23. Гвоздики для Аллеи шахидов

Эльмира Ибрагимова 3
 
  В  1995 году я в очередной  раз  гостила у родных в Баку.  И однажды  вечером   в дом моего дяди  пришли их семейные   друзья , очень интересные   интеллигентные люди. Мы разговорились с ними  о  самых разных вещах. Один из моих собеседников  Яшар  оказался особенно общительным. И мы  вдоволь  поговорили с ним о культуре, искусстве, литературе.    Он рассказал мне  много интересного  о Рустаме Ибрагимбекове и   Таире  Салахове,  об актерах  и  многих других деятелях   искусства.  Мне была    интересна эта тема,  и я впитывала все,   сказанное им,  как губка.  Много говорил Ящар о музыке  и о мугаме в частности. В этот вечер я узнала, что    Шуша – родина  мугама,   что  ее называют « колыбелью  поэзии и музыки, консерваторией Кавказа.   Рассказал мне  Яшар и  о том, что Шуша -  родина многих великих музыкантов  и певцов Азербайджана: Узеира Гаджибекова, Бюль-Бюля,  Фикрета Амирова,  Рашида Бейбутова, Хана Шушинского  и т.д.
 Яшар  заговорил о Карабахе и Шуше  и глаза его,  только что   горевшие воодушевлением, погрустнели.  Позже  я поняла  причину ,  этот рассказ  отозвался в нем  болью,  Яшар    -  шушинец, не может попасть на могилы родных  в родной город. 
 Незаметно  присутствующие  затронули  тему  Карабаха.  Я задала несколько  вопросов и  собеседники со всех сторон   воодушевленно  и  болью  пытались донести до меня  суть      карабахской  проблемы. Рассказывали о трагедии  черного января.   Но я всегда была  абсолютно  и  намеренно  аполитичной  - даже в журналистике  темы  политики и экономики  мною   сознательно  оставлялись.   Видимо, у    меня   странный  и  ленивый ум, не  желающий  знать то, что ему не интересно. И  такая  непонятная и неинтересная   мне  информация  с трудом   дается.  Мне всегда казалось, что политику  ясно и  до конца я   не пойму, и уж тем более, не могу в ней быть полезной.  А потому зачем писать и говорить о том, в чем плохо разбираешься, о том,    что тебе неинтересно.  К тому же, всегда считала    политику делом грязным.    На  сей раз  тоже сработала неприязнь к политике -  слушать о карабахской проблеме  мне было не очень  понятно и   не  столь  интересно,  хотелось вернуться  к   вопросам  искусства,  культуры, музыки.
Мы, живущие не в Азербайджане   и не знающие проблему изнутри,   конечно же,   не раз обсуждали   вопросы наболевшего конфликта. Не  пытаясь  понять, проникнуться,  прочувствовать   суть и историю  самого конфликта, я   почему-то  реагировала на карабахскую трагедию,  как   любой сторонний наблюдатель.  По-женски и  по-матерински  жалела  людей с той и этой стороны,  не  деля   на своих и чужих. Считая, что  оба народа   стали заложниками  чьих - то политических амбиций, корыстных   планов.  Потому     и на сей раз в разговоре заскучала.   Мой собеседник  увлекся  - слишком больной  и актуальной  была эта тема  для него, как и большинства моих соотечественников. Он  приводил в разговоре все новые   подробности  и    исторические  факты. А я вдруг взяла и    ляпнула,  что,    честно говоря , я мало что  понимаю в этом   что  не интересна  мне  карабахская   тема, как и политика в целом .  Я и сейчас помню глаза моего  собеседника  ,он был поражен  и  сказал с обидой в голосе и разочарованием  :  Странно, почему же  тебя   не должна  волновать трагедия  народа, к которому  ты имеешь  самое  прямое  отношение? Ведь ты азербайджанка, разве нет?!  Я растерялась, не  знала, что  ответить.  Было  неловко, но лишь оттого, что  разочаровала   хорошего человека. Душа  по-прежнему  молчала. Мой   дядя  Джаваншир, присутствовавший при разговоре, видя, как у меня, пристыженной,  испортилось настроение, поступил мудрее. Чуть позже,  когда гости ушли   он принес   мне несколько  альбомов, журналов, множество газетных вырезок,  брошюру  по   теме Карабаха  и январских  событий  1990 года   и  попросил:
- Почитай это,  джаным, посмотри  фото, просто так посмотри и почитай.   Даже если тебе неинтересно.    Я не спала в эту ночь до утра – читала материалы,   смотрела    фотографии, на которых  застыли   слезы,  боль, смерть, кровь,  трупы, безмерное горе матерей, вдов, их в отчаянии  простертые к небу  руки.  Читала, смотрела и   плакала. Опять снова и снова  читала  достоверные справки  ,  видела конкретные факты и документы. И мне становилось  все хуже и хуже, словно перекрывали воздух…     Странно, но  увиденное и прочитанное   повлияло на меня  сразу и сильно. Во мне    вдруг появилось    желание вникнуть  во все это, узнать еще больше, прочувствовать.   
Упрек  Яшара: А почему   тебя это не должно  волновать,  ведь ты азербайджанка?  - все - таки  сделал свое дело.    Наутро  дядя отвез меня в Парк    на Аллею шахидов. Мне хотелось  увидеть  те  плиты безвинно  погибших, что я видела в альбомах  на фото, походить среди них. По дороге я купила  большую охапку гвоздик.  Не передать словами  то, что я испытала  и пережила  там. Сердце стонало и плакало   от боли  и  сострадания,   непроизвольно  сжимались  кулаки  и  кипели вопросы: За что? Почему?  Ведь мой теплый, гостеприимный  дружелюбный  во всем  и  ко всем, щедрый   народ никогда никому не желал зла, никогда   не совершал насилия, не  претендовал на чужое?  За что же  он обречен страдать  и  почему поставлен перед выбором: воевать в мирное время, убивая тем самым  жизнь  своих ни в чем не повинных  граждан   или отказаться от своих  исконно азербайджанских  земель только потому, что кто-то на них польстился?
Я ходила между  мраморными  плитами и смотрела  на  лица погибших. И  вдруг  поймала себя на мысли,  что   в каждом из них   умерла какая-то частичка меня.   Потрясение  трудно объяснить словами.  Я  даже  забыла тогда  возложить  гвоздики  … И уже уходила. Старушка   на выходе из Парка   напомнила   и кивнула в сторону плит: ты, дочка,  наверное,  цветы им принесла?   Тогда  я, как ни странно,  впервые ощутила себя частицей  целого, своего  такого славного, но многострадального  народа. 
http://www.proza.ru/2012/05/26/1113