V
Мы наивно и высокомерно думаем, что ощущаем и понимаем свое «Я», которое на самом деле никогда полностью не доступно даже нашему собственному разуму. Это значит мы не познали свой внутренний мир, его механизмы и влечения, что по сути не так просто и даже больно.
Собственное «Я» каждого человека представляет собой отражение Добра и Зла (Эроса и Танатоса), существующих в глубинах психической жизни.
Наши ощущения есть представления о продуктах борьбы этих двух влечений.
Можно встретить весьма интересные по разнообразию упомянутые представления в глубоких по смыслу образах в высказываниях философов.
Такие образы у многих авторов имеют свои особенности, показывающие присущюю именно им историю развития таких ощущений истины.
Не смотря на индивидуальное различие, тем не менее представления каждого исследователя направлены к одной общей теме.
Мы уже упоминали о схожести такого рода мыслей не только в этом материале.
В разбираемом очерке это представлено в следующем виде:
«В зависимости от степени взаимосвязей, душа и оказывается на разных уровнях между Раем и адом».
Нарушение взаимодействия обоих психических влечений выражается в душевных расстройствах.
Рассмотрим утверждение: «Какими мы будем - созидателями или разрушителями, зависит от того, с кем идем по пути Жизни - с Богом или с сущностью зла, т.е. с сатаной.»
Известно, что энергия влечения Эроса (любви), при определенных условиях, в своем высшем проявлении ответственно за творческое начало в человеке. К нему (творческому началу) можно отнести искусство и науку, культуру в целом.
Религия, как миф, может лишь в меньшей степени претендовать на истинное творение.
Следовательно, идущий по пути любви (Эрос, «Бог», наука) может быть причислен к созидателям.
По аналогии, в ком превалирует Танатос, служит примером разрушителя.
«Но, это крайние формы взаимосвязей. Большей частью, мы одновременно сосуществуем и с Богом и, с сатаной».
Вся история человечества показывает нам медленное и не легкое становление разума, и как его продукта науки.
Схематично такое стремление нам говорит, что в далеком будущем победа будет на стороне влечения Эроса («Бог», любовь, истина), конечно, при содействии Танатоса.
Об этом можно сказать и так:
«Рай и ад - это два места, из которых душа уже не возвращается на землю. В первом случае, потому, что человек, свою миссию, так сказать, полностью выполнил, освободившись от своей части зла, через изменение негативных свойств характера».
Мы знаем, что Эрос (любовь, истина) движет разумом, а значит и наукой («Бог»).
Человечество движется вперед, в будущее, где его ждет могущество воображаемого ранее «Бога».
Вот как это показано в очерке, который мы рассматриваем.
«В этом весь смысл того, где душа окажется в итоге. При Созидающем свойстве характера ум человека тесным образом взаимосвязан с Мудростью, Разумом и Чувствами, которая, в свою очередь, неразрывными узами взаимосвязана с Богом».
Исходя из этого, получаем наш второй вывод.
На определенном уровне, «Рай» символически может представлять собой будущее человека, где любовь (Эрос, «Бог», истина) будет править миром.
Какой будет этот мир и сам человек в нем, пока представить сложно.
Соответственно, если «Рай» это будущее, то «Ад» это прошлое человека и всего человечества.
Это и понятно, ведь сколько ужасов, войн и катаклизмов таит наша история.
«Во втором случае, потому, что из ада, не дай Бог, пусть Он убережет нас всех от этого, возврата уже ни для кого нет. И Бог не сможет оттуда вызволить душу».
Коротко мы обосновали нашу точку зрения. Возможно она покажется не полной и заставит читателя подумать о некоторой схематичности изложенного, о том, что мы топчемся на месте, как уже нам однажды сказали!
Это все же заблуждение, так как нельзя сказать сразу всего и показать сложный клубок взаимосвязей, скрывающийся за такой схематичностью
Не станем спорить и на этот раз закончим на подобной ноте. Возможно следующие наши попытки углубить рассуждения на подобные темы более подробно осветят вопросы, которые в данном случае остались в сумраке.
Мы уже говорили в "Троице", что более подробный анализ может предоставить и другие данные для подобного хода мыслей.
Это не все интересные предположения, которые могут открыться при таком подходе.
Конец