Вандана Шива - Восстань, эко-воин!

Виктор Постников
23 мая, 2012 г.
Asianage.com

В июне 2012 г. мировые лидеры и тысячи представителей правительств, НГО, экологических групп, и частного сектора соберутся в Рио де Жанейро (Бразилия)  на саммит Рио+20,  через 20 лет после Саммита Земли, организованном ООН в 1992 г, чтобы рассмотреть неотложные экологические проблемы – исчезновение видов, уменьшение биоразнообразия и климатические перемены.  Саммит Земли дал нам два важных экологических закона — Конвенцию ООН по биологическому разнообразию (UNCBD) и рамочную конвенцию ООН по климатическим переменам (UNFCCC).  Он также дал нам «принципы Рио», включающие принцип предосторожности (precautionary principle), и принцип “загрязнитель платит”.
Мир радикально изменился после 1992 г.  и, к сожалению, не в лучшую сторону.  Экологическая устойчивость была систематически принесена в жертву конкретной экономической модели, которая сама оказалась в кризисе.

В 1995 г. произошел тектонический сдвиг в ценностях, направлявших наши решения, и такой же сдвиг произошел в отношении тех, кто принимал решения. В этот год была учреждена  Всемирная организация торговли (WTO). В отличие от «принципов Рио», поддерживаемых экологическими движениями, экологической наукой и суверенными государствами и утверждающих такие ценности как экологическая устойчивость, социальная справедливость и экономическое равенство между странами и внутри стран,  ВТО ввела парадигму глобального корпоративного правления, изменив ценности, структуру управления и принятия решений.

Сохранение ресурсов земли и равный доступ к ресурсам были постепенно заменены на наглый захват и приватизацию по всему миру. Устойчивая экономика была вытеснена не-устойчивой системой производства и безжалостным растространением вируса консумеризма. Принятие решений оказалось в руках кучки глобальных корпораций. Поэтому неудивительно, что мы встречаем саммит Rio+ 20 в обстановке углубившегося экологического кризиса.

Составляя правила ВТО и глобальной свободной торговли, корпорации постарались извратить  экологические правила, которые должны были регулировать их коммерческую деятельность. Они переделали экологические законы так, чтобы было легко коммерциализовать и присвоить ресурсы Земли и их экологические функции.  Они нарушили  Договор по климату (Climate Treaty, UNFCCC) и Конвенцию по биоразнообразию (Biodiversity Convention, UNCBD).

Вместо того, чтобы загрязнитель платил и контролировался на национальном и международном уровне,  замые большие загрязнители атмосферы, внесшие наибольший вклад в изменение климата,  получили возможность устанавливать правила, по которым они хотят регулировать климатические перемены.  Биотехнологическая промышленность, вызвавшая генетическое загрязнение окружающей среды продуктами генной инженерии, сама устанавливает правила регулирования биоразнообразия и биобезопасности. Примером тому – попытка ввести Brai, Биотехнологическую регуляторную коммисию, в Индии.

Первоначальной целью Договора по климату, было введение в законодательном порядке уровней снижения вредных выбросов для самых больших загрязнителей, т.е.  богатых индустриальных странах Севера. Договор был разрушен в  2009 г. на саммите по климату в Копенгагене попыткой заменить его на необязательное Копенгагенское соглашение.  Киотовский протокол 1997 г. ввел понятие торговли выбросами, которое, по сути, означало, что загрязнитель получает награду, а не наказание.  Большие индустриальные загрязнители получили права на доступ к не принадлежащей  им атмосфере. Затем, загрязнители начали зарабатывать через торговлю углеродом. Прибыли росли вместе с выбросами. Сегодня климатический хаос выше, чем в 1992 г.  И загрязнители ищут новые возможности для того, чтобы делать деньги и грабить ресурсы. Сегодня они хотят превратить в товар экологические функции и услуги, предоставляемые природой. По этому поводу ожидается большая дискуссия на саммите Rio+20.

