Старые времена в фольклорных рассказах Мценского р

Ковалева Марина 2
СТАРЫЕ ВРЕМЕНА В ФОЛЬКЛОРНЫХ РАССКАЗАХ МЦЕНСКОГО РАЙОНА
К.и.н. Ковалева М.В.

Булгаковские чтения. Сборник научных статей по материалам VI Всероссийской научной конференции с международным участием. - Орел, 2012. - С.323 - 330.

Сохранение наследия родного края является одним из важнейших факторов формирования культурной, гармонично развитой и высоконравственной личности.
С каждым днём прошлое нашей малой родины удаляется от нас всё дальше и дальше. Исчезают свидетели  былых событий. Удивительным образом с поверхности земли бесследно стираются старинные усадьбы, некогда населённые деревни и хутора. Но если местами ещё видны остовы старинных церквей, фундаменты барских домов и просматриваются аллеи старинных садов, устное народное творчество уходит безвозвратно. Тем отраднее, когда молодёжь начинает интересоваться преданиями и легендами родного  края и помогать в сборе того, что ещё можно записать. В связи с этим в начале статьи мне хочется поблагодарить студенток 1 курса  экономического факультета   Мценского филиала ФБГОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК» Смирнову Маргариту Андреевну и Гаврилову Анастасию Эдуардовну, которые привезли свои записи из деревень, до которых мне бы самой ни за что не добраться. В то время как моим полем сбора фольклорных рассказов остаются Мценск, деревни Волково и Подъяковлево, М.А. Смирнова привезла рассказы из д. Башкатово, записав их со слов местных жительниц Гореловой Марии Яковлевны (94 года) и Коськовой Екатерины Григорьевны (98 лет). А.Э. Гаврилова записала две небольших истории в Красном посёлке и д. Головлёво. 
Как и прежде, истории, которые мне хочется представить, не имеют сложного сюжета, привязаны к абсолютно конкретной местности и часто к конкретному, реально существовавшему человеку. Время действия – от туманных дореволюционных времён до середины XX века. В каждом рассказе присутствует элемент чуда или колдовства. Жёсткая нравственная оценка отсутствует. Мир изначально рассматривается как  полная вражды к человеку среда, где добро -  редкое исключение из правила. Оно  вообще находится либо за его пределами, либо где-то далеко, поэтому спасение от зла – удивительное событие, приходящее извне.

Рассмотрение новой серии фольклорных рассказов начнём  с сюжетов  о старых временах.

Башкатовский барин и его медведь

На месте школы в селе Башкатово раньше стояла барская усадьба. В ней жил барин. У него была жена, которую он любил больше жизни. Однажды он отправился на охоту и  подстрелил медведя. Приехав домой с добычей, барин заметил, что зверь был еще жив. Тогда он решил ради забавы оставить медведя у себя. Он приказал заковать его в цепи и поместил в подвал. Медведь прожил в доме несколько лет.
Однажды барину понадобилось уехать. Зная, что слуги ненавидят зверя и, опасаясь, что они его отравят, перед отъездом барин дал наказ любимой жене: ровно в полночь покормить медведя собственноручно. Когда подошло время кормить зверя, женщина спустилась в подвал. Едва она успела открыть дверь, как медведь, сорвавшись с цепей, бросился на нее и одним махом лапы снес голову.
Вернувшись, барин первым делом решил посмотреть, справилась ли жена с его наказом. Спустившись к медведю, он увидел, что женщина лежит мертвая. Разозлившись, барин сжёг медведя живьём. Жену ему пришлось похоронить без головы. После похорон барин не совладал со своим горем и, спустившись к пруду, бросился в воду и утопился.
Немного погодя в барской усадьбе открыли школу, которая через несколько лет сгорела, но подвал остался целым и невредимым. На фундаменте сгоревшей усадьбы была построена новая школа. Иногда, даже в наше время, проходя рядом с ней можно услышать звон цепей и увидеть вылетающий из подвала безголовый призрак женщины.
Записано М. Смирновой в д. Башкатово в 2011 г.
Времена революции и довоенного времени остались в памяти рас-сказчиков в виде ироничных зарисовок или сюжетов о чудесном спасении:

Купцы в тюрьме

В конце гражданской войны был голод. Власти задумали принудить бывших мценских зажиточных купцов сдать хлеб, который, как они полагали, те прячут. Глав семей, стариков, арестовали члены ЧК и поместили под арест. Сторожили их не строго. Родные каждый день приносили дедам из дома обед. Старикам в тюрьме понравилось. Каждый день им разрешалось выходить на солнце и греться на завалинке. Время они проводили за разговорами и щёлканьем семечек. Когда властям стало ясно, что хлеба у их семей нет, выгонять стариков пришлось винтовками. Они не хотели уходить: где бы они так хорошо встретились и пообщались?

