Размышления о конкурсах

Любовь Линник
                Письмо Павлу Мацкевичу – редактору литературно-публицистико-
                культурологического сборника «Южный город»

    


     Уважаемый Павел Анатольевич!
     Недавно на Ваш вопрос о моём намерении участвовать в конкурсе прозаиков, я ответила отрицательно, не приведя чётких аргументов.

     Это была реакция организма на то, что ему не подходит. А вот, почему «не подходит», я хочу понять сама и поделиться этим с Вами.

     Судя по конкурсу прошедшего лета, цель мероприятия имеет две составляющие: выявление лучших и публикация всех конкурсных работ.
     Если бы присутствовала только вторая составляющая, то у меня не возникло бы никаких сомнений по поводу участия.

     Но, поскольку, существует первая и, видимо, главная, то я продолжу свои рассуждения.

     Человек, решивший принять участие в конкурсе, уже сам дал своему произведению высокую оценку. А для удовлетворения самолюбия и реализации дальнейших планов ему необходимо подтверждение этого членами жюри.

     Предположим, свершилось: лучшие работы определены. Но, какова гарантия, что оценки объективны? Я, ни в коем случае, не подозреваю судей в нечестности.

     Но искусство – не спорт, где победа измеряется килограммами, метрами, секундами.
     При оценке работ существенную роль играет человеческий фактор. Члены жюри, как и все люди, не лишены эмоций, настроения и набора собственных жизненных ценностей.

     Открытия и достижения в большинстве областей нашей жизни имеют конкретные точки приложения. Польза их обосновывается расчётами или оценивается по совершенно определённым вещественным критериям. И выявить лучшие – не составляет большого труда.

     В искусстве  точка приложения – человек, а цель произведения – воздействие на его ум и душу.
     Каким же образом безошибочно определить достойные работы?

     Произведение – тоже живой организм, не лишённый души. И может оказаться, что тело его – совершенно, т.е. соответствует всем законам построения, а душа – бедна.

     Но существуют ли вообще критерии оценки души? Это вопрос – очень тонкий.
Хотя, есть один бесспорный показатель: одновременная, одинаковая эмоциональная реакция большого количества людей.

     Согласитесь, если на кинофестивале после просмотра зал долго аплодирует, стоя, и многие не могут сдержать слёз, то не это ли – желаемое воздействие души произведения на душу зрителя?

     Конечно, литература стоит на особом месте – «на грани искусства и умственно-художественной деятельности» (БСЭ). А современные люди читают настолько мало, что не приходится ожидать таких бурных проявлений одобрения, какие я нарисовала.

     И оценить эмоциональное воздействие, посредством которого полнее воспринимается замысел, – задача сложная.

     Самое объективное жюри – время. Не конкурсы делают великих писателей великими. Происходит «естественный отбор». Для этого требуется только контакт писателя и читателя. А дальше всё происходит само собой. Не даром же «слухом земля полнится».

     Что касается изобразительного искусства, в котором мысли завуалированы, т.к. выражаются способом, отличным от общепринятого речевого, то сегодня почти каждую работу можно назвать талантливой (было бы желание). И основной аргумент при этом – художник так видит. А остальное доработает воображение зрителя.

     С литературой сложнее, хотя, и здесь нельзя преуменьшать роль воображения. Но, всё же, основным орудием является слово, гораздо конкретнее выражающее замысел автора, чем, например, технические средства в живописи. И спрятаться негде, и чувства свои трудно камуфлировать.

     Душа писателя обнажается и выставляется на всеобщее обозрение – на суд. В ней копаются, её оценивают, и возникает немаловажный вопрос: кто? Автор должен быть очень уверенным в себе человеком, чтобы относиться к этому безразлично.

     Современный мир изобилует соревнованиями, турнирами, конкурсами. Соревнуются, кто угодно и в чём угодно, зачастую, доводя понятие соревнования до абсурда.

     Почему все так жаждут признания первенства? Не исключено, что за этим скрываются комплексы неполноценностей или желание утвердиться любым способом.

     А, может быть, соперничество нормально, потому что является стимулом к самосовершенствованию?

     В других сферах жизни – возможно. Но я плохо представляю себе, как оно может присутствовать в искусстве, где произведения рождаются из ощущений, впечатлений и глубоких переживаний автора.

     Вот, почему возникли сомнения по поводу участия в конкурсе.

     Но, думаю, не так уж они  важны. Главное, что есть желание и есть, о чём писать. Подтверждение этого – моё письмо Вам.

     Не сочтите его за кокетство или стремление выделиться. Просто, тема показалась мне интересной, и я не могла её пропустить.

     Благодарю Вас за поддержку и понимание.
     Всего Вам самого доброго.
                Любовь Л.              Март 2010