Как я стал крестным отцом

Александр Таронский
   В начале шестидесятых вечером позвонили к нам домой. Я открываю дверь, входит дедушка Само со своим сыном Меружаном, целуют меня быстро и с остервенением, как все западные армяне, потом подают руку отцу, и не сказав ни слова, и резко кладут на середину стола армянский коньяк "Васпуракан".
   Отец с виноватой улыбкой смотрит на мать, мама тут же начинает ставить на стол всё, что есть в доме, колбасу, закуски, фрукты.Но в глазах у неё тоска.Я на кухне спрашиваю:
- Мама, а почему дедушка Само положил на стол коньяк? И почему вы с папой такие невеселые? - мне всего 10 лет, но я понимаю, что поступок Само не так уж обрадовал моих родителей.
- Араик,понимаешь, сын Само женится,их род ещё в Западной Армении были крестниками нашего рода. Коньяк ,поставленный на стол,означает,что твой отец должен стать крестным его сыну Меружану.Отказать нельзя, ибо эта традиция уже длится 300 лет, а ты знаешь, что сейчас у нас денег нет.
  - Но, мама, это же хорошо, будет свадьба, потом у них будет ребенок, и будет очень весело,-после моих слов мать моя посмотрела на меня, как на жалкого несмышленыша и ничего не ответила.
   Вскоре у нас перед свадьбой появилась и невеста Меружана,а жених приходил к нам два раза на дню, но мама не оставляла их одних.Таковы были древние традиции, ибо крестный отец и его семья должны были строго соблюдать древние обычаи и до свадьбы близко не подпускать жениха к невесте.
   Отец взял в долг у своего двоюродного брата Асатура, и через две недели состоялась красивая свадьба, где я полопал столько любимых мною шоколадок,ради фантиков что два дня подряд у меня болел живот.
    Всё было хорошо, вскоре дедушка Само с сыновьями привезли нам первый наш телевизор "Неман", который почти 15 лет служил нам. Но беда началась после, когда у Меружана родился малюсенький сын.Нужно было крестить его.
    Бедный мой отец работал тогда помощником первого секретаря 2 города Армении, в церковь входить не имел права (тут же бы лишился работы). Вечером у нас в доме была настоящая война между мамой и папой. Отец кричит:
   - Как ты не понимаешь,если я завтра утром пойду в церковь, меня тут же вызовут в ЦК или даже посадят.А что я скажу Савояну, первому секретарю, что я не могу отказать своему крестнику, - и бедный мой отец хватался за голову.
    Ситуацию спасла моя бабушка с материнской стороны, женщина набожная и умная, она и говорит зятю:"Геворг, а Араик разве не твой сын? Пусть он будет крестником ребенку, и мы завтра с ним поедем в церковь.
   Отец от радости даже подпрыгнул на месте и стал всех нас целовать за своё спасение.
Так я в 11 лет стал крестным отцом, но когда приезжал в родовую деревню, бабушка Ериназ, мать Меружана, увидев меня, прямо на улице вставала на колени и целовала мне руку,предварительно опустив голову.Мне было стыдно, я же учился в лучшей русской школе,но она, заметив, что я стесняюсь, сказала мне:" Кавор(крестный), ты не стесняйся,ты же по линии дедушки скоро станешь начальником рода, а начальники рода Аветаран уже 300 лет никогда и ничего не стеснялись.
   После этих слов я так возгордился, что начал себя вести с достоинством, как взрослый человек,а однажды отец мой говорит матери:"Ты смотри, наш Араик становится уже мужчиной. Древние традиции помогли..." И они начали смеяться с мамой, а бабушка поцеловала меня в щеку и сказала:"Так держись, мой генерал!"