Крышечка!

Лариса Пузикова
- Дедушка, я тебе крышечку принесла!

Разбуженный моими криками дед приподнялся на кровати, сел и удивленно посмотрел на потную, раскрасневшуюся под ярким солнцем июня, мордашку.

- Так!

С нескрываемым удивлением дедушка покрутил в руках банальную пластиковую крышку для закрывания обычных стеклянных банок.

- Значит, ты, столько километров пешком по степи отмотала, чтобы крышку принести?

- Ну, да! Я подумала вдруг тебе нечем баночку закрыть!

- Угу, а это что? Вроде как сметана?

- Ой, это я помыть забыла, давай слизну.

Удивленное выражение лица сменилось на доброе и ласковое. Дед посадил меня на колени.

- Молодец, вот действительно именно такой крышечки мне и не хватало. Внученька, а бабушка  знает, что ты ко мне ушла?

- Конечно, знает, она так и сказала: «Сходи к дедушке ну… крышечку отнеси».

- Вот спасибо, заботливые вы у меня! Ну, садись постреленок, я тебя огурчиками накормлю.

Взобравшись на простую деревянную табуретку, выкрашенную половой краской, я с наслаждением наблюдаю, как дед моет огурцы, неторопливо нарезает кружочками, и вместе с укропом и зеленым луком перемешивает в большой эмалированной тарелке, а затем заливает всю эту  потрясающе ароматную смесь… холодной водой, соль, все!
 Ни до, ни после, я не пробовала такого одновременно простого и с другой стороны вкусного и освежающего блюда.
Особенно освежающего в разгар знойного лета, с куском испеченного накануне бабушкиными руками хлеба.
 А вокруг бескрайняя донская степь и запах полыни.

- Вкусно?

- Очень! Дед, а почему только ты такую похлебку готовишь, разве бабушка так не умеет?

- Так вкусно, точно больше никто не приготовит, и вообще что твоя бабушка в степных радостях понимает, для нее это вовсе не еда. Ну, наелась?

- Да, спасибо! А можно я на баране покатаюсь?

- А чего ж нельзя, на то он и баран, чтобы детей радовать!

Замечательный у меня дед! Геройский дед, всю войну прошел, председателем колхоза был, хозяйство послевоенное из нищеты поднимал, а когда справился, ушел пасти колхозную отару овец в степь.
 Три дня он у отары дежурил, три дня напарник, а когда дедуля на дежурстве, мы с бабушкой запрягаем лошадь и везем на маленькой бричке обед, горячий и вкусный.
Холодильника в походном вагончике не было, все что привозили, дед съедал сразу, а потом с удовольствием закуривал «Беломорканал» в единственной тени сбоку от вагончика.
 Бабушка садилась рядом и они подолгу разговаривали о насущном.

- Карпо, а чего это ты про внучкины вареники ничего не сказываешь?

Не угодила она твоему вкусу, что ли!

- Так!

Дед посмотрел на меня долгим испытывающим взглядом, а глаза чистые, добрые.

- Ну давай, бабушка, уж рассказывай, что там у вас вчера приключилось?

- Да, хозяюшка наша, нарвала в саду вишни  и давай приставать как мол вареники с вишней лепят.
 Ладно, говорю, давай тесто замешу, налепим с  тобой вареников. Нет, кричит, сама хочу научиться.
Знамо ли дело, в восемь лет с тестом возиться, так с ней поди поспорь! Уперлась как твои бараны, учи и все тут.
 Возилась долго, вся в муке изгваздалась, да только удались то вареники, да так удались, что захотелось ей дедушке вареники первые отнести, порадовать.
Мне то боязно дите в степь одну отпускать, да как ее постреленка удержишь,  коль задумала.
 Вот и сложили мы вареники в баночку, сметанкой свежей залили под крышечку, газеткой поплотней обернули, чтоб не застыли, и побежала она к тебе, только пятки засверкали.
 А ты молчишь?

Закурил Карп Нестерович новую папиросу, улыбнулся.

- Я вот думаю, а почему ты Антонина, меня ласково не называешь?

Бабушка удивилась.

- А как же тебя ласково звать, когда батюшка тебе такое неудобное имя определил, Карпо ты и есть, больше уж я ничего не придумала.

- Вот! Ты за столько лет не придумала, а внучка сразу сообразила. Лар, как ты меня ласково называешь?

-Карпушочек!

- Вот! Потому что любит!

Я уже вовсю всхлипывала от обиды и досады. Дед подозвал поближе.
- А куда вареники-то делись?

-Уронила! Я так бежала, чтоб горячие, через овраг, а там камень, я как упаду, банка и разбилась, только крышечка осталась.

- Вот, что Тонюшка, я завтра к обеду дома буду, так ты ничего мне не готовь. Так хочется внучкиных вареников отведать. Вишня-то в саду осталась? Порадуешь деда?

- Конечно!

Слезы соленые и вкусные, я размазываю их по щекам и улыбаюсь, потому что счастье наполняет целиком и выливается через край этими самыми слезами.