8. Под музыку Вагзалы

Эльмира Ибрагимова 3
Думаю, что песня «Свадьба» из репертуара Муслима Магомаева имеет прямое отношение к свадьбе азербайджанской. Особенно эти ее слова:
Широкой этой свадьбе было места мало,
И неба было мало, и земли…
Вот и подумалось: традиционные свадебные торжества азербайджанцев и в самом деле по широте и красоте обычаев, обрядов, церемоний не сравнить ни с какими другими.
Настоящую азербайджанскую свадьбу с досвадебными и послесвадебными ритуалами и церемониями я впервые увидела в Азербайджане, когда приглашенная на торжество бабушка взяла меня с собой в пригород Баку Бинагади.
В те далекие годы я училась в начальной школе, и свадьба бинагадинских родственников совпала с каникулами. Бабушка была родственницей одновременно и жениха, и невесты. И потому родители будущих новобрачных настаивали, чтобы она, особо уважаемая ими, возглавляла свадебные торжества от начала и до конца.
Многое удивило и навсегда запало тогда в мою детскую память. Свадебная церемония была многоэтапным и долговременным праздником, начавшимся с первых походов в дом невесты вначале для знакомства и предложения родителям невесты подумать знакомством.
Некоторые моменты помню, как сейчас:
– Почему они не пьют чай? – спросила я бабушку, заметив, что все стаканы, налитые сватам, так и остались полными.
– Не принято, – улыбнулась бабушка, – обычай такой. Не пьют чай, пока родители невесты не определятся с ответом. А когда определятся, но уже в следующий раз, будем пить сладкий чай на радостях.
– Странно. А причем тут чай? Его же в каждом доме всем гостям подают? Невежливо это – когда все, как договорились, не пьют налитый чай…
– Хорошо, – пошутила со мной бабушка. – Вот придут тебя сватать, мы первые откроем новую традицию – скажем сватам – пейте, дорогие, мы уже согласны, согласны ее отдать. Забирайте хоть сейчас эту нашу капризную девочку.
Я насупилась, а бабушка обняла меня и сказала:
– Нет, родная, так не будет. Мы азербайджанцы, и будем соблюдать свои традиции и обычаи, даже если будем жить на Севере.
Обручение растянулись на несколько этапов – от дня знакомства до большого обручения, которое состоялось уже в наш следующий приезд в Баку.
– Сегодня будет свадьба? – радостно спросила я, увидев в доме родственников шумные приготовления.
– Нет, свадьба будет через четыре месяца. А сегодня – большое обручение. Мы пойдем сватать Наргиз.
– А в прошлый раз мы что делали? – удивилась я. – Отнесли же ей кольцо, платок и сладости.
– Это было малое обручение. А теперь будет настоящее сватовство – нишан.
Перед тем, как отправиться в дом невесты, мать жениха показала всем присутствующим подарки – много красивой и дорогой одежды для невесты от мелочей и белья до верхней – Наргиз купили пальто с норковым воротником – тогдашний писк моды.
Все похвалили вкус будущей свекрови и ее подарки. А я сказала бабушке на ухо:
– Так много всего купили, но ни одной пары обуви для Наргиз нет?
– И обувь тоже ей купили, – с улыбкой отвечает моя терпеливая бабушка, – но по традиции ее на нишан не носят. Потом мать жениха отнесет.
Целая делегация и мы с бабушкой в их числе отправились в дом невесты с подарками, выложенными на красиво украшенные и накрытые яркими косынками подносы. Это называлось хонча. Через два дня подносы вернулись с подарками, и их раздали тем, кто ходил к невесте с хонча. Мне тоже в тот день подарили красивый отрез на платье. Обменных подарков в течение всей свадебной церемонии было еще много.
Все ритуалы многоэтапной свадьбы перечислить будет трудно, тем более сама свадьба тоже состоялась не сразу после нишана, а опять через несколько месяцев.
И снова мы с бабушкой приехали в Бинагады. Все было необычно красиво, ярко. Накануне свадьбы в доме невесты состоялась церемония с хной. Женщины собрались во дворе под виноградником. Одна из женщин танцевала с чашей с разведенной хной. А другая зачем-то положила во вторую чашу деньги. Почти все расплели свои волосы и покрасили их хной. Мать невесты раздала всем одинаковые красные косынки из ситца, чтобы завязать покрашенные головы. Распустив мои косички и сняв с них бантики, бабушка положила хну и на мои волосы, а потом разукрасила хной мои ладони и пятки. Мне было не очень комфортно с мокрой липкой хной на голове, но бабушка сказала:
– Это на счастье, моя родная. Дай Бог мне дожить и увидеть твою свадьбу.
Свадьбу вначале играли у невесты, но после торжества оставляли ее в доме родителей. В то время видевшая лишь дагестанские свадьбы, я удивилась и сказала бабушке:
– А почему они ее не забирают? Она же была в свадебном платье, и свадьба уже кончилась?
– Заберут, как у нас положено, через неделю или несколько дней.
– Как это, – беспокоилась я за новобрачную. – А вдруг они за эту неделю поссорятся или передумают?
Бабушка смеялась и прикладывала палец ко рту, советуя мне такое не говорить.
– Нельзя такие недобрые вещи озвучивать в такие дни. Все у них, иншалла, будет хорошо.
Спустя неделю Наргиз, наконец, забрали к жениху, где игралась своя свадьба.
Позже я была на традиционных азербайджанских свадьбах много раз. Причем, повзрослев, узнала, что и у нас, живущих в Дагестане, люди также сохраняют основные свадебные обычаи и ритуалы. Талию невесты обвязывает красной ленточкой младший неженатый брат или племянник жениха. Невесту выводят из родительского дома под мелодию «Вагзалы», от пронзительности которой мурашки бегут по коже.
Традиционной была и моя свадьба. Бабушка постаралась соблюсти на ней все, что только можно – и многоступенчатость церемоний и обручений, и все обычаи.
И все на той свадьбе было – и пышные обручения, и хна яхды, и привезенные специально из Баку разукрашенные свадебные свечи для жениха и невесты и их сопровождающих, и специальное зеркало невесты с надписью «Toyun mubarek», и разные сладости – кялля ганд, ногул. И много чего еще…
Мою свадьбу потом вспоминали много лет, потому что папа пригласил на нее музыкантов из Баку, а потому на свадьбу как на концерт собрались даже те, кого не приглашали. Ничего. Всем всего хватило…
– Какие красивые у азербайджанцев свадьбы, обычаи, традиции, – часто говорят нам дагестанцы, будучи гостями на свадебных торжествах. – И как здорово, что вы, живя на чужбине, стараетесь их сохранить.
– Это же родное, – отвечаем им мы, к сожалению и без того много потерявшие.
 http://www.proza.ru/2012/05/24/1489