Чапаевы в Сибири

Юрий Баранов
      Поздней  осенью 1919 года из разбитых сибирских полков белой армии     и брошенных  на произвол судьбы госпиталей, возвращались по домам подавленные поражением колчаковские солдаты и офицеры.
                Они заворачивали в промасленное тряпье, принесенное с  фронта боевое оружие, прятали его от глаз подальше. Эти пулеметы, винтовки, пистолеты, штыки, ящики с патронами, и спустя десятилетия люди будут находить в колодцах, на чердаках, на огородах, в кирпичных кладках  русских печек.
             За белогвардейцами  вскоре потянулись к своим очагам, прятавшиеся по лесам   дезертиры, и уж только потом,  один за другим,  пришли c войны  красноармейцы.  И не только местные.    Подъезжали из дальних малохлебных краев, те, что во время боев за Сибирь, увидели, сколько здесь много простора и свободной земли.
                Однажды появились здесь и  репрессированные братья Чапаевы: Александр и Николай. Новые власти не посмотрели, что   они  являются сродными братьями широко  известного командира 25 ударной дивизии РККА Чапаева В.И.  Их раскулачили.  Но им повезло.  Повезло в том смысле, что их не выбросили среди степи, или в тундре. Более того,  братьям   выделили  небольшие старенькие дома  в  деревне Комлево Армизонского района Тюменской обл.
              Оба приехали в Сибирь со своими с семьями.
                Александр не брезговал никакой работой в колхозе им. Когановича, а Николаю,  в  тридцатых годах даже доверили быть председателем ревизионной комиссии в этом же хозяйстве.
               Отношения Николая с председателем колхоза Калашниковым (по совместительству парторгом) сложились довольно жесткие. Об этом свидетельствуют короткие, но хлесткие заметки на страницах районной газеты за 1937 год. Калашникову в этих заметках здорово перепадало.  В одной из этих заметок прояснилось, что дело у этих двух мужчин однажды дошло даже до драки.
               Но война навсегда развела этих двух непримиримых мужчин. Калашников в 1942 году попал под Ржевом в немецкий плен, и следы его после этого затерялись.  Может в ГУЛАГЕ, а может нашел другое место на просторах России.
               В пятидесятых годах Николай Чапаев был одним из самых известных садоводов района.  До пятидесяти тонн яблок собирали женщины  в саду, который он выращивал, и охранял.
             Александр до конца своих дней прожил в Сибири, а Николай в  шестидесятых годах  переехал на свою родину,  - столицу Чувашии город Чебоксары. Там он приглашался, на пионерские сборы в школу № 2, носящую имя его брата В. И Чапаева.
          Недавно в наше село приезжали представители  областного телевидения.
             Корреспондентка встречалась с родственниками В. И Чапаева.  , большинство из них   это    дети, зятья, снохи,  внуки Ивана Александровича.
 Один из  сыновей Ивана  является полной тезкой известного комдива.
             -А вот скажите, пожалуйста, в камеру, что вы полный тезка Василия Ивановича Чапаева, попросила его корреспондентка.
         И Василий распаренный, после жаркой баньки, с белым полотенцем через плечо , снисходительно и немногословно ответил, что да, я именно и есть  тот, о ком вы сейчас спрашиваете.

 
       На снимке:

          Во втором ряду: слева направо: Второй Александр Чапаев, третий Николай Чапаев.
В первом ряду: слева направо: третья женщина- Любава- жена Николая Чапаева, четвертая Александра- жена Александра Чапаева