одноактная пьеса Похождения в тумане

Сергей Плугатырев
С. Плугатырев

Похождения в тумане
(буффонада)

Рыжий -  бывший клоун
Белый -  бывший клоун, ровесник Рыжего

По сцене стелется туман.
Из тумана, поддерживая друг друга, появляются Рыжий и Белый клоуны.

РЫЖИЙ. Это же надо? Это же надо так? Вот умора, вот потеха! Обнимать землю и целовать, как родную маму. Очень трогательно. Слёзы капали из глаз – раз, раз, раз… Получил он прямо в глаз. В глаз, в глаз, в глаз. Музыка, туш!
БЕЛЫЙ. Что смешного? Человек упал, ушибся, ему больно, у него слезы. Чужая боль - повод для насмешки? К чему злорадство?
РЫЖИЙ. Пусть свинтус в белое рядится, но от грязи ему не отмыться. Посмотри на себя, как ты выглядишь. Не двигайся, я же тебя встряхиваю.
БЕЛЫЙ. Не смешно. Почему всегда так? Почему всегда со мной? Ну почему?
РЫЖИЙ. Ты посмотри на свое лицо.
БЕЛЫЙ. Что с ним?
РЫЖИЙ. Вот  умора, вот  потеха! Нет, здесь больше человека! ПревратилоСЯ лицо просто в тухлое яйцо!
БЕЛЫЙ. Это… не грамотно. Нужно говорить не «Встряхиваю», а «Отряхиваю», и потом нет слова «Превратилося», есть «Превратилось».
РЫЖИЙ. Нету  лося – только лось. Перепуталось, сплелось. И откуда всё взялось? Если это не яйцо, где же, друг, твое лицо? Не сердись. Ты очень забавно плюхнулся.
БЕЛЫЙ. Упал.
РЫЖИЙ. Шарахнулся.
БЕЛЫЙ. Просто споткнулся.
РЫЖИЙ. Брякнулся.
БЕЛЫЙ. Плавно приземлился.
РЫЖИЙ. Бацнулся. Бац! Бац! Бац! Изумительная спотыкачка вышла.   
БЕЛЫЙ. Прекрати, хватит! Не желаю играть в твою глупую игру.
РЫЖИЙ. Хорошо, хватит. Но очень жаль. Поздравляю, ты открыл земное притяжение.
БЕЛЫЙ. Его открыл Ньютон!
РЫЖИЙ. Зачем так вопить? Ньютон, так Ньютон. Ему, кажется, что-то упало на голову?
БЕЛЫЙ. Первопроходцам всегда трудно. Иногда бывают травмы.
РЫЖИЙ. Верно, в твоем случае… Понял, извини. Ты не ушибся?
БЕЛЫЙ. Почему сразу с этого не начать?
РЫЖИЙ. С чего, дружище?
БЕЛЫЙ. С участия.
РЫЖИЙ. Сердечности?
БЕЛЫЙ. Внимания.
РЫЖИЙ. Чуткости?
БЕЛЫЙ. Душевности.
РЫЖИЙ Я просто растерялся. Увидев, как ты сильно ушибся, мне стало очень жалко тебя, но чтобы не заплакать, я засмеялся. Чтоб переключить твое внимание.
БЕЛЫЙ. Люди  часто прячут слезы за смехом.
РЫЖИЙ. Мне необходимо было встряхнуть тебя. Если бы ты не рассердился, боль была гораздо сильней.
БЕЛЫЙ. Мне так неловко, извини.
РЫЖИЙ. Пустяки, ты не разучился группироваться, очень грациозно упал. Вот так!
БЕЛЫЙ. Это просто кошмар. Какая гримаса! Я  действительно потерял лицо. Какой стыд!
РЫЖИЙ. Может, вернемся – поищем?
БЕЛЫЙ. Нет, не отвлекайся на пустяки. Нам надо торопиться, мы ведь договорились. Нас ждут открытия.
РЫЖИЙ. А может не стоит выпускать джина из бутылки? Если он запечатан, зачем его выпускать?
БЕЛЫЙ. Надеюсь, ты не трусишь?
РЫЖИЙ. Я? Вот не надо на меня так смотреть.
БЕЛЫЙ. Как?
РЫЖИЙ. Вот так! Вот так!
БЕЛЫЙ. Разве, так смотрю?
РЫЖИЙ. Вот, что ты хочешь увидеть, что ты хочешь разглядеть? Вот что? Вот что?
БЕЛЫЙ. Достоинство.
РЫЖИЙ. А что это такое? Что это такое?
БЕЛЫЙ. Ну… ну… сам знаешь. Достоинство нельзя терять! Ни при каких обстоятельствах!
РЫЖИЙ. Разве? Какое оно: «Достоинство»? Какого размера? Такое? Или такое?
БЕЛЫЙ. Ты неисправим. Будь осторожен. Когда-нибудь захлебнешься в собственной желчи!
РЫЖИЙ. О-о-о! Если я буду тонуть, ты, разве, не протянешь руку? Не поддержишь, как поддержал тебя я? О-о-о! О, несчастный! О, неблагодарный! Ой-ой-ой!
БЕЛЫЙ. Прекрати. Ты меня всего замочишь. Я простужусь и умру.
РЫЖИЙ. Умрешь? О, какое горе, о-о-о-о!
БЕЛЫЙ. Только промозглости не хватало. Закрой фонтан. У меня ревматизм. Перекрой вентиль!
РЫЖИЙ. О-о-о! Но это не в моих силах. Мне так горько и печально, что слезы сами льются из моих глаз. Это рыдает душа.
БЕЛЫЙ. Прикажи ей заткнуться! Хвалит разводить сырость. В мире итак царит плесень. Липкая, зеленая, гадкая. Она уже захватила дома, людей, пожирает их тела и души.
РЫЖИЙ. Какой ужас! Всех?
БЕЛЫЙ. Что?
РЫЖИЙ. Плесень всех сожрала?
БЕЛЫЙ. Почти. Представляешь, есть большой, большой зеленый город, в нем - большие, большие зеленые дома, в домах - большие зеленые комнаты, и в этих комнатах - зеленые, зеленые люди. А в них - мерзкая зеленая плесень! Она сожрет и нас!
РЫЖИЙ. Жуть. Не надо, не пугай меня. Я не хочу! Мне такого не надо. Я не играю.
БЕЛЫЙ. Тогда прекрати разводить мокроту,  пока уныние не добралось до нас. У нас мало времени. А ну-ка, ап! Ап, ап!
РЫЖИЙ. Что ж встали и вперед.

