От самосохранения к самопожертвованию

Любовь Линник
     Героический поступок человека, приносящего себя в жертву обществу или, хотя бы, одному его члену, вызывает восторг, преклонение, благодарность и … изумление окружающих.
     Сложно понять до конца, как можно добровольно отдать самое дорогое: жизнь.
     Только единицы способны на такую жертву. Они выделяются из общей массы, а, значит, отличаются от остальных.
     Но чем? Что лежит в основе самопожертвования?
     Я возьму на себя смелость утверждать, что это – инстинкт самосохранения (ИС).
     Звучит абсурдно: жертвовать своей жизнью ради её же сохранения. И – кощунственно по отношению к высоким чувствам и побуждениям, вызывающим эти поступки.
     Любое существо, в том числе, и человек, это – часть целого организма (природа, социум). Только существование всего организма гарантирует существование каждой его части.
     Всё живое обладает ИС. Социум как живой организм не является исключением.
     Но если рассматривать ИС общества как простую сумму ИС всех его членов, каждый из которых выживает «сам по себе», а часто – и за счёт других, то результат получится плачевный. Нет вклада в общую копилку. ИС такого общества равен нулю. Оно нежизнеспособно, по сути, просто не существует.
     Понятно, чем выше духовный уровень человека, тем меньше он сосредоточен на своей плоти, а, значит, и инстинкты имеют над ним меньшую власть, в том числе, и ИС.
     Душа такого человека « видит» дальше и больше. ИС у него приобретает новую окраску. Границы его проявления раздвигаются, распространяясь на общество, членом которого этот человек является.
     И ИС  диктует ему уже не сохранение себя отдельно от общества, а сохранение себя через сохранение общества.
     Это – качественно новая ступень, позволяющая по-иному интерпретировать проявление движущих моментов самопожертвования.
     Общество таких людей обладает ИС, сила которого находится в прямопропорциональной зависимости от количества его членов.
     Если существует угроза существованию общества, то в опасности находится каждый его член.
     Люди, жертвующие собой, в этом случае спасают организм в целом, а, значит, спасают каждую его часть, в том числе, и себя.
     Чем выше духовный уровень человека, тем значительнее жертва, на которую он способен.
     Условно это можно представить тремя уровнями:
               
                на первом – человек жертвует материальными благами и физическими силами;
                на втором – рискует жизнью, оставляя себе шанс на спасение;
                на третьем – жертвует своей жизнью.

     В последнем случае человек подсознательно отождествляет себя со всем человечеством. В момент душевного порыва он полностью освобождается от влияния плоти, а, следовательно, и от ИС, который без остатка отдаётся в общую « копилку» - ИС общества.
     В утверждении о том, что основой самопожертвования является инстинкт самосохранения, нет никакого кощунства по отношению к чувствам и внутренним побуждениям такого поступка, и эпитет «высокие» более чем уместен здесь, потому что речь идёт о людях, стоящих на ВЫСОКОМ духовном уровне.
     И утверждение это не только не абсурдно, но, возможно, является ключом к пониманию видоизменения подсознания под воздействием духа в процессе эволюции человека.