Почему я... Продолжение. 4

Николай Островский
     41.
Путь веры неразвитого ханжи, помимо притворства, изобилуе различными ошибками и суевериями. Ханжа умный и эрудированный много опаснее. Ханжа – это мирской человек, переводящий  основные идеи, вожделения, чувства с языка атеистического на язык религиозный. Это низший тип атеиста, который по каким-либо причинам притворяется верующим. Он использует религию для своих выгод. Точно также религия, которая использует людей для своих выгод есть религия ханжеская, христианство это или что-то другое. Но наверное нет верующего, который в определённых вопросах и ситуациях не был бы ханжой. Есть ханжи, которые таковы всегда, есть ханжи временные, иногда даже минутные. Есть ханжество объективное, подсознательное, субьективно такой человек верит в свою искренность. К притворству этого типа часто приводит и уход от своей самости. Те же самые деления годны и для атеистов.

     42.
В религии учение и его истолкование главное. На этом зиждется вся религиозная практика. Мне представляется особенно вредным учение, согласно которому человек спасается верой, а не делами. Дела без веры – религиозной или психологи ческой – мертвы, но и вера без дел тоже. Только соответствие веры (слов, помыслов, чувств) с делами удостоверяет искренность человека и связывает земное с небесным. Это настоящая проверка искренности верующего. Можно ли, например, любить ближнего только на словах? Веруя в данную заповедь человек невольно или вольно, если он не ханжа, поступает соответствующим образом. В более глубоком смысле учение это провозглашает наличие веры как начальное состояние, с котором должны делаться все другие дела. Без веры человек грешник, а все дела грешника мертвы, суета сует, от дьявола. Но именно в силу этого любой атеист, сколь бы добродетельным он не был в делах, недочеловек и сын Дьявола. Множество тех, кого человечество и история называют великими, согласно этой позиции, достойны лишь вечного ада. Глубоко верующий средневековый инквизи тор, сжигающий беременную женщину на костре благ и попадёт в рай. Получается, что эта установка противоречит другим же христианским установкам и к тому же насаждает нетерпимость к инакомыслию.

     43.
Положение осложняется, когда нам говорят о предназначении или изначальной благодати для избранных (самим Богом). С рождения человек предназначен к раю или аду. Доказывают справедливость этого одной лишь ссылкой на произвол Бога. Бог так хотел и не нам, грешным, критиковать его. Собственный глас подменяют незаметно гласом Бога. Собственную волю прикрывают Божьим авторитетом. Толкование выдают за Истину. В этом случае, разумеется, дела совершенно не важны. Вера указует кого избрал Господь для рая. Вера должна быть и должна быть искренней, остальное следствия. Но в самой религии важно какая именно вера из многих «лучше, моральнее, истиннее».  Даже мелочи разные вероиспове дания отстаивают друг от друга с великой изощрённостью. А какое дело одобрит вера, то и богоугодно. Истребление еретиков с этой позиции тоже богоугодное дело, - борются при этом даже не с людьми, а с орудиями Дьявола, духа Зла. Дела подчи няются вере, то есть догме, то есть её интерпретации. Это и называется «жить верой». Частное выдаётся за абсолютное. Многие грехи становятся религиозными подвигами. Верующий, что бы не делал, всегда прав. Более того, «правыми» оказываются и лидеры противоречащих друг другу вероисповеданий