Идут.

БЕЛЫЙ. Признайся, это ты подставил мне подножку?
РЫЖИЙ. Как такое могло прийти в твою голову? Ты споткнулся сам.
БЕЛЫЙ. На ровном месте?
РЫЖИЙ. Не моя вина, что твои ноги заплетаются.
БЕЛЫЙ. Мои ноги меня никогда не подводили.
РЫЖИЙ. Это было раньше. Разве, не ты постоянно, жалуешься на ревматизм?
БЕЛЫЙ. Мои ноги здоровые. Сильные. Выносливые. Стремительные.

Белый клоун бежит вперед.

РЫЖИЙ. Эй, стой! Куда ты? (догнав, бежит рядом.) Зачем так торопиться? Куда мы бежим?
БЕЛЫЙ. У нас мало времени. Я должен успеть сделать открытие!
РЫЖИЙ. А как же я?
БЕЛЫЙ. Ты будешь при мне. Как всегда, как во все времена.

Рыжий останавливается.
Белый, сделав петлю, возвращается к нему, бежит на месте.

БЕЛЫЙ. В чем дело? Ну-ка, ап! Давай  пошевеливайся!
РЫЖИЙ. Не надо нам нахрапа. Значит, будешь первооткрывателем?
БЕЛЫЙ. Конечно.
РЫЖИЙ. А я при тебе?
БЕЛЫЙ. Да. Здорово, правда? Се манифик?
РЫЖИЙ. Но я не хочу чужого открытия! Мне не надо чужого! У меня должно быть свое!

Белый клоун останавливается.

БЕЛЫЙ. Так, я поделюсь с тобой. Мы ведь друзья. И у меня к тебе самые теплые чувства. Дай, я тебя расцелую.

Белый целует Рыжего клоуна, тот трепыхается в объятиях.

