Отлившиеся слезы

Людмила Дейнега
  В среднюю школу предгорного райцентра Раиса Даниловна приехала из небольшой станицы, затерявшейся среди лесного горного массива Кубани. Приехала не одна, а со своим молодым голубоглазым мужем Иваном, таким же веселым, энергичным, компанейским, как и она.
     Им сразу выделили небольшой участок земли недалеко от школы, и за год с небольшим Иван «вымахал» красивый добротный дом под железной крышей, а рядом – большую летнюю кухню с баней и гаражом одновременно. Сам он устроился работать водителем «КамАЗа», а в собственный гараж через полгода поставил новенькую белую «Волгу», что по временам начала семидесятых было довольно круто.
     Раиса Даниловна преподавала химию.  Ее ученики занимали первые места в районных и краевых олимпиадах, успешно поступали в ВУЗы страны, некоторые шли по ее стопам. Выглядела она всегда просто, но убедительно. В гардеробе красовались модные костюмы и пальто.  Как-то торжественно учительница носила меха, тем более, что муж был основательно увлечен охотой.
     Дом Раисы Даниловны был действительно полной чашей: ковры, где только возможно, хрусталь в буфете и на столах, новые книги и телевизоры – в общем, всего было навалом.  Единственно, в чем нуждался сам хозяин – это в хороших сигаретах, которые жена доставала «по блату». В их довольно-таки зажиточной семье росло двое детей: сын и дочь.
      Дочь была очень похожа на мать.  Высокая, худенькая, стройная, с капризными губами и голубыми глазами, как у отца.
    Сын-крепыш, невысокого роста, спортивного вида.  Он и на самом деле занимался с тренером, который буквально бредил боксом.
    И сын, и дочь были очень дружны между собой, доверяли друг другу свои нехитрые тайны. Ходили вдвоем на все дни рождения, куда их частенько звали.
     Когда в школу назначили нового директора, за спиной Раисы Даниловны начали поговаривать о том, что она когда-то была его невестой, но шустрый Ваня увел Раечку из-под венца. Многие сомневались, однако Раиса Даниловна сама сказала, что слухи правдивы, но это все пройденный этап и пора забыть о прошлом. Коллеги вскоре перестали об этом и вспоминать.  Только жена нового руководителя, иногда критически оглядев обновы «химички», тихо произносила: «Вкуса как не было, так и нет».
     Между собой они, в общем, никогда не конфликтовали, может быть потому, что учили детей друг друга. Одна – химии, другая – русскому языку, с отличием окончив МГУ.
     Нового директора забрала милиция прямо из рабочего кабинета, его вскоре посадили, как раз после выпускных экзаменов десятых классов, что стало сенсацией на весь район, а его жена Светлана Иосифовна навсегда ушла из школы, на прощание, бросив  Раисе Даниловне слова, которые лет десять гуляли по поселку: «Ты бы, стерва, всем рассказала, что твоей рукою писаны все анонимки на моего мужа. Лучше бы прямым текстом объявила, что спишь и видишь себя на его месте. Ну, ничего. Отольются тебе еще мои слезы…» Слезы стали отливаться Раисой Даниловной ровно через год.
      Накануне они с мужем устроили сыну пышную свадьбу. Невеста была уже замужем и одна воспитывала трехлетнего сынишку. После свадьбы молодые уехали в Сочи, где сын Раисы и Ивана был начальником какого-то строительства. Невестка вернулась с сынишкой буквально через четыре месяца к своей матери. Ее муж примчался на новенькой иномарке и объявил всем, что у него после отъезда жены пропали все деньги из сейфа. Был грандиозный скандал, но и он не расставил всё и всех по местам. «Холостяковал» сын потом полгода в летней кухне Раисы Даниловны. Однажды утром она обнаружила его повесившимся. Никакой записки он не оставил.  Вся семья была в глубокой депрессии…
     Особенно замкнулась надолго их дочь. Сутками Светлана рассказывала соседям, как любила брата, как вдвоем жили на съемной квартире, когда учились в университете, где работал ее жених. Даже он не понял ее привязанности к родному человечку, и она вышла замуж за другого красивого аспиранта.  Брак был недолгим, но оставил после себя крохотное маленькое существо, которое взялись с удовольствием воспитывать Раиса Даниловна с мужем. Тогда дочь Раисы Даниловны, поступив с братом в университет, не получала никакого морального удовлетворения.  Она прекрасно рисовала.  И свою судьбу ещё в школе представляла совсем другой. На четвертом курсе Светлана поменяла ВУЗ. Трижды пыталась устроить личную жизнь: то поехала за латышом в Ригу, откуда ее проводили с большим кожаным желтым чемоданом на колесиках, то ездила к претендентам на ее руку на Кавказ. Красоту художницы ценили месяц-два, а потом отправляли к маме на Кубань…
     После месячного исчезновения ранней весной,  Светлану нашли в сумасшедшем доме. Дважды оттуда пытались забрать, дважды возвращали.
     Раисе Даниловне начали лечить сердце…
   Единственной радостью стал для неё внук, похожий  на деда, как две капли воды. Казалось бы, надо продолжать жить и радоваться, но накануне Пасхи Иван Спиридонович скоропостижно скончался от обширного инфаркта. Этого никто не ожидал. Ему вдруг вечером стало плохо, вызвали скорую, но врачи оказались бессильны…
     Следующей весной Раису Даниловну силой оттащили от памятника мужу. Она поставила его на склоне сельского кладбища ровно через мучительный год женского одиночества без любимого вихрастого Вани. ..
    Любимую белую «Волгу»  мужа Раиса Даниловна продала и обрадовала внука новой компьютерной техникой и плоским телевизором новейшей марки. А себя – двухкамерным холодильником…
   Меха её потускнели. Она пыталась держаться за школу, но частенько болеющий «химик» совсем не устраивал начальство.
    Неоднократно Раиса пыталась забыть слова Светланы Иосифовны, но они будто зависли в её голове и не давали спать ночами. Никогда не посещавшая раньше церковь, бывшая «химичка» теперь ставила там дорогие свечи…
     Весенним утром солнечного воскресенья Раиса Даниловна пошла на рынок, который был буквально в двух шагах от дома. Там встретила много знакомых, переговорила о том , о  сём. Смутили первые букетики белых подснежников.  «Весна!»- подумала она с восхищением и купила себе два на радость.
   Домой вернулась в двенадцатом часу.  «Скоро обедать будем, бабуля?»,- спросил сидящий за компьютером любимый внук.
«Сейчас, радость моя. Вот только присяду на минутку…»- она с трудом  опустилась на роскошный диван.  Пол начал медленно уплывать под ногами, подснежники сыпались из непослушных рук…  Дышать становилось всё труднее, а ей  так хотелось остаться здесь ещё, хоть ненадолго…
   «Вот и отлились мне её слёзы…»- еле прошептала она напоследок подбежавшему к ней красавцу – внуку.
     Похоронили Раису Даниловну рядом с любимым мужем Ваней – тёзкой бывшего жениха, от которого сбежала к своему ненаглядному прямо в подвенечном платье… 
                Апрель, 2012