21. Главное - не перепутать ролей

Эльмира Ибрагимова 3
Азербайджанки  не  пытаются казаться, самодостаточными,     не стараются  коня на скаку останавливать и в горящие  избы входить-  быть сильной  женщиной  там не модно.   Для всех трудных дел  у них  есть мужчины.  И потому бытует  красивое пожелание  женщине:  чтобы она  всегда была под защитой и опекой своего мужа, как  в   дождь, и  при палящем  солнце    под  тенью ветвистого дерева.   
В  Баку я знаю множество  семей, где  всего один кормилец – отец. С работой  в большом  мегаполисе,  и тем более,   в  районах, пока не густо.   Многие  мужчины  занимаются мелкой торговлей, извозом,  чем придется, лишь бы заработать. Но при этом   они   спокойны  лишь тогда, когда их  семья  дома в  тепле и уюте.   Когда жена занимается детьми.   Когда дети одеты и обуты,  учатся в школах  и   платных  кружках, потом  в вузах.  Я часто бываю в Баку, и, пересекая границу,  вижу  толпы  водителей,  для которых извоз – единственный источник дохода.  Вижу, как  они  порой круглосуточно  в любую погоду стоят  в ожидании редких пассажиров. Как  устают, мерзнут, часами ждут  пассажиров и   порой соглашаются  работать  за небольшие деньги.
 С некоторыми из них   за трехчасовую  дорогу - от таможни до Баку,  удается поговорить. И они рассказывают как всегда о самом главном в их жизни: как устроили дочь   на учебу,  как купили   сыну квартиру, на которую  копили сколько- то лет, как сыграли свадьбу.   О женах всегда говорят  с уважением, она мать детей, хозяйка  и  права уже этим. 
Однажды  я обратила внимание   на  то, как   к  ресторану подъехала  машина, в  которой,   по-видимому,  сидела  семья водителя.  Из  машины   вышел   только  глава семьи.   Все остались  на местах. Муж и отец  все узнал, определился  с местом, обо всем позаботился и только потом   пригласил  свою семью.  Дверцу  машины  открыл и  для  жены, и  для детей, а в ресторане  не сел, пока не  посадил жену и детей. 

 Замечала на бакинских свадьбах  порой и такое –  мужчина и  женщина  в  супружеской   паре   не всегда  одеты и ухожены  одинаково. Женщина   утопает в бриллиантах, порой до безвкусицы,  но дорого одета и ухожена. Мужчина рядом с ней  одет  довольно просто  и скромно, опрятно , но  не нарядно, и чаще всего  выглядит  уставшим.
-Здесь дело чести   мужчины   то, как одета  его  жена и дети, как они   обеспечены им  материально. Только это главное и только  это  критерий  благосостояния семьи. Мужчина    добытчик, кормилец, защитник.  Он сильный, он может работать  и в жару, и в холод, и не имеет права уставать.    Дома ждет семья, которой он должен принести все самое необходимое, - объясняет мне подруга. – Жена  весь день дома перышки свои чистит,  украшает себя, чем ей еще, кроме как домом, детьми  и собой,  заниматься. Магазины и рынки – тоже не ее проблема.  А муж ее круглосуточно   на своей машине  ездит. Вот и сейчас, наверное, наспех переоделся, умылся и  пришел.  Это нормально для азербайджанских семей.  И опять с грустью вспомнились   наши дагестанские  женщины, которых большинство на рынках  и в жару, и  в холод. Вспомнились и сельские  женщины, несущие на своих плечах  стог сена, весом  больше чем ее собственный. И вспомнились  мужчины, отдыхающие в это время на годекане.  И опять поняла, правы говорящие: все начинается в детстве. А здесь в детстве   родители создают культ мальчика, он ценен уже тем, что он сын, продолжатель рода.  И все вокруг посвящается ему. В Азербайджане  родиться мужчиной  - повышенная ответственность.  И потому  они не могут сидеть  без работы  и в поисках заработка уезжают,  куда бы то ни было: Север,  Сибирь, Центральная  Россия, чтобы хоть   оттуда  обеспечивать свои семьи. Конечно, лучше бы такого не было, это отдельная трагедия  многих моих соотечественников, которая  имеет много нежелательных последствий. Рушатся  порой даже крепкие семьи, дети долгое время растут без отцовского воспитания, люди тоскуют о родине, находясь вдали от нее. Но железный закон – мужчина – кормилец  своей семьи – никто не отменял. Таких  и людьми  никто считать не будет.
 Замечала и другое:  на    бакинских рынках всегда бывает  много мужчин, и  почти  не  увидишь надрывающихся   под тяжестью сумок женщин.  Если они и идут рядом с мужем   по торговым рядам, то лишь для того, чтобы помочь ему  выбрать покупку.   
 Однажды  моя  бакинская  подруга Гюля  с мужем  приехали к нам в Махачкалу в  гости. Вечером  пришел  телемастер. Я  лучше знающая болезни нашего телевизора,   вмешалась в разговор мужа с  мастером и  стала   объяснять   ему  проблему   с поломкой. Муж,  обрадовавшись, что  я взяла на себя эту проблему,     ушел играть в нарды с Гюлиным мужем. 
Когда    мы остались  одни с подругой, Гюля    сделала мне замечание:
- Ты чего влезла  в разговор? Чего бежишь впереди паровоза,  ты не азербайджанка что ли?  Хорошо еще, твой муж такой  спокойный в этом плане.
 Я удивилась:
- А что я плохого сделала.  Муж  не знал, что дети сорвали  шнур с места, что испортили кнопку. А я все  это знала, не должна была  мастеру  сказать?
- Позвала бы мужа и ему объяснила,  – недовольно  проворчала Гюля. – И вообще у вас в городе    многое  с ног на голову поставлено.   На женщин смотришь – не поймешь  женщины это или  лошади рабочие.
- Ладно тебе нас критиковать, - заступилась я за  местных женщин,-  зато вы себя слишком любите, избалованы   как  королевы.
 - Не как королевы, как женщины.  У нас своя роль, у мужчин своя.  Мы  просто  не путаем ролей, разве это плохо?

http://www.proza.ru/2012/05/25/1916