Адам и Ева реконструируют Рай на земле

Александр Сизиф
На фото: Оксана Мась на пресс-конференции рассказывает о своем проекте
Гентского алтаря из расписанных яиц, планетарном перформансе
и уникальной книге Сизифа о реконструкции Рая



ОБ ОКСАНЕ МАСЬ, ГЕНТСКОМ АЛТАРЕ И РЕКОНСТРУКЦИИ РАЯ


Новаторство Оксаны Мась и миссионерский характер творчества
 
   Если бы у Оксаны Мась не было ее масштабных проектов, любой разговор о ее творчестве с неизбежностью выходил бы за рамки обычных представлений столь распространенных в художественной среде. Говорить и писать о ней интересно, потому что всегда есть возможность увидеть нечто оригинальное в ее произведениях. Она – новатор, атмосфера ее существования – новые идеи и способы их практического воплощения.
   Оксана относится к той формации творцов-первопроходцев, которым во все времена свойственно не просто глубокое осмысление происходящего, но и непременное образное преломление своих мыслей. Умение видеть сверху, как говорит художник, есть лучшая прививка от дегенеративных тенденций плоскостного существования, то есть в пределах уже общепринятого и установившегося. Это есть не что иное, как взгляд метафизика. Философская специализация Оксаны Мась отнюдь не формальна, а скорее является естественным завершением ее природной способности к абстрактному мышлению.
   Человечество за свою историю столько всего видело, что в XXI веке, отмеченном апокалипсическими настроениями, уже непозволительно просто творить, решая какие-то свои личные проблемы творческого раскрепощения и реализации. Этого мало! Необходимы широта, глубина, острота восприятия, метафизические обобщения и планетарная масштабность взгляда на повседневность и видение исторической перспективы.
   Нет никакого пафоса в том, что творчество – это миссия, как и нет преувеличения в необходимости нового осмысления приоритетов культурного существования.


Гениальная догадка о функции яйца

   Каждое художественное мероприятие, инициируемое Оксаной Мась, – всегда реализация определенной ее концепции. Поэтому ее выставки провоцируют в зрителе не только эстетические переживания, но располагают к размышлению над волнующими вопросами современности. Уже одно только открытие возможности применения яйца в мозаике делает художнику честь как изобретателю оригинального средства выражения.
   Но Оксана Мась идет значительно дальше простого создания мозаик из расписанных яиц, хотя и это уже немалое достижение. Она увидела яйцо в единстве всех его аспектов – мифологического, обрядового, магического, религиозного, художественного и естественнонаучного. Апофеоз ее проектов – идея создать знаменитый Гентский алтарь из яичных мозаик.
   Чтобы понять всю грандиозность такого проекта, отчасти уже реализованного и представленного миру, важно вспомнить об историческом значении Гентского алтаря, увидеть концептуальное его своеобразие в трактовке Оксаны Мась, а главное – уяснить планетарный смысл его возведения.


Гентский алтарь как символ Рая на земле

   Написанный братьями Хубертом и Яном ван Эйками по заказу Иодокуса Вейдта и его жены Елизаветы Борлют для их домашней капеллы и освященный в 1432 году Гентский алтарь сразу стал значительным культурным событием. И не только благодаря живописному высочайшему мастерству исполнения. Суть в том, что сюжеты и сцены алтаря представляют собой земную трактовку Рая. В то время это было почти невероятным!
   Во-первых, Рай изображен не где-то там, в посмертном существовании на небесах, а уже здесь и теперь – в цветущей жизни на земле.
   Во-вторых, в трактовке ван Эйков Рай представлен не библейским Эдемом, то есть до вкушения Адамом и Евой плодов от древа познания и впадения в грех, а уже после искупления Христом грехов человеческих. Иначе говоря, Рай не есть состояние, а процесс преодоления, познания и обретения блага –  истины, добра, красоты – в земной жизни.