Целью Договора по Климату (Climate Treaty) было сохранение биоразнообразия и равный   доступ к ресурсам. Эта цель была извращена и все более подменяется другими целями: торговлей генными ресурсами, получением прибыли и приватизацией. Принятый в 2010 г. протокол Нагойя по доступу к генным ресурсам, предоставляет такой доступ только глобальным игрокам, игнорируя местные сообщества. Речь идет только об использовании ресурсов для исследований и коммерции, потребности местных сообществ не принимаются в расчет.  По сути это легилизированное био-пиратство, позволяющее забирать генетическое богатство у местных сообществ и передавать их глобальным корпорациям. Так подрывается экономика и культура, основанные на сохранении биоразнообразия, так подрывается будущее.

Торговля и коммерция, проникшие в  Договор по климату и Конвенцию по биоразнообразию, нарушают наши права на общее природное богатство и разрушают его. Права корпораций вытесняют права людей.

И такая смена ценностей – от сохранения  ресурсов и их общего пользования к их эксплуатации и приватизации – оправдывается во имя прогресса и экономического роста. Но сама экономическая парадигма разрушения земли и общества находится в глубоком кризисе. Посмотрите на растущее число самоубийств среди фермеров и голодающих в Индии.
Нам нужна немедленная смена парадигмы. И она придет не от тех, кто создал кризис и ищет способы продления экономики жадности путем коммерциализации и приватизации всего живого.  Они соберутся в Rio+20, чтобы закрасить  свою “экономику жадности” зеленой краской.  И на их стороне будут правительства влиятельных стран.

Движения за экологическую устойчивость, социальную справедливость и глубинную демократию также приедут на саммит Rio+20, но с другой парадигмой, сосредоточенной на правах Земли, на правах будущих поколений, на правах женщин, коренных народов и фермеров. Именно это эпическое сражение между разрушительной и отжившей парадигмой и новой жизне-утверждающей парадигмой будет в центре саммита Rio+20. Результат этого сражения определит будущее человечества.

Никто из нас не может защититься от кризиса, никто не может снять с себя ответственности. Никто не может оставаться простым наблюдателем.  Мы все в одном процессе: либо будем дальше подвергать опасности планету и наше будущее, либо найдем способы сформировать устойчивое и справедливое будущее. Теперь каждый день для нас -   саммит земли. И каждый из нас представляет общую судьбу.



**************
Вандана Шива – философ, экологический активист, и эко-феминистка. Шива – автор более 20  книг и свыше 500 статей в ведущих научных и технических журналах.  Она имеет степень доктора наук по физике (Университет Западного Онтарио, Канада).  Основатель Навданья http://www.navdanya.org/.


Любопытный комментарий Дэвида Кеннеди в Countercurrents, где была перепечатана статья Ванданы Шивы:

Мир в тяжелом состоянии и положение ухудшается.  Почему так?  Разве с коммунизмом не покончено? Разве разрушение Советского Союза не было предвестником лучшего мира? Разве добро не победило зло? Но коммунизм никогда не был злом, которое ему приписал Запад, видевший в нем прямую угрозу своей системе.  Запад стремился к 'свободному' рынку, чтобы доминировать в международной торговле. Запад хотел, чтобы богатая элита контролировала мир.  Запад хотел сокрушить коллективную власть простых людей, рабочих всего мира, чей труд создал богатство,чтобы богатые его отобрали. Вот где НАСТОЯЩЕЕ зло.  Вот почему все стало так плохо после развала Советского Союза.  Вот почему эксплуатация земли - будь то генетически модифицированные продукты, ископаемое топливо, или ядерная энергия - агрессивно нарастает, невзирая на очевидную опасность для человечества и биосферы.  Вот почему нарушаются права ни в чем неповинных стран и народов, в то время как т.н. Объединенные Нации либо поддерживают эти нарушения либо стоят в сторонке и разрешают агрессорам совершать преступления. Капитализм заботится ТОЛЬКО о прибылях.  Ему наплевать на людей и окружающую среду. И не будет никакого улучшения, пока он не будет похоронен и заменен на новую систему, для которой потребности простых людей и природы будут главенствующими.