детей. А потом - выпускные вечера...
И вот вспоминаю наш выпускной.
Платье на мне было - платье старшей сестры. Красное! В стиле Шанель. С белыми окантовками. Не "маленькое черное платье", а красное....
Потрясающий финский трикотаж, купленный по блату!
Я смотрелась стильно на фоне своих одноклассниц, которым портнихи их мам шили платья с подъюбниками. Они смотрелись, как смешные куклы. А время было не то. Тогда было "время менять имена".
На мой выпускной пришли папа и мама.
Брат, как всегда, учился, сестра, как всегда, служила Родине.
А потом, в самый разгар вручения аттестатов, в актовый зал, взмыленный, пропахший казармой, ввалился мой будущий муж, будущий отец моей дочери, человек, с которым я прожила потом одиннадцать лет. И наш брак развалился, когда мне не было тридцати.
Но тогда!!!!
Тогда он пришел в военной форме, с курсантскими погонами, с опознавательными шевронами принадлежности к летчикам. Я тогда не понимала, что это относится к космическим войскам. Он пришел с букетом красных роз. В тон к моему платью.
Учителя офигели.
Одноклассники знали его, мы вместе общались. Мальчишки ревновали, но смирились. Я всегда с мальчишками умела дружить, правда, не догадывалась, что кто-то из них может быть в меня влюблен, и может болезненно переживать мои отношения с другими.
Девочки из паралелльных классов завистливо смотрели на нас, когда мы танцевали вальс.
А потом....
А потом у него увольнение закончилось.
Он быстро побежал на автобус. Выпускной закончился. Часть класса поехала на дачу к кому-то из одноклассников-ботанов, вместе с классной, а наша компания неформалов поехала на дачу ко мне.
Добрые родители дали мне ключи.
К нам еще присоединились ребята, которые учились с нами до восьмого класса и ребята из соседней школы. Толпа была приличная. Три гитары, сухое вино, и ноль закуски.
Кстати, мы полные дураки тогда были, потому что столы были накрыты прямо в актовом зале.  Мама нашего комсорга была директором самого известного универсама в нашем районе. Еды было полно. Но нам и в голову не пришло взять с собой бутерброды....
Но, я знала, что на даче есть еда.
Мы ехали в электричке, пели песни Цоя и Кинчева.
Ромка Белов, изгнанный после девятого класса, пришел специально ко мне. Мы очень с ним дружили....Наша дружба заключалась в том, что мы сидели с ним на первой парте, издевались над учителями ехидными улыбками, но при этом хорошо учились. И курить мы бегали с ним вместе в подъезд ближайшего дома. Это было нашей тайной, о которой знали все одноклассники, и считали, что у нас любовь. Но у Ромки была тогда девочка Юлька из соседней восьмилетки, а у меня уже был курсант Сашка из Академии Можайского.
Когда мы приехали на дачу и шлепали по однокалейке к дому, Ромка пел "Поколение дворников и сторожей". Его выгнали из девятого класса за его креативность. Он всегда ходил с таким хаером на голове, что нашим училкам-матронам становилось плохо. Как-то пришел бритый наголо, с повязкой на голове, с надписью "Привет из парикмахерской!" Классная выгнала его с урока, а потом доконала, и добилась, что его убрали из школы, он перешел в вечернюю. А учился он хорошо. Такой вот парадокс...
Я на наше десятилетие выпуска позвонила ей, приглашала, она не очень хотела видеть наш класс, потому что и класс-то не очень хотел видеть ее.
И Рому я ей припомнила. ....Об этом будет понятно ниже, почему припомнила...
А потом... Вино, песни, колбаски из холодильника, картошка в золе, поход на озеро, стычка с местными, братание, я прошу у одного из местных покататься на мотоцикле, он мне дает свой байк, я уже даю по газам, еду, выезжаю на главную аллею....Крендец...
Родители! Сквозь легкий туман от озера, в белую ночь, я разглядела эти силуэты. Они шли, как Кутузов с Наполеоншей....И тут дочка выезжает им навстречу на неизвестно чьем "Чизете"...
Как орал на меня папа... Он никогда меня не ругал и никогда не повышал на меня голос. Просто он очень испугался за меня, едущей на транспортном средстве.
У меня возник встречный вопрос:"А на фига вы приперлись, если сами дали нам ключи?"
"Испугались за вас" - был ответ.
На такси приехали, злодеи.....
Ну и что? И вот так закончился мой выпускной.
Родители собрали наше стадо в кучу, отвели домой, разложили по койкам, предварительно напоив чаем с вареньем.
Утром папа наварил картошки, достал из подпола огурцов, грибов, яичницу пожарил с салом.
Друзья у меня все с подвешенными языками, и папа мой тоже. Да и я.
Пока мама и девочки мыли посуду, мы несли какой-то пурген про перестройку, про новую жизнь, про перемены.
Мама перевязывала коленку Генке, который, перепив вина, упал и ударился об шпалу на однокалейке.