РЫЖИЙ (вырвавшись). Хотел задушить меня в объятиях? Избавиться от конкурента? Не выйдет! Мне не надо половины, я не нуждаюсь в твоих подачках.
БЕЛЫЙ. Ты хочешь всё? Чудовищно. Кошмар!
РЫЖИЙ. Да. Да-да-да!
БЕЛЫЙ. Ты жаден. Это нехорошо.
РЫЖИЙ. Да, я такой! А ты другой? Хочешь заграбастать себе всё? Первооткрыватель! А я кто? Второоткрыватель? Вторсырьё?
БЕЛЫЙ. Не обижайся, я как-то об этом не подумал.
РЫЖИЙ. Твое имя будет на карте. А моё? Наизнанке? Не хочу-у-у.
БЕЛЫЙ. Мы будем делать это в очередь. Будем ошибаться по очереди и делать великие открытия.
РЫЖИЙ. Зачем ошибаться?
БЕЛЫЙ. Друг мой, все великие открытия сделаны по ошибке, это закон. Куда плыл Колумб?
РЫЖИЙ. В Индию.
БЕЛЫЙ. А приплыл?
РЫЖИЙ. В Америку.
БЕЛЫЙ. Вот! Ошибка, заблуждение, поиск совершенно чего-то другого -  заклад неожиданного открытия.  Это всегда происходит именно так.  Ну, почти так. И, пусть не всегда, но  происходит. Обязано происходить.
РЫЖИЙ. Я, чур, первый буду заблуждаться.
БЕЛЫЙ. Хорошо.
РЫЖИЙ. Правда?
БЕЛЫЙ. Правда.
РЫЖИЙ. Поклянись!
БЕЛЫЙ. Твое недоверие обидно.
РЫЖИЙ. Поклянись самым святым для тебя. Твоими… чудными ногами!
БЕЛЫЙ. Если так желаешь, клянусь!

Белый клоун поднимает штанины, оголяя ноги.