Гентский алтарь как планетарный перформанс

   Необычность идеи Оксаны Мась в том, что она соединила создание Гентского алтаря из яичных мозаик с соответствующим перформансом планетарного масштаба: яйца для алтаря расписываются людьми разных стран – от глав государств до школьников.
   На первом этапе на яйцах изображались грехи, страхи, пороки человека, затеняющие его светлую природу. По мысли Оксаны человек, расписывая яйцо таким образом, осознает то негативное, что в нем есть, и уже этим делает шаг к добродетели.
   Ввиду магической функции яйца изображение на нем является посланием, программой, которая может реализоваться в действительности. Поэтому, если предположить, что Гентский алтарь окажется полностью собранным только из яиц с негативными изображениями, то аккумулированная в нем энергия может вызвать катастрофические последствия.
   По самому смыслу Рая, – а сборка Гентского алтаря как раз и символизирует реконструкцию утраченного некогда Рая на земле, – он не может быть выложен как мозаика только из яиц с негативными изображениями. 
   Отсюда второй этап проекта – осознание необходимости изображения на яйцах также и человеческих добродетелей. Яйца с такими изображениями можно назвать позитивными.
   Точно так же ясно, что алтарь не может быть собран только из позитивных яиц, ибо в самом человеке добро и зло пребывают одновременно. Недаром говорится, что благими намерениями вымощена дорога в ад.
   Значит, воздвигать Гентский алтарь Оксаны Мась нужно как из негативных, так и позитивных яиц, причем позитивных должно быть больше. Только в этом случае аккумулированная в алтаре энергия будет созидательной.


Гентский алтарь Оксаны Мась как предвосхищение будущего

   Возникает сравнение строительства библейской Вавилонской башни и Гентского алтаря из расписанных грехами и добродетелями яиц. В силу символического значения возведения Гентского алтаря как реконструкции Рая на земле можно утверждать, что его возведение в полном объеме – 92 метра высотой и 134 метра шириной, на что потребуется 3400000 яиц – станет своеобразным построением культурного моста в будущее. Интерес к проекту Оксаны Мась в разных странах и с успехом собранные некоторые фрагменты алтаря убеждают в том, что сам факт возведения Гентского алтаря из яиц будет означать вступление человечества в качественно иной этап своего развития, характеризуемый обретением новых духовных высот существования.
   Создание Гентского алтаря по проекту Оксаны Мась требует соответствующих культурных, дипломатических, политических, экономических, инициатив на частном, корпоративном и государственном уровне.
   В зависимости от способов финансирования проекта возведения Гентского алтаря, уже в полностью собранном виде он может принадлежать конкретному лицу, корпорации, государству или быть достоянием всего человечества. Как произведение искусства алтарь может быть продан. Бесспорно, что установленный под открытым небом или в специально построенном для него павильоне алтарь станет по сути дела необычным местом культурного паломничества многих людей.


Проекты художественных композиций для разных стран

   Расписанных яиц может оказаться больше, чем их необходимо для создания всего алтаря. Все они будут использованы в других художественных композициях, проекты которых специально разработаны Оксаной Мась для разных стран.
   Такого в мировой художественной практике тоже еще не было. Имеются в виду мозаичные и скульптурные композиции из расписанных яиц, выражающие культурный смысл той или иной страны в целом в контексте истории и будущности в эпоху глобализации или планетарного существования человечества на приоритетах, превосходящих расовые, национальные, религиозные, политические и экономические различия. Эти композиции, в которых яйца расписаны с учетом культурных особенностей конкретных стран, выражают сам дух национального в сокровищнице интернационального как их монолитное единство.


Археологические раскопки будущего как откровение Оракула

   Понятно, что не все желающие смогут принять участие в расписывании яиц, и уж тем более в возведении Гентского алтаря. Есть единственная возможность обеспечить многим людям пусть хотя бы косвенное участие в строительстве алтаря: необходимо издать соответствующую книгу обо всем этом. Такая книга будет необычной во всех отношениях, и само чтение ее должно напоминать об алтаре и символизировать его возведение как в сердце читателя, так и в действительности.
   Материал в этой уникальной и не имеющей прецедента книге может быть пластически и семантически организован, например, в виде лабиринта или проведения археологических раскопок, или разгадки таинственного послания, или как путешествие по неизвестной лоции, или гадание с помощью оракула. Сам процесс чтения такой книги отнюдь не обязательно представлять себе последовательным. Но в результате преодоления читателем всех препятствий и испытаний он оказывается посвященным в общее благое дело символической реконструкции Рая.