Баля, маля, тинака часть 1

Ольга Сергеева -Саркисова
Моя дочка Кариночка в двухлетнем возрасте придумала забавную  классификацию всего человечества, четко  поделив всех на  « баль», «маль»  и «тинак.» На  ее языке  это означало –  «хороший»,  «очень хороший», «очень, очень хороший», и еще  что- то неуловимое   она     вкладывала в эти слова, какой - то  непередаваемый  смысл, чего постичь разумом взрослого человека  было,  практически, невозможно.
   Плохие люди  не вписывались в ее классификацию «хороших людей», и скромно на ее языке обозначались  одним  словом -  «каки».  Хотя на арабском языке «кака»  это  тоже  хорошее слово  и означает –  хурма. Вообще, я убедилась, что на земле нет плохих слов... Если  слово на одном языке означает что- то плохое, то на других  языках оно непременно означает что- то хорошее.  Удивительно, но это так! Словно существует какая- то возместительная компенсация и кто- то свыше старается все уравновесить и перевести зло  в добро по закону вселенной.
Позднее я поняла, что эти ее магические слова были  -  кодом, ключом,  к разгадке и открытию  всего самого  главного в жизни, и не только в человеке, а вообще, всего живого.  Мне  стало  ясно, что  я  давно пользуюсь своей  классификацией, как и любой человек, но магия слов у всех  разная. Иногда  я  тоже  пользовалась ее  магическими  словами.  Дети бывают провидцами и это надо учитывать,  это точно.
Эх, «бали,  мали  и тинаки»… я произносила эти слова, как  заклинание и  о, чудо! Собака,  страшно лаявшая на прохожих и недовольная всей  своей предыдущей  жизнью,  после этих слов затихала, прислушиваясь к  этим  словам,  дружелюбно махая  хвостом, готова была  уже  тебя расцеловать,  облизать  и любить  вечно.  Эти  же  слова   открывали любую закрытую  дверь  по  жизни.
Только  произносить их нужно нежно  и  ласково нараспев,  примерно  так:
«баля»,  «маля»,  «тинака»…
           Автобус  высадил   всех туристов на площадке, так как дальше к храму  царицы  Хатшепсут -    что  означает  «первая из  почтенных», они должны были  идти пешком с гидом.  Величие требовало  жертв.… Сделав несколько шагов в сторону  храма,  они услышали выстрелы, и в следующую минуту поняли, что  стреляли в них, прямо  с гор,окружавших все пространство  перед  храмом. Туристы были  как на ладошке на открытом пространстве, укрыться было негде… Один за другим они падали на землю  с одной мыслью :
-         За что? Я умираю?! Неужели  это  конец?
Резкая боль разорвала плечо, она потеряла  сознание, и,обливаясь кровью,упала на землю.…Через несколько минут кто- то склонился над ней, и прошептал, как заклинание,какие- то слова, положив два  пальца на рану, где пульсировала кровь, кровотечение прекратилось.Ее понесли куда-то,  но она ничего уже не помнила, и  не понимала,на каком она свете, и кто летит,или бежит  рядом с ее телом. Что- то черное и гибкое, как облако следовало за телом, которое несли два человека в сторону пустыни…
Все  кружится в дымке,голова тяжелая, она ничего не  ощущает, кроме  боли, которая так внезапно поселилась в ее теле.
 …Она лежала на огромной золотой кровати, в золотых одеждах, на  ее шее висел огромный золотой жук –  скарабей, -  символ возрождения жизни, а на ее руке золотой  оберег - браслет с картушем, где написано ее царское имя, в руке  она обнаружила  амулет : крест  –  анх зеленого цвета, полезный для выздоровления.  Рядом  с кроватью, на подставке,с вышитой  золотом подушке, сидит большая  гладкошерстная луксорская  черная кошка с зелеными глазами и неотрывно смотрит на нее… Кругом горят факелы,  другого света в  помещении  нет.  На  стенах  огромные  каменные  маски,  маскароны   и рельефы с изображением бога  Амона-  Ра  передающего знаки власти  новому царю и своему «сыну» в образе    царицы  Хатшепсут.  Все действующие лица  словно оживают: изображение царицы меняется  на глазах до неузнаваемости –  оно все больше принимает  мужской облик.  Женское платье заменяется коротким плиссированным фартуком,который традиционно носили  все фараоны,  исчезает  женская фигура, черты лица укрупняются и  становятся более грубыми,плечи раздвигаются и становятся широкими,  появляется бородка,  характерная для фараонов, затем- царская корона на голове, превращение завершается заменой женского имени Хатшепсут на мужское Мааткара,  которое старательно  переделывал, стесывал прежнее и вписывал новое имя на рельефе, один из мастеров - писцов, по приказу царицы.После трансформации  она становится одновременно земным воплощением бога и самостоятельным  правителем Египта - фараоном, рядом изображение белого креста анха -  символ ритуальной чистоты и жизни,ведь и ее имя означает теперь «Справедливая душа Ра»…
Это  проносилось в ее голове,пока она приходила в себя.
