Глава 8. Мечты сбываются - у нас есть квартира

Вячеслав Вячеславов
            Вот этот дом, прямо за памятником Ленину, в котором я и жил на втором этаже в правом конце здания. Вот только в мои года этой разметки на площади  не было, появилась позже лет на десять-пятнадцать. А в остальном всё без изменений. В правом углу фото двухэтажное здание воинской части. Позади у моря — судостроительный завод, который позже снесли, как и завод электрокаров, справа от воинской части. Да и верно, расточительно держать заводы у самого моря.      

Но, вернусь к повествованию.

Перед сном в дрёме приходят разные мысли, которые кажутся умными, но утром я их уже не помню. Решил, у изголовья положить бумагу с карандашом, и однажды  записал: «Если хочешь иметь красивую жену в старости, то при выборе невесты, посмотри на её мать. Именно такой она станет». Но потом умные мысли перестали посещать, и я перестал класть бумагу с карандашом. Если и придет умная мысль, то можно не полениться и встать, чтобы записать. Но, как ножом отрезало, поглупел вдруг.

Старался не пропускать ни одного нового фильма. Вне конкуренции шел двухсерийный фильм «Бродяга». Каждый мужчина в Грузии смотрел его несколько раз. «Аварая – бродяга я» – напевали вокруг все мальчишки. Создали легенду, что Рашид Бейбутов и Радж Капур поспорили, кто лучше споет эту песню, и Бейбутов победил. Иначе и быть не могло. С таким красивым голосом! Тем более после фильма «Первая любовь»,  где он исполнял много запомнившихся песен. Странно, что этот фильм быстро сошел с экранов. Гораздо меньше восторгов вызвал «Господин 420», в котором тоже играл Радж Капур, но новизны восприятия уже не было.

Фильм 1955 года «Случай с ефрейтором Кочетковым», поставленным одним из пионеров советского кино Александром Разумным по сценарию драматурга Иосифа Прута, больше запомнился своим названием, чем содержанием. Вялая инструкция для солдат, как себя вести в увольнении. Через 35 лет режиссер Олег Ковалев перемонтирует этот фильм и снимет «Сады скорпиона».

 Сюжет: В ЛТП попадает молодой мужчина. Врач заставляет вспомнить причину, как начал пить. Он вспоминает, что в армии познакомился с очаровательной девушкой Валей, киоскершой. Влюбился. В гостях у Валиной бабушки, после чая, почувствовал себя плохо, упал в обморок. Во сне виделись кошмары, цветная вакханалия современной западной жизни. Рассказав командирам о своем недомогании, Вася узнал, что Валя шпионка, а бабушка и вовсе «матерый волк». Органы предложили содействовать в поимке опасных преступников. Ефрейтор согласился. Шпионки получили по заслугам, но Вася почему-то запил. Оказывается, до сих пор не может себе простить, что «сдал» в органы любимого человека.

Хороших фильмов очень мало, за год и десятка не наберется. Понравился фильм «Мы с вами где-то встречались» с обаятельным Аркадием Райкиным, которого почему-то не снимали в новых фильмах, а мне очень хотелось увидеть его в новых ролях.

После этого фильма Людмила Целиковская стала моей любимой актрисой. Красивее её, пожалуй, только Алла Ларионова. Смущал огромный контраст между уровнями жизни в кино и в реальности. Впрочем, думалось, что где-то люди живут лучше нас. А мы, возможно, тоже когда-нибудь будем жить хорошо.

Взрослые существовали отдельно от детей. Мать уделяла мне внимания не больше, чем домашней кошке, путающейся под ногами. Она гордо говорила подругам и знакомым, что никогда не помогает мне делать домашние задания. Ей было просто лень этим заниматься, или же не знала, как это нужно делать. Последнее, более вероятно.

Я привык к одиночеству. Но иногда мечталось, как хорошо бы иметь брата, или сестру, с которой можно проводить свободное время, играть. И одновременно понимал, что идиллические отношения продержались бы очень короткое время. Девчонки всегда отвращали органической тупостью и нелогичным поведением. С ними ни о чем серьёзном нельзя говорить, их интересовало то, к чему я равнодушен. Впрочем, общения с девочками у меня не получалось, выводы делал на основании наблюдений со стороны. Допускал, что есть умные девочки, но мне они не попадались. Да и с ребятами не лучше.