БЕЛЫЙ. Клянусь, клянусь!
РЫЖИЙ. У-у-у! Кажется, я лопухнулся. Эти две спички ничего не стоят. Позволь спросить, если червя переедет поезд, что будет?
БЕЛЫЙ. Мокрое пятно.
РЫЖИЙ. Два червячка! По отдельности. Понимаешь, два!!!
БЕЛЫЙ. Ты их хочешь обидеть? (Смотрит на свои ноги.) Они, как мы с тобой, всегда вместе. Столько прошли, вынесли и снова идут. Ты хочешь своей неотесанностью их покарябать?
РЫЖИЙ. Ни в коем случае.  Как думаешь, что такое - два конца, два кольца, посредине гвоздик?
БЕЛЫЙ. Примитивная загадка, это же ножницы.
РЫЖИЙ. Нет, не ножницы. Это - я!
БЕЛЫЙ. Ты?
РЫЖИЙ. Ну да, я два конца... (Показывает   руками на ноги.)  Два кольца... (Берет руки в бока и расставляет ноги.)
БЕЛЫЙ. А где гвоздик?   
РЫЖИЙ (осматривая себя). Гвоздик? (Смеется, лезет в карман, достает большой гвоздь-костыль) Вот  и гвоздик!  Я его стащил, чтобы  нечем было бить в  рельс.
БЕЛЫЙ.  Если захотят поднять тревогу, то найдут, уж поверь.
РЫЖИЙ. Из каждой безвыходной ситуации надо искать выход.
БЕЛЫЙ. Во-о-от! Дай, тебя расцелую.
РЫЖИЙ. Нет, не надо, лучше обойдемся дружеским рукопожатием.
БЕЛЫЙ. Выход. Надо искать выход. Выход.
РЫЖИЙ.  Наше Открытие и есть наш выход?
БЕЛЫЙ. Правильно! Хоть и рыжий, но неглупый. Умница.
РЫЖИЙ. Рыжий – не диагноз. 
БЕЛЫЙ. Верно! И через это открытие мы отсюда … фьють…
РЫЖИЙ. Что?
БЕЛЫЙ. Мы отсюда – фьють.
РЫЖИЙ. Что?
БЕЛЫЙ. Тупица! Мы отсюда – фьють, улизнем. Ап !?
РЫЖИЙ. В новое измерение?
БЕЛЫЙ. Да! Правда  здорово? Хватит, претворяться болваном, хватит корчить из себя забитого скота.
РЫЖИЙ. Мы – не скоты, скоты - не мы!
БЕЛЫЙ. Правильно. Ты идешь искать то, что скрыто?
РЫЖИЙ. Выход  или открытие?
БЕЛЫЙ. Какая разница. Так что? Вперед?
РЫЖИЙ. Вперед! Мы найдем выход в новое измерение. Сделаем потрясающее открытие! Что ты замер? В чем дело, эй?
БЕЛЫЙ. Что это у нас под ногами?
РЫЖИЙ. Земля. Наша земля, которую месим не первый день.
БЕЛЫЙ. А что над землей?
РЫЖИЙ. Туман. Он стелется с самого начала.
БЕЛЫЙ. Это дым. Тяжелый, густой. Макни в него палец.
РЫЖИЙ. Туман.
БЕЛЫЙ. Дым.
РЫЖИЙ. Туман. Он стелется по земле.
БЕЛЫЙ. Дым. Просто воздух холодный не дает ему подняться.
РЫЖИЙ. Ну  ты и зануда… Поднимается дым, а стелется туман. У него нет запаха.
БЕЛЫЙ. Есть. Разве не чувствуешь?
РЫЖИЙ. Что должен ощущать? У тумана нет запаха.
БЕЛЫЙ. Но это дым!
РЫЖИЙ. Туман!
БЕЛЫЙ. Дым. Дым! Не спорь. Дым! Из большой трубы, вдохни-ка глубже.
РЫЖИЙ. Я ничего не чувствую.
БЕЛЫЙ. У тебя заложен нос. Ты вообще ничего не чувствуешь. У тебя атрофия. У тебя нет чувств. Ты – бесчувственный человек.
РЫЖИЙ. Если дышу одной ноздрей, еще не значит, что я - дефектный! Ты хочешь поссориться?
БЕЛЫЙ. Нет. Но изъян у тебя есть. Признай это. Считай пальцы на руке.  Руки вверх! У тебя одиннадцать пальцев на руках. Я буду считать по своему – наоборот. Считаем  на левой руке.  Десять, девять, восемь, семь, шесть! Запомни  - шесть! Теперь считаем на второй руке. Один,  два, три, четыре, пять. Пять, да? Шесть и пять - сколько будет?
РЫЖИЙ. Одиннадцать.
БЕЛЫЙ.  Вот, видишь, я выходит прав.
РЫЖИЙ. Ты считаешь меня убогим? Калекой? Самоутверждаешься за чужой счет? Как это мелко, низко. Нет у меня изъяна. И что такое - изъян? Откуда и что изъяли? У меня все на месте. И пальцы тоже. Их ровно десять! 
БЕЛЫЙ. Гадость.
РЫЖИЙ. Ты это обо мне? Вот, никак не ожидал.
БЕЛЫЙ. Вдохни поглубже воздух. Дым пахнет мылом.
РЫЖИЙ. Где дым? Кругом туман, а он не пахнет, тем более мылом.
БЕЛЫЙ. Этот дым просто воняет. Он проникает сквозь одежду, сквозь кожу. Ужасный запах. Какая же дрянь - собачье мыло. Мерзопакостное, скользкое и противное. У меня волосы – дыбом от мыла растопленного в котле.
РЫЖИЙ. Не дави меня своими фантазиями. Я - человек впечатлительный.
БЕЛЫЙ. Может, оно не собачье, а человечье? Из людей вытапливают жир на мыло… Жидкое, бурлящее, смрадное…
РЫЖИЙ. На мыло? Как мило… Хватит!!!
БЕЛЫЙ. Хотел бы оказаться в этом котле?
РЫЖИЙ. Я тебя не слышу, ничего не осязаю, ничего не ощущаю.
БЕЛЫЙ. А запах мыла? А дым?
РЫЖИЙ. Я ничего не чувствую!
БЕЛЫЙ. Вот, мир из таких, как ты, летит в тартарары. Бесчувственных!
РЫЖИЙ. Ничего не чувствую! Нет никакого мыла. Нет никакого дыма!
БЕЛЫЙ. Вдохни основательней, и признай… разве не дым?
РЫЖИЙ. Прекрати!
БЕЛЫЙ. Хорошо. А разве это не запах мыла? Ну  вдохни, глубже, глубже. Чувствуешь?
РЫЖИЙ. Да, мне кажется, что-то чувствую. Чуть-чуть. И вроде запах мыла.
БЕЛЫЙ. Я - победитель! Я - Македонский, Чингисхан, Наполеон!
РЫЖИЙ. Ты воспользовался грубой силой. Сойди с моей ноги немедленно!
БЕЛЫЙ. Прости, не заметил. Это случайно.
РЫЖИЙ. Может быть. Но мы – друзья. И это неприятно. Я разочарован. Мне придется пойти на крайние меры - продолжить путь одному.
БЕЛЫЙ. Как? Что? Что ты сказал?
РЫЖИЙ. Да. Одному. Наши пути расходятся. Всё, пуповина порвалась!!!
БЕЛЫЙ. Из-за мерзкого дыма-тумана? Нет, я тебя не брошу.
РЫЖИЙ. Не надо меня хватать, не надо меня хватать. Не понял ты, не въехал, не врубился, это делаю я. Ради своего превосходства ты готов идти по головам.
БЕЛЫЙ. Я наступил только на ногу. И тут же извинился. Мы ведь друзья. Ты не можешь так поступить! Боже! Хорошо, я признаю, что