17. Этот удивительный мугам...

Эльмира Ибрагимова 3
О том, что у моего народа есть неисчерпаемый и богатейший пласт и другой музыкальной культуры, я долгое время даже не задумывалась. Это пришло позже вместе с очередной гордостью за свой народ.
Никогда не забуду очень значимый в этом плане эпизод. Будучи в далекой Одессе, случайно по приглашению друзей попала на конференцию по интегральной йоге. Один из участников конференции, йог, азербайджанец Намиг, профессиональный музыкант и композитор, по просьбе собравшихся импровизировал на рояле. Его попросили сыграть что-нибудь из родной музыки. Он сыграл мугам «Баяты Шираз». Я в тот момент удивленно подумала: для кого он это играет? И кто здесь поймет такую сложную музыку? К тому же, мне казалось, что мугам невозможно расчленить на музыку и слова. И была уверена – мугам любят в основном за содержание слов, музыка лишь усиливает восприятие. Я сожалела, что Намиг не стал играть более легкую для восприятия и красивую музыку. В зале (это был актовый зал санатория) было тихо. Правильно говорят: йоги – народ особо чуткий, они все понимают, видят и слышат душой. Мугам слушали молча, и вдруг в потрясенном, замершем от восторга зале раздались громкие всхлипывания. Плакал, не стесняясь своих слез и рыданий, один из йогов, одессит Виктор, двухметровый тренер по бодибилдингу. Плакал такими хорошими слезами очищения, что все это поняли и даже не улыбнулись. А когда музыкант закончил играть и раздался заключительный аккорд этой «небесной неземной музыки», как ее охарактеризовали сами йоги, зал вдруг взорвался аплодисментами. Уже потом по просьбе йогов тот музыкант многим выслал сборники мугамов.
Я внутренне (хотя и только перед собой) была пристыжена таким непониманием родной музыки, которую оценили люди, совершенно далекие от нашей культуры. Вернувшись домой, поставила себе цель: послушать, постараться понять мугам. В очередной приезд в Баку купила диски, кое-что прочитала. Не сразу, но поняла – какой глубокой радости я лишала себя, не слушая такую музыку. Эта музыка обогащала, очищала душу. Я была удивлена, когда вначале на себе прочувствовала воздействие мугама, а потом уже прочитала, что разные виды мугама и в самом деле дают слушателям разное настроение. Что мугам «Раст», например, рождает воинственный настрой, чувство бодрости и смелости, «Сегях» – чувство любви и нежной истомы, «Шур» – весело задорное настроение, «Баяты Шираз», «Шюштер» и «Хумаюн» рождают в душе слушателя глубокую печаль и грусть, «Чахаргях» вызывает волнение и особое воодушевление,
Каждый раз, слушая мугам, я мучительно сожалею лишь об одном – что плохо, неполноценно понимаю его слова. И все же я чувствую сердцем – это сокровищница музыки и поэзии, неисчерпаемый алмазный фонд ее. Мугам – национальное достояние азербайджанского народа, получившее свое достойное место в сокровищнице мировой музыки. И совсем не случайно в 2008 году ЮНЕСКО объявил азербайджанский мугам одним из «шедевров устного и нематериального наследия человечества».
Время, не властное над такой музыкой, показало: мугам не имеет никаких границ – ни временных, ни территориальных. И слава тем, кто бережно хранит это национальное достояние, особенный мир особенной музыки.
http://www.proza.ru/2012/05/24/1554