Самый умный был Диня Винарский, его папа не мог переспорить. Да, Диня вообще, чел-монолог. Вроде, в ФСБ теперь служит...
После этой поездки на дачу мальчишки часто приходили ко мне в гости в городе. Но не ко мне. К папе. Они садились у телека и болели за "Зенит".
А что потом? А потом все поступили, женились, вышли замуж, плодились....
Это было в 1989 году.
Мы не устраивали на выпускной крутые тусы, не снимали рестораны, лимузины, не выходили на вручение аттестата в полуголом виде. Да и не принято это было. Да и лимузинов не было тогда. Речной трамвайчик - самый лучший лимузин.
Мы были детьми перестройки. Мы были смешными и наивными. И это время кого-то сгубило. Кого-то укрепило.
Это даже не рассказ, а просто очерк, воспоминания мои. А теперь я хочу вспомнить тех, кто был тогда со мной, и кого нет теперь
 - папа мой, Борис Иванович, умер в 1995 году.
- Ромка Белов, одноклассник, покончил с собой в 2001 году, бросился под поезд. Сгубили его наркотики. И даже не наркотики. Его сгноила наша классная руководительница - физичка. Она просто его гнобила. Зачем? Смысл? У самой двое детей. Ромку она выставила из школы, не дав ему закончить десятилетку. А он... Вот так вот с ним случилось...
 - Юра Васильев, с четвертого класса сидели с ним за одной партой. Умер пять лет назад от сердечной недостаточности. Сгубил алкоголь. Пил запоем. Вовремя не похмелился.
 - Гена Джигин, умер от рака желудка в 1997 году. Ничем плохим не увлекался, просто умер молодым.
А все остальные живы-здоровы.
Хотя, вспомнить можно всех моих одноклассников, даже которых не было на нашей веселой тусовке на даче.
- Таня Иванова, пропала без вести. Осталась сиротой в трехкомнатной квартире. После ее исчезновения в ее трехкомнатной квартире стали жить лица кавказской национальности.
 - Лариса Драгунова, сидела за кражу, вышла, опять села, вышла. Пила, лишена родительских прав. Связалась с вором, в которого влюбилась. После очередной отсидки пропала. Родные подали в розыск. Опознали с трудом. Труп нашли в канаве в пригороде, с признаками ДТП,
 - Юра Белов, в начале расцвета Бандитского Петербурга состоял в группировке Кумарина. Был весь очень красивый, накаченный, на тонированной "девятке", гулял с бультерьером. А потом почему-то у такого спортивного мальчика образовалась страсть к наркотикам.
Умер в 2001 году у себя на даче. Найден без признаков насильственной смерти. Якобы, передоз...
И это, пожалуй, все.
Все мои одноклассники вполне успешные люди. У нас половина класса гуманитарии, половина - технари. Адвокаты, менты, таможенники, военные, инженеры, бизнесмены, экономисты, бухгалтера, врачи.
В принципе, если посмотреть на количество неудачно сложившихся жизней, удачных больше. Дурацкое время перемен не добило детей 1972 года рождения. Мы есть, мы живы, мы да почти все живем в одном районе и периодически встречаемся на рынке или в маршрутках.
Мы живы!!!!

Только вот спустя несколько лет после нашего выпускного, я как-то залезла на чердак на даче, искала там какую-то тяпку новую маме, грядки окультуривать, и нашла старый валенок.
Меня это заинтересовало. Как этот валенок оказался на чердаке в одиночестве?
Я запустила туда руку.
О, Боже! Вытаскиваю бутылку "Ркацители"! И две чашки чайные!
Мама, как сейчас помню, искала их!
И тут я вспомнила, как Ромка Белов, когда родители нагрянули на дачу, мне сказал :" Аня, я заныкал от всех для нас с тобой вино. Как все уснут, пойдем, погуляем, выпьем...."
И забыл. И я не придала значения. Родители приехали, я испугалась тогда показаться плохой девочкой перед папой и мамой....
А Ромки уже не было в живых на тот момент. На тот момент, когда я нашла его бутылочку бормотухи, той бормотухи, которую пили все студенты и старшеклассники тех времен.
Когда он покончил с собой, его опознали только через два месяца.
А это случилось через одиннадцать лет.....У меня тогда дочка во второй класс уже пошла. Мне Ромкина мама сообщила о его смерти...Под колесами поезда не очень хорошо, наверное, умирать.
А через два года после этого страшного события я нашла от него это послание.
Я выпила эту бутылку "Ркацители" одна. Я и была тогда одна на даче.
Промурлыкала "Поколение дворников и сторожей потеряло друг друга в просторах бесконечной земли... Все разошлись по домам..."
Легла в кровать, обняла кота, и чтобы не страшно было одной в доме, включила "Русский шансон". Ваенга и Стас Михайлов усыпили меня. ....

Если б можно бы взять
Повернуть время вспять
Вот это романтика
Чудеса навигации.... (С)