Из Этюдов об оркестре. Дирижер

Марк Лоткин
               
               
                Искусство дирижирования парадоксально, так как
                варьируется от механического до вдохновенного. Дирижер
                может быть и семафором, наделенным искусственным ин-
                теллектом, и светлым духом музыки. Насмешливое утвер-
                ждение, будто "дирижировать может каждый",в буквальном
                смысле верно: музыканты будут играть независимо от того,
                насколько бессмысленны или бессвязны взмахи дирижерской
                палочки. В этом отношении дирижеры отличны от других
                исполнителей. Скрипач, даже начинающий, должен точно
                интонировать. Пианист должен обладать довольно высокой
                техникой, чтобы довести пьесу до конца с минимальным
                количеством неверных нот. Дирижер же свободен от подоб-
                ных обязательств, ему не нужно играть - он только прика-
                зывает другим.

                Николай СЛОНИМСКИЙ (Nicolas SLONIMSKY)
                Aбсолютный слух:История жизни.- СПб., 2006. - С.193

               



   Принято считать, что как отдельная профессия, дирижирование существует примерно с середины ХVIII века. Раннее упоминание о дирижере (conducteur)  встречается в 1732 году в словаре Вальтера (Musikalisches Lexikon).
     Отбивание темпа(или такта) ногой, затем рукой с помощью палки привело к окончательной победе более или менее современного вида дирижирования примерно к 1820 году.Этот непростой путь достаточно подробно описан в соответствующей литературе.
     Руководители оркестров того времени , а это были как исполнители на клавишных инструментах, так и скрипачи-концертмейстеры, пришли в конце концов к пониманию необходимости разделить функции.Это было связано как с изменением задач ансамблевого музицирования (включавшем усложнение самого репертуара), так и с необходимостью значительно большей концентрации в руководстве и контроле за исполнением в целом.
     Вот что рассказывает в своей Автобиографии один из пионеров дирижирования немецкий скрипач,композитор и дирижер Людвиг Шпор(Spohr, 1784 - 1859):
       "Мой предшественник дирижировал скрипкой, и я по желанию певцов начал с той же манеры,указывая темп смычком и держа скрипку наготове в руке, чтобы, когда нужно помочь... Теперь я отложил скрипку в сторону и дирижировал во французском стиле - палочкой" /Цит. по: Карс А. История оркестровки.М.,1989. - С.291/.
     Тем не менее, попытки играть без дирижера не прекращаются и поныне...