Записано в Мценске в 2010 г. со слов А. В. Иванова, наследника одной из купеческих династий Мценска. Его дед, купец Иванов Михаил Тихонович, был одним из героев этой истории.

Комиссар Рева

Братья Анны Егоровны Филичевой, Иван, Андрей и Николай Марковы, жили в деревне Пятиновка, что находилась сразу за деревней Рябиновка неподалёку от Доброй Воды. Однажды к ним пришли из сельсовета трое и отправили Ивана в Мценский острог, а всех его овец конфисковали. Ночью брат его Николай пошёл в Орёл за комиссаром.
Комиссар Андрей Рева прибыл в деревню, приказал вернуть овец и грозил расстрелять всех, кто будет обижать крестьян. Виновные потом долго кланялись при встрече с Иваном Марковым, а его семья каждый год ставила свечу в память о комиссаре Рева, пока все не умерли.

Записано в д. Волково со слов Филичевой Ольги Афанасьевны в 1989 г.

Военный уездный комиссар А. Г. Рева (1885 – 1921) действительно способствовал установлению Советской власти в Мценске, поэтому непо-нятно, почему герой истории отправился разыскивать его в Орёл. Возможно, Рева находился в отъезде по делам. События должны относиться к 1917 или 1918 гг., потому что позже комиссар отбыл на фронт. Вряд ли рассказчица могла его спутать с кем-то, так как поминальные свечи ставились именно в память А. Г. Ревы примерно до конца 1950-х гг.

Действие следующих трёх историй относится к 1930-м гг.

Письмо Сталину

Хутор Козодоевка из двенадцати домов находился неподалёку от деревни Добрая Вода. Там проживал Пётр Фёдорович Романов, у которого было три дочери: Полина (р.1922), Прасковья (р.1924) и Мария (р.1926). В 1933 г. его арестовали за наличие молотилки. Из Мценского острога он тайно передал родным письмо на имя Сталина, к которому был приложен «билет», в котором указывались его заслуги как «разведчика в войне с немцами». Дочери послали письмо по почте. Вскоре пришла бумага с приказом освободить их отца и вернуть всё имущество. Однако местные власти вернули только дом. Сам Пётр Фёдорович говорил, что встречал Сталина во время гражданской войны. Он был уверен, что тот его вспомнил и помог.
Умер Пётр Фёдорович Романов в 1943 г. от заражения крови, наколов палец при шитье хомутов для колхозной конюшни.

Жена мужа сгубила

Василий Шелковин не ужился с женой и, разделив с ней детей, ушёл в город Мценск. Супруга его, оставшаяся в д. Волково, не успокоилась.
Однажды Василий повстречал брата жены, Акима, который попросил помочь ему по-родственному продать на базаре лошадь. Василий согласился. Лошадь была краденая. Хозяин узнал её на базаре, и Василия арестовали. Он не выдал родственника и получил по суду 10 лет.
Детей, что оставались с ним, вернули матери. Не удовлетворившись местью мужу через брата, женщина отвезла их в Орёл на вокзал и, посадив на лавку, сказала, что идёт поискать еды. Сама же отправилась домой.
Перед началом войны Василий приходил к жене, жившей с новым мужем, и спрашивал о детях, что оставались с ним, но та не сказала, где они. Многие в деревне видели, как он заходил в дом жены, но никто не видел, как он ушёл. Это породило многие тёмные слухи. Впрочем, некоторые утверждали, что встречали его на Курской дуге.

Впоследствии дети В. Шелковина, оставленные в Орле,  нашли своих родственников. Однако они так и не были приняты ими. Раскол между двумя ветвями родственников, одни из которых сочувствуют Василию, а другие – его жене, продолжается до сих пор.

Бог покарал председателя

У нашей матери, Александры Фёдоровны Коняевой, было 24 ребёнка, но в живых осталось трое. Ей не было и 40 лет, когда она лежала больная и умирала. Я не отходила от неё, а она глядела на меня и плакала. Каждый день приходил к нам председатель и грозил расправой за то, что она не ходит на работу. Встречал его старший брат Николай, который говорил с ним в дверях и старался внутрь не пускать. В день, когда мать умерла, пришёл председатель и, отодвинув Николая, бросился в дом, крича, что сейчас он сам поднимет её на работу и научит не лениться. Тогда я попросила Бога наказать председателя.
Сама я сидела у изголовья гроба матери, обняв его рукой, пока она находилась в доме, и не спускала с неё глаз. Люди, которые приходили проститься с ней, видели это и все плакали.
Бог наказал председателя. Во время войны немцы схватили его сына, который был партизаном, и их обоих повесили. Сына мне было жаль, а отца – нет.
Записано со слов Е.Р. Шелковиной в д. Волково в 2000 г.

