Философия

Владимир Шляпошников
Немного хороших людей не бывает. Как и продуктов второй свежести. Свежесть бывает только одна, остальное испорченная еда. Это так же, как не бывает немного беременных, немного мертвых. Человек либо плохой, либо хороший. Когда тебе говорят, что в человеке всего понемножку, это значит, что решение еще не принято, выбор не сделан, однако истина всегда есть вне зависимости от того, что мы говорим, сделали мы выбор или не сделали, вынесли решение или нет.
Добрые дела не смывают злые, как и злые дела не могут отменить темных, дурных поступков. Но если бы нас судили только по хорошим и плохим поступкам, то, боюсь, что плохих людей было бы невероятно много. Судят по тому, что ты вынес из своих поступков, чему научился. Так плохой поступок может вести к свету, а хороший во тьму. История знала много людей, совершивших убийство, но потом раскаивавшихся всю жизнь, и старающихся искупить свои грехи добрыми делами, помощью людям. История знала людей, молодость которых была распутной, буйной и развратной, но потом они были причислены к лику святых, а все из-за той же игры света и тьмы. Тени не живут во тьме, они видны только на свету, и чем свет ярче, тем чернее тени, пока не будет пройден предел, когда свет будет литься со всех сторон и тени просто исчезнут. Но это все слова.
Не бывает доблести в войне, она бывает на войне и только в людях. Не бывает зла в поступке, бывает зло, причиненное этим поступком, боль, причиненная одним человеком другому человеку. Все, что есть - есть лишь в нас. Потому ли мы так видим этот мир - в силу своей личности. Чем личность выше, тем большее ей открывается. И тот, кто мелок, не может узреть то, что выше его. Так многие великие останутся непонятыми лишь потому, что они  возвышаются над остальными, а другие видят лишь часть того, что видно с высоты большой души. Слова тех, кто много в них вкладывает, часто остаются непонятыми, так же лишь потому, что каждый видит в меру своего зрения, а, как говорится, если шутку приходится пояснять, то шутка не удалась. Есть вещи, которые если не поняты с первого раза, останутся непонятыми и с тысячного.
Так не бывает и одинакового счастья, оно может быть лишь в пору личности. Каждый носит одежду по своей мерке, либо выглядит несуразно. И не потому ли мы так любим истории о героях, что они жили в темные времена, ибо герой лишь человек, но ведь свет приковывает глаз во тьме вернее, чем днем. Когда слишком светло, свет от пусть даже самой яркой свечи можно и не заметить. Так как жить, если все наши поступки неисправимы?
О, для этого нам дано прощение и короткая память. Что-то мы забываем, что-то мы прощаем, но что-то мы носим в себе, как раскаленные угли, и это нас вечно жжет. Жечь может лишь то, что горячо, а горячо то, что подогреваемо. Мы не можем забыть то, что вечно подогревается у нас внутри, то, что можно лишь отпустить как-то, как мы еще не сделали. Что-то поменять в мире, себе. Сделать что-то, что успокоит нашу память и превратит угли в золу.
Есть хорошее изречение - цель всякой деятельности лежит вне пределов этой деятельности. Если жизнь - это деятельность человека, то цель жизни не может быть достигнута при жизни. Так в чем цель человеческой жизни?
Вы не задумывались над тем, как мало мы живем, и что любое стяжательство,
любые материальные блага - принадлежат этому миру, и жизни, и лишь на краткий миг нам. Мы, словно бы арендаторы, словно бы туристы, снявшие комнату на ночь. Тех, кто гонится за материальным, ждет разочарование. Мы уходим из этого мира, так же как и приходим - голыми, ничто нельзя унести с собой, кроме опыта. Цель жизни - научить нас чему-то, открыть нам нашу дорогу, показать нам наше предназначение, а зарабатывать на жизнь лишь для того, чтобы жить, это сродни тому, что зовется существование.
Цель жизни не в радости, улыбках, даже счастье - всего лишь миг в потоке времени, всего лишь опыт, ключик к очередной двери. Вот почему так часто счастливые люди блаженны, но кажется, что они пусты. А испытавшее горе - полны. Счастье невесомо, им невозможно наполнить сосуд, тогда как горе тягуче. Опыт приходит только с поражениями. Тот, кто не играет - не проигрывает. Он ничему не учится. Только ошибки могут нас научить. Но это постоянный путь. Жизнь устроена таким образом, что, так или иначе, мы совершаем немало ошибок. Они нас не исправляют, но учат, сразу исправиться невозможно, для всего нужно время, пусть и немного.