Читал бессистемно, не обращая внимания на авторов, всё, что под руку попадется. О существовании детской библиотеки в живописном скверике на пересечении улиц Ленина и Сталина еще не знал. Новых друзей нет. Когда становится слишком одиноко, отправляюсь на Барцхану, к Славке.

Втроем в маленькой комнатушке очень тесно, и мать снова поехала в Поти к адмиралу.

Скоро, возможно, к новому году, нам дали однокомнатную квартиру в одноэтажном домике на четыре семьи. Неподалеку, в ста метрах от нынешнего проживания, тоже рядом с площадью Ленина, ближе к Клубу моряков, и почти рядом с грузинским театром, очень красивым, из красного туфа.

Комната в 17 метров с обогревающей кафельной печкой. И на кухне такая же печка, которую кому-то скоро продали, потому что она требовала дров и угля, чего у нас не было, готовили на керосинке. Выручали теплые зимы. Там мне поставили раскладушку, солдатскую тумбочку  и у меня появилась собственная комнатка.

Наш КЭЧевский поселок из четырех домов, от моря и стадиона огораживает земляная дамба, под которой скрываются воинские склады. На Анри Барбюса вверх по дамбе стоят часовые, никого не пропускают. У нас же к нашей школе  свободный проход через дамбу, на которой стоят небольшие домики с огородиками.

По соседству армянская семья с маленьким ребенком. Мать очень общительная, без комплексов, скоро с соседями в прекрасных отношениях. Но я знаю, что это ненадолго. Матери достаточно услышать одно слово против, чтобы человек стал её врагом. Поэтому и не стараюсь ближе знакомиться, чтобы потом не испытывать неудобство.

Так и случилось. Через неделю, две, мать замечает, что наш умывальник, который я повесил на дерево перед домом, метрах в семи, почти оторван, сломано одно ушко. Её гневу нет предела. Выяснила, что соседи, привозя что-то, задели бортом машины наш умывальник. Видимо, начала разговаривать на повышенных тонах, соседи ответили не очень вежливо на такое обращение, и ссора вспыхнула ужасающая. Меня мать не вмешивала.

Я уже потом, через несколько лет, узнаю, что она подала в соседей на суд – прочитаю решение суда. Кажется, ей ничего не присудили. Соседи были шокированы таким поведением: все последующие года старались с нею не общаться, заодно и со мной. Понять можно. Они всегда считали, что с соседями, какими бы они ни были, нужно жить дружно, а тут –  русская ясно дала понять, что не хочет считаться с вековыми кавказскими традициями.

Можно ли понять мою мать? Вероятно, всем маленьким людям кажется, что их хотят обидеть, и на любой пустяк они реагируют с пеной у рта, отстаивая своё, якобы попранное право. Но моя мать никогда не считала себя маленьким человеком, наоборот.

Мы потом ещё долго пользовались этим умывальником, хоть и покалеченным. Право, умывальник не стоил того, чтобы портить отношения с соседями, но тогда бы это не была моя мать, мы бы не меняли место жительства каждые полгода, и не очутились бы сейчас в Батуми.

На пересечении улиц Ленина и Сталина уютный красивый скверик с раскидистыми пальмами и цветниками, дорожки усыпаны обкатанной мелкой морской галькой, по которой не очень удобно идти, спрямляя путь по диагонали при переходе на другую улицу, но ещё глупей, огибать сквер по периметру. Другое дело, что в сквер мало кто заходит, местным здесь делать нечего, у курортников свои предпочтения, поэтому, большей частью, сквер пустует.

На глухой стене административного здания огромный барельеф герба СССР, от него расходятся лучи к гербам 16-ти республик. Позже, после 1956 года Карело-Финская республика непонятным образом исчезла, никто ничего не объяснял, и так сойдёт, со стены убрали её герб, срубили.

Несколько лет стена так и красовалась, точнее, уродовалась, с отбитым гербом, пока не снесли все гербы, заодно убрали и памятник Ленину с площади. Благо, предлог появился. Начала просыпаться и проявляться ненависть к русским, и всему, с ними связанными. Полнее всего, это произошло на Украине, где предпочли Степана Бандеру Ленину, который подарил Новороссию свежеиспечённому государству.

За сквером, среди одноэтажных частных домов, детская библиотека. Но записывают под залог в 25 рублей. Вроде бы, небольшие деньги, но именно с такой суммой мать ходит на базар и возвращается с полной сумкой: два килограмма картофеля, зелень, овощи для борща, ложка томатной пасты в бумажном пакетике.

Часто деньги кончались, и мне приходилось идти в библиотеку и забирать залог. Потом снова записывался. Матери не достало ума, сообразить, записать меня на свой паспорт, в котором указана прописка и адрес, то есть я не мог бы заныкать или украсть книгу, а я не знал, не понимал, никто не подсказал, что так можно сделать.

         Здесь тоже не разрешают подходить к стеллажам, мол, выбирайте по каталогу. Но я еще не знаю авторов, лишь тех, которые на слуху у сверстников. Хвалят Майн Рида. В этой библиотеке есть все его книги. Я тоже взял несколько томов, но читать очень скучно, вроде бы и сюжет интересный, экзотическая страна, но одна книга похожа на другую. Достаточно прочитать одну книгу, чтобы иметь представление об авторе.

При мне паренек моих лет, пока библиотекарша ходила за выбранной им книгой, засунул красный томик Майн Рида за пазуху и заговорщицки подмигнул мне. Когда библиотекарша пришла, я не отважился сказать о краже, понимая, что в отместку он подождет меня у выхода и хорошо отметелит, потому что я не умею драться, и желания такого не возникает. И он спокойно ушел.

Здесь выдавали все книги, которые были в каталоге, и относились ко мне очень дружелюбно, с подчеркнутым вниманием, причину которого я не мог понять. Однажды молодая грузинка пригласила помочь ей в работе. Я недоумевал, чем я могу ей помочь, но согласился. Она провела в кабинет, дала какую-то глупую, никчемную работу. Видимо, ожидая от меня большей смелости, на которую я оказался не способен. Через полчаса она поблагодарила и отпустила.

Увлечения книгами не помогало учебе, хромал в орфографии, убивал синтаксис. Не мог понять причастий и деепричастий, не доходило до меня, где там нужно ставить запятую. Мать подсказала: сочинения нужно писать простыми предложениями, без сложного подчинения, хотя мой стиль, который идёт от характера, именно в написании сложных предложений. Оценки выше тройки не получал.

Литературу преподавала довольно хорошая учительница Мельникова Анна Григорьевна, иногда рассказывала больше, чем написано в программе, пыталась как-то повлиять на наше мировоззрение и культуру, дала отрицательную оценку второй книге «Поднятая целина», что расходилось с официальной точкой зрения. Я читал в прессе восторженные отклики. Намекала на негативное отношение к Шолохову, но не более.

В духе времени ругала, Бриков, Хлебникова, Ходасевича, Зинаиду Гиппиус, о которых мы не имели никакого представления и не желали знать, но в голове всё это застряло. И в учебнике эти же фамилии с презрительной оценкой их творчества. Если это плохие люди, то зачем о них писать, и тем более запоминать?
Веско говорила, что лучше мозоли на руках, чем в голове. И я не мог не согласиться с ней. Да и на мозоли в голове я не способен. Куда мне с моей памятью? Даже не догадывался, не знал, что её можно тренировать, укреплять.

P. S. Уже в июле 2014 года Нелли написала мне в рецензии:

«Читааааю! Хорошо, что ужин в микроволновке готовится, а то бы давно уж сгорел. А ты знаешь, что твоя хваленая Мельникова меня просто ненавидела? Туманян, спустя много лет, спросил меня, за что же она так меня ненавидит. На экзамене по литературе снизила мне оценку, но директор школы перепроверила, и у меня 5-ка. Удачи тебе в орфографии, а так же в синтаксисе!»

Я тогда не знал, что её мать работает учительницей в этой же школе, поэтому и смогли исправить несправедливо заниженную оценку. Конечно же, никакой ненависти к ученице, тем более к дочери коллеги, у Мельниковой не было: у Нелли, по молодости лет, любой мало заметный прыщик в глазах воображения легко превращался в раковую опухоль.

продолжение следует: http://proza.ru/2012/07/07/611