Следующий рассказ потряс меня своей простотой и детским горем, которое пронесла сквозь долгий жизненный путь жительница Мценска Эмма Константиновна Грекова (р.1936 г.).

Сердце моё захолонуло

Вчера две женщины, я слышала, нашли в лесу на холме за Карауловой горой, неподалёку от дач, человеческий череп. Сердце моё захолонуло. А вдруг это мой отец, когда немцы его расстреливали, пытался бежать, упал там и умирал один, думая, что никто его не найдёт? Ему ведь нужно было бежать: у него было трое маленьких детей.
Помню, когда я была в первом классе, только освободили город, учительница в жаркий день повела нас к тому месту, где обрыв и внизу сейчас построены гаражи. Мы шли долго, все устали, а она поставила нас на обрыве и сказала: «Дети, запомните! Здесь расстреливали людей!»

Перед тем, как немцы вступили в Мценск, группа железнодорожников поселилась в доме на окраине города в районе нынешней Орловской площади, отдельно от своих семей, оставленная, по-видимому, для подпольной работы. По доносу предателя в доме был проведён обыск, найдено оружие, а все обитатели расстреляны где-то в районе Карауловой горы. Среди них находился отец рассказчицы Константин Федорович Иноземцев (1917 – 1941). О месте расстрела людей на Карауловой горе, по-видимому, помнит только рассказчица.

 В рассказах о чарах и чудесах, накопившихся к моменту написания этой статьи,  значительное место занимают истории о ведьмах и «бабках», женщинах, наделённых необычными способностями. Любой житель Мценска, который хоть чуть-чуть интересуется своей историей, любит упомянуть, что таких у нас было много. Трудно сказать, на чём основывается уверенность коренных амчан, но многие искренне считают, что наш город был местом ссылки различных колдунов и сектантов. Мол, оттого в городе и атмосфера тяжёлая.
В чём же разница между ведьмами и «бабками»? Первые отличаются умением изощрённо вредить людям, вторые  - помогать им. У тех и других способности передаются по наследству. Дар при этом – тяжкая ноша. Ведьма не может умереть, не передав его другой женщине из своей семьи. «Бабка» не может отказать людям в помощи. При этом она «забирает» болезнь или беду пришедшего к ней человека на себя, что может стать причиной её собственной гибели. Автору приходилось слышать рассказы жительницы Мценска О. Е. Егоркиной о смерти её бабушки, занимавшейся исцелением больных, которая якобы  излечила смертельно больного человека от цирроза печени, но вскоре сама умерла от этой болезни. Женщины её  родной деревни в знак уважения несли домовину умершей до места последнего упокоения на руках более километра. В отличие от ведьмы, родственницы «бабки» могут отказаться перенять её дар, что и является причиной прекращения таких династий. Настоящая «бабка» отличалась от современных «целителей».
По воспоминаниям А. Н. Минаковой родом из д. Яковлево Мценского района о её бабушке, Алёне Ивановне Харламовой, которая умерла в 1972 г. в возрасте 82 лет, и также занималась лечением людей, страждущие приходили к ней за помощью всегда рано утром. Все необходимые действия проходили возле печки. Заговоры нашёптывались «на огонь». В благодарность  «бабке» приносили гостинец, конфеты или пряник,  но никогда не деньги. Считалось, что от соприкосновения с деньгами целительный дар исчезает. Злые слова, пожелание зла другому человеку, назывались «наговор». Поэтому о бабке, которая помогла в беде, говорили, что она «отговорила, отшептала».
А вот рассказы о противоположностях «бабок»:

Башкатовские ведьмы

Когда-то Башкатово жила одна семья: мать и три дочери. Мать была ведьмой. Двух старших сестер она любила и хотела передать им свое ремесло. Но младшая была против этого, за что была наказана «судьбой»: во время рубки дров она лишилась руки.  Всю оставшуюся жизнь эта женщина прожила честно и скромно.
Хотя дар достался старшей сестре, средняя никогда ни в чём не имела нужды. Старшая сестра оставила по себе недобрую память. Многие люди видели, как она вылетала из домовой трубы и летала на метле возле деревни. В сумерках она в виде черной кошки или свиньи кидалась людям под ноги. Человек падал и после этого долго и тяжело болел.
Когда сестры умерли, в их усадьбе осталось место в виде круга, ко-торое никогда не зарастает травой. Ежегодно в одно и то же время на этом месте появляются два красных яблока. Некоторые люди считают, что это помин, другие полагают, что таким способом старшая сестра не дает забывать о себе!
Записано М.Смирновой в д. Башкатово в 2011 г.