В жизни есть два пути - конструктивный и деструктивный. Конструктивный предполагает созидание, накопление, улучшение, смирение. Деструктивный - борьбу, жажду, в том числе и познания, несогласие, своеволие, личность. В конструктивном направлении человек что-то создает из уже имеющегося в наличии - это как строить замок из песка на берегу моря. Песок не берется из неоткуда, он уже лежал на берегу за долго до решения построить замок. Замок строят, прикладывая усилия, это компенсация за перенос песка из одного места в другое, плата за наше желание, по сути переход песка из одного состояния с одной потенциальной энергией в  другое состояние с другой потенциальной энергией без изменения самого песка, форма меняется, смысл остается тот же. Время проходит, и замок рушится, чтобы он дольше простоял, надо больше усилий, больше энергии. Но у человека время ограничено. В этом и курьез конструктивного пути - он дает что-то лишь на время. Хорошую фигуру, положение в обществе, власть, деньги, материальные блага - все это принадлежит к конструктивному, созданному. Все это лишь на короткое время.
Деструктивный путь - это несогласие личности с мироустройством, жажда что-то исправить, что-то привнести в этот мир, тем самым изменив его. Рушишь, созидая. Какой каламбур, но это так. Жажда, как огонь, она должна чем-то питаться, у всего есть своя цена. Многие платят жизнью, долголетием, спокойствием, чтобы привнести в этот мир нечто новое. Это, как, скажем, создать своей волей новый химический элемент, который хочешь - не хочешь, а будет в этом мире до его конца, пока мир не исчезнет. Он, возможно, перемешается с другими элементами, но он коренным образом изменил мир, он переместил уже сам мир в состояние с другой потенциальной энергией. Конечно, все это звучит глупо, ибо все химические элементы очень взаимосвязаны и сами происходят один от другого, но это всего-навсего пример. Так, скажем, идеи, которые рождаются в горящих жаждой свершения умах, меняют этот мир. Так не горят рукописи, а только бумага, так не сгорает опыт, а только уходит эпоха жизни.Именно это движет миром, меняет его, заставляет его развиваться, расти, жить.
Если бы был лишь конструктивный путь, мы бы до сих пор перекладывали песок из одной кучки в другую,
а когда закончился бы песок, нам пришлось рушить одну кучку, чтобы построить новый замок из песка. Человек рождает идеи, идеи дают возможности, у кого больше возможностей, у того выгоднее позиция, но люди не часто используют дарованные им возможности, и это тоже одно из правил этого мира. Чтобы люди стали умнее и мудрее нужно больше энергии, времени, опыта. По-сути нужен другой мир. Таковы реалии. Нужно понимать, что конструктивизм и деструктивизм взаимосвязаны.
Так, скажем, войны - казалось бы, явный пример деструктивизма, но каковы их причины - борьба за нечто материальное или связанное с материальным - ресурсы, власть, жизнь.
Так неужели часто воюют ради того, чтобы что-то рушить или созидать новое, превносить в этот мир небывалое?
Не часто, скорее это исключения из правила. Тогда, выходит, война сильнее связана с конструктивизмом, нежели чем деструктивизмом. Вот, борьба, стремление - это возможно в деструктивизме. Человек, обуреваемый жаждой привнести, бросающий вызов реальности, ищущий пути, чтобы достигнуть цели, ищущий цель, чтобы исполнить мечты. И он сам приносит себя на алтарь этой борьбы. Именно поэтому револлюции свершались чаще всего не теми, кто выдвигал идеи, которые звучали лозунгами во время этих кровопролитных событий.
Тот, кто придумывает идеи живет в другой области, он словно бы витает в облаках, но мало кто знает какие битвы там кипят. О да, такие люди зовутся смутьянами, еретиками, безумцами, больными, идиотами, они выглядят и ведут себя зачастую странно, глупо, не этично, но все это лишь в глазах общества. Обществу привычен конструктивизм. Оно консервативно по своей природе, как суперпозиция, как тяни-толкай, ибо, когда собираются люди, цели которых различны, и взгляды которых разнятся, то им сложно идти по одной дороге, а как известно лошадь в две разные стороны пойти не может, ну только, если ее не разорвут на две части, но тогда это уже будет не целая лошадь.
Вот почему общество консервативно, а отдельная личность стремится прогрессировать, но, как вы уже догадываетесь, в меру своих сил и способностей. Но кто в ваших глазах лучше - тот, кто прозябает, накапливает деньги, связи, имущество, или тот, кто хочет оставить что-то в этом мире после себя. О ком будут помнить, когда его не станет?
Деньги быстро разойдутся по рукам, имущество тоже, связи пропадут вместе с людьми, а идеи будут жить вечно.
... ну, или, по крайней мере, пока жив хотя бы кто-то, кто их помнит...
А хорошие идеи, будь они воплощены в картину, скульптуру, книгу, даже простую песенку, если они, конечно, действительно хорошие, будут передаваться из уст в уста и из рук в руки.