18. Ильхама, поющая сердцем...

Эльмира Ибрагимова 3
 
Сейчас найти, послушать и скачать для себя любую музыку можно в Интернете. В прошлые же годы я, бывая в Баку, всегда привозила оттуда множество аудио- и видеодисков. Их было так много, что на таможне смотрели подозрительно: продавать везешь? Любимых исполнителей у меня тоже много. Навсегда и неизменно люблю Зейнаб Ханларову, Нису Касымову, Флору Керимову, из относительно молодых исполнительниц – Бриллиант Дадашеву, Назпари Досталиеву, Кенуль, Зульфию Ханбабаеву, Айгюн Бейляр, Фаика Агаева, Эюба Якубова. Этот список можно было бы продолжать долго, и с каждым днем появляются и новые, потому что в Азербайджане много прекрасных исполнителей.
Если говорить о тех, кого особо выделяю, я назвала бы певицу Ильхаму Кулиеву. Именно ее песни, как ни странно, стали решающим для меня аккордом – призывом ко всему родному, в том числе и языку. Как и почему именно она, притом, что, возможно, есть много и более заслуживающих такой оценки – ответить не могу. Любовь всегда приходит неожиданно, необъяснимо и очень индивидуально.
Я многое читала об Ильхаме в Интернете, знаю, что многие в Азербайджане думают о ней иначе, осуждают, например, за имидж, излишний макияж и эпатаж. По поводу человеческих качеств звезды, ее поступков не могу спорить с ее многочисленными оппонентами и недоброжелателями, совсем не знаю Ильхаму-ханум как человека. И потому не берусь судить о том, насколько объективно о ней порой пишут мои коллеги в прессе. Что касается личной жизни звезд, их имиджа, макияжа и т.д., думаю так: нам может, конечно, в публичных людях что-то не нравиться, но звезды во многом, а не только в этом отличаются от других. Они во многом отличаются от всех – у них есть особая одаренность, талант, они избранные. А потому их индивидуальность, вкусы и предпочтения в одежде, пусть даже не принимаемые нами, мы должны принять и простить им как их слабость. И уж никак не отнимать у них вполне заслуженную славу, не принижать их талант и вклад из-за мелочей – например, не нравящегося нам макияжа.
Не признать, что Ильхама-ханум – Певица от Бога, по-моему, невозможно. Она поет сердцем и заставляет человека жить тем, о чем она поет, песни Ильхамы Кулиевой вызывают настоящий трепет души. Не испытав большую и красивую любовь, так не споешь, невозможно сыграть такие чувства. При исполнении Ильхамы-ханум чувствуется, как вибрирует не голос, а ее переполненная любовью душа. А человек, который способен на такую любовь и имеет такую душу, не может не вызывать восхищения. Он не может, по-моему, и не способен творить зло, быть плохим человеком. Заблуждаться, ошибаться, конечно же, может – и звезде ничто человеческое не чуждо.
Не считаю, что моя любимая звезда безупречна в плане имиджа, но выше я говорю о другом – о вульгарной подаче музыкального материала. И сделала вывод – некоторым бездарным певцам без этого не обратить на себя внимание.
Я открыла Ильхаму для себя случайно. Однажды, купив в Баку, как всегда, множество дисков, я в одном из сборников услышала песни Ильхамы. И обомлела. Я услышала ее сердцем, душой, самой глубиной ее, наверное, именно там, где и находится та самая наша национальная суть, генная память. Подумалось: странно, а ведь у меня были видеокассеты-сборники, где были записи и ее песен, я и раньше слушала ее, но почему-то не прониклась. Потом поняла: для всего нужно созреть. А в тот момент у меня на глазах от избытка обуревающих меня необъяснимых чувств выступили слезы. Здесь все смешалось. Понять то, о чем она поет, могла лишь приблизительно. Понимала – о любви. Слушая ее, чувствовала, как в такт вибрациям ее голоса трепещет и волнуется и моя душа. Это было совершенно необъяснимое чувство. Мне вдруг захотелось понять каждое слово ее песни. Каждое слово и именно не только однозначный смысл, но и всю гамму переживаний, чувств, ощущений, которое оно несет. Отчаянно жалела в эти минуты, что плохо знаю язык, не все могу понять. Переписала текст на слух, как могла кириллицей, бегала за всеми «знающими» с просьбой перевести мне те или иные строчки. Когда переводили приблизительно и не точно, чувствовала, что в оригинале все гораздо тоньше, глубже, емче. Благодаря песням Ильхамы я выучила много родных слов, стала их чувствовать, понимать в контексте. Есть в ее творчестве какая-то потрясающая энергия любви, которая подпитывает человека. У меня хранятся все ее сборники, ревностно слежу – не появились ли новые. Самые любимые сборники «Севги хакаяты» и «Сенинем» Особой мечтой для меня было услышать ее вживую, я сказала бакинским родственникам и друзьям сообщить мне о концерте. Думала – на ее концерт я поеду во что бы то ни стало, оставив все свои дела. Но, увы, пока мечта не сбылась, и мне очень и очень жаль. Хотела бы познакомиться с этой певицей лично, подарить ей цветы, выразить свое восхищение и благодарность. Может быть, хоть эта моя мечта когда-нибудь осуществится.
http://www.proza.ru/2012/05/24/1563