Колдунья из Головлёво.

Рассказывала мама подруги моей бабушки - Колганова Анисья Ивановна.
Жила в Головлёво колдунья, которая причиняла очень много бед людям. Звали её Аксинья. Пришла она как-то к Анисье, которая убиралась на чердаке в доме, позвала её снизу и убежала. Анисья спустилась на зов и наступила на щепку, но сначала не обратила на это внимания. Собралась Анисья на следующее утро в Орёл, пошла в сторону электрички, которая находилась за три километра от дома. Внезапно у неё так разболелась нога, что она еле доползла обратно. К вечеру нога вообще отнялась. Врачи разводили руками, не знали, с чем связана болезнь.
В деревне Сычи была бабка, которая лечила колдовством. Она наговорила Анисье воду. Купалась Анисья  только в Святом Углу, травы пила. И нога прошла.
Моего прадедушку Соклакова Тимофея Михайловича ведьма тоже сколдовала . Прабабушки не было дома, и прадедушка попросил Аксинью корову подоить, Она подоила и сразу налила прадедушке стакан молока. Он выпил и упал без сознания. Когда очнулся, голова болела, ничем  излечить не мог. Прадедушка также съездил в Сычи, и бабка ему сказала, что сама Аксинья должна сделать для него отвар и принести. Аксинья сделала отвар, и её дед принёс прадедушке моему это лекарство.  Тот выпил, и всё прошло.
Записано А. Гавриловой в д. Головлёво в 2011 г.
Среди новых фольклорных находок есть и несколько рассказов об удивительных случаях.
Молодёжь поспорила
В Башкатово был один случай: молодежь поспорила между собой, кто осмелится дойти до кладбища. В итоге двое молодых людей вызва-лись дойти до него и пройти в его середину. Войдя на кладбище и добравшись до его середины, как и было оговорено, парни увидели над одной могилой огромный светящийся столб,  начало которого было у земли, а окончание его уходило в небеса. В домах возле кладбища в эту ночь было беспокойно. Собаки рвались с цепей и лаяли, кошки кричали не своими голосами. Вся скотина во дворе как взбесилась. С этих пор больше никто не осмеливался поздно ходить на кладбище!
Записано М.Смирновой в д. Башкатово в 2011 г.

Нечистая сила озорничает

Один старик взял плетушку  и пошёл за сеном  в сарай, который находился в конце огорода. Вдруг он услышал позади себя топот, свист и ржание лошади.
Очнулся дед в колодце, неглубоком и без воды. Начал кричать, звать на помощь.  Его услышали местные жители, достали.
Как старик оказался в колодце, да ещё находящемся в другом конце от его усадьбы? Не иначе, как нечистая сила его туда закинула! Плетушка, которую он взял с собой,  без сена лежала на огороде.
Записано А. Гавриловой в 2011 г.в  Красном посёлке.

Знак о дурной вести

Моя бабушка, когда была молодая, как-то месила тесто для хлеба, а дед сидел  и что-то делал возле стола. Вдруг с потолка в тесто хлынула вода. Бабушка закричала, дед вскочил! Никто понять ничего не может: дождя нет, крыша цела. Не успели они прийти в себя, как забарабанили в оконное стекло: родственники прислали бабушке весть, что её отец умер. Вода была им знаком о дурной вести.
Записано от О.Е. Егоркиной в Мценске в 2009 г.

Закончить сегодняшний обзор фольклорных рассказов хочется ироничной мценской сказкой о местном непредсказуемом климате, при котором никогда нельзя быть уверенным в урожае.

Мужик и Бог

Посеял мужик в поле хлеб. Побило его заморозками. Тогда посадил он хлеб в овраге: залило его дождями. Посеял он хлеб на горе: высушило его солнце. Упал мужик на колени и спросил у Бога:
-Господи, в чём я перед тобой провинился?
Отодвинул Бог тучу и сказал:
-Ну, не люблю я тебя, мужик, не люблю.
Записано в Мценске  со слов Холманских А.Г. в 1996 г.

Хочется надеяться, что приведёнными в статье историями не исчерпаны запасы местных преданий, и что ещё не раз удастся вырвать у забвения прошлого его драгоценную для нас добычу.