…Кто-   то накладывает ей повязку  на рану и что-  то шепчет  ей,  она со стоном вновь теряет сознание  и ее уносит по каким -  то темным  коридорам  куда-  то очень  далеко… Черное, гибкое следует  за ней.
…Красивая женщина  прогуливается  по  аллее сфинксов  перед храмом, …какая божественно  красивая архитектура! Изумительный портик и 22 колонны!
А вот и два колосса с  ее изображением.Храм строили пятнадцать лет и называли «джесер- джесеру»,  что означает  «возвышенный из возвышенных». Здесь же  две часовни: в честь богини Хатхор и в честь бога загробного миря Анубиса. Барельефы портика описывали главные события ее  правления: экспедиция в Пунт, как называли  его египтяне - «Страной бога» за мирром, ладаном, золотом  и слоновой костью, и второе - конечно, история божественного происхождения Хатшепсут -  ее зачатие от бога Амона - Ра представшего в образе ее земного  отца Тутмоса 1.
В часовне Хатхор  изумительные  росписи!На стенах она читает стихи, они посвящены ей,возлюбленной ее советника, воспитателя ее дочери, поэта и  главного архитектора этого храма. Красивые росписи стен рассказывают о ее деяниях. Как много она сделала , чтобы ее государство стало сильным,достигло расцвета, как ни при одном из великих правителей –  царей -фараонов Египта…
Вторая терраса вела во двор посвященных культу царей и поклонению солнцу. Здесь находится алтарь солнца.Ей показалось,что на алтаре лежит сердце и оно пульсирует.Она пристально вгляделась и в этот момент два белых голубя взлетели  с алтаря,сердце распалось.
Она великая правительница –  об этом  расскажет всем последующим поколениям грандиозное,  сказочное  сооружение,  вырубленное в горе,ее храм, построенный ее возлюбленным. Рисунки и стихи везде, на всех стенах, колоннах, даже  скамейках,рассказывающие об их любви , их великом  чувстве.Всюду следы их любви -    здесь он впервые признался ей в своем чувстве, а здесь -  страсть обхватила их своими объятьями и сладостным потоком унесла далеко - далеко в небесную даль... Он строил этот дворец для нее, проявляя свой  гений,и она была его музой,  находясь  рядом с ним каждую минуту. Они не расставались ни на секунду: где делала она шаг, там делал шаг и он.Их прославляли вместе за их деяния, считая,что только такая великая любовь может творить чудо: как  возрождение   государства,так и создание такого храма - одно из чудес света,которому нет равного во всей вселенной.
Славы было так много, что хватило бы еще на несколько человек!Но  не для нее. На  душе ее « скребли кошки» … Он красив как сам бог, молод, моложе ее,талантлив необыкновенно, что вызывает восторг у всех египтян и зависть у тех, кто не смог достичь триумфа в жизни…
Пожалуй,они любят его даже  больше,чем ее.… Не слишком  ли  много досталось ему любви и  славы? Его слава уже перекрывает ее славу,славу великой правительницы.Они поклоняются его таланту и красоте почти как богу! Такая   божественная любовь не умещается только в размер  жизни  одного  человека, это  уже …– само бессмертие!!! … В эту минуту ее собственная слава показалась ей маленькой, тесной, ничтожной, ей хотелось раздвинуть ее границы… Червь сомнения сжирал ее изнутри…
Он и не из царского рода,не слишком ли она увлеклась им?
Не может слава простого художника  и поэта быть больше ее славы, и в веках, его имя не должно стоять с ее царским именем рядом и быть известно людям.Только ее имя,только она одна -  царица- фараон, единственная, могущественная, и незабвенная, все остальное – тлен! Забыть, вычеркнуть, похоронить тайно, если  надо, - вытравить, выжечь из сердец, стереть из памяти людей даже силой  все:  любовь, искусство, в конечном  итоге  -  истину.
Ничего не жалко во имя ее величия!
В своих помыслах она падала все ниже и ниже, пытаясь даже в падении сохранить свое величие.Мысль о своем пошатнувшемся величии даже  толкает ее на преступление: своему жрецу она дает секретное  задание уничтожить его, своего  возлюбленного, и все следы его пребывания  на земле, кроме храма, конечно, ибо слава его уже затмила ее славу, как ей казалось, а это  недопустимо для царицы- фараона. Она уезжает в соседнюю провинцию, а его оставляют  доделывать работы в храме,во второй часовне посвященной тоже богу загробного мира  Анубису. В одном храме две часовни одному богу? Почему? Для Древнего Египта это был уникальный факт. Никто не мог ответить на этот вопрос никогда. Можно только предположить, что что- то, было не так, неправильно было в ее жизни, если она так заботилась о своей памяти, и о жизни в загробном мире, пытаясь таким образом откупиться, и договориться с Анубисом, простить ее грехи, видно помнила,что боги не прощают многие вещи, и могут сыграть злую шутку с ней и ее бесконечным величием…Запасной вариант? Скорее, взятка.
Возможно…
Он услышал это тайное распоряжение своей возлюбленной, стоя за колонной, случайно,и принял решение…
В храме было много тайных  мест, пустот, которые позволяли слушать все, что произносили  в любом уголке храма.Он сам проектировал и строил его, и знал  все эти тайны лучше других. Всех тайн, которые  он заложил при строительстве, он не открыл,что -то оставил и для себя. Он делал секреты, как и Герон  Александрийский,поражая всех, то потрясающей акустикой храма, то самозакрывающимися дверями, то поющими колоннами, то загадочной плачущей  скульптурой  божества или лепниной, изображающей головы зверей,глаза которых загорались зеленым изумрудным таинственным светом.Когда блики от горящих факелов и лучи солнца падали на них - звери словно оживали…
Его  гений трудился неустанно,создавая все новые шедевры, поэтому слава о нем  бежала, впереди его…
Такова была  его звезда  и его судьба.
Услышав ее приказ,он все понял и исчез…
Найти его и его следов не удавалось.Сначала по ее распоряжению со всех колонн мастера – писцы старательно стерли его имя, отбили его со всех стен, плит.  Его запрещали даже произносить, чтобы убить память о нем, чтобы  не помнили люди ничего, кроме имени царицы Хатшепсут и ее бесконечного величия.
Так их разделили друг  от друга и предали его имя забвению.
Но только до конца дней,долгие годы ее преследовал его голос, исходящий от стен храма,даже когда она спала,то  во сне она слышала, как стены стонали и шептали его голосом …хабиби…хабиби (любимая) … разнося по всему храму…ха -  би -  би, Хат - шеп – сут...
Шло время.  Постепенно о нем забыли, так как одни поколения сменялись другими , люди уходили,менялись,память исчезала о нем, время делало свою работу.
Куда  исчез ее возлюбленный, никто не знал много столетий.Видимо, он сам распорядился своей жизнью  по – особому,а та, кто так старательно стирала  его имя на камне, сама потеряла право на память, а значит, и на жизнь в загробном мире.Это повторялось часто в Египте… уже как «фирменное блюдо» у  различных фараонов.Ее пасынок Тутмос 3, получив правление  после ее смерти,  мстил ей тем же самым: повсеместно  уничтожая все изображения,печати, тексты, упоминавшие ее имя, и сама мумия царицы до сих пор не обнаружена, а саркофаг, который она построила для себя, оказался пустым…Следы ее величия еще более бесславно затерялись во  времени и пространстве.От него остался прекрасный храм,а от нее? Практически, ничего.
Через много столетий в Египте произошло землетрясение. Тогда много зданий  пострадало,построенный им храм остался,хотя тоже пострадал и был немного  разрушен, но даже сегодня этот дворец производит величественное впечатление и остается загадкой для думающих посетителей…
Только через много веков в храме  Хатшепсут было обнаружено его имя… -   Сенмут, уцелевшее случайно - кусок алебастра от звериной маски упал и  разбился во время землетрясения,обнажив надпись высоко на стене почти под сводами и его изображение в часовне Хатхор,обнаружив эту тайну, которую кто- то тщательно скрыл в свое время,видимо зная, как могут  поступать сильные мира сего. Но, как учит история - тайное всегда становится явным.
Когда  вы сегодня бродите около пирамид, храмов и дворцов, и встречаете кошку, знайте, что чей-  то дух - возможно фараона, царицы или еще кого- нибудь, прогуливается рядом с вами  и хочет что-то рассказать или  показать вам интересное, возможно открыть всеми забытую  историю или тайну, приглядитесь к ней…   
Часто можно было видеть черную кошку, которая очень  грациозно лежала  на одном высоком  выступе храма Хатшепсут, привлекая внимание туристов, там, где был изображен скарабей, печать с именем Хатшепсут и анх - крест,древнеегипетский символ и иероглиф, обозначающий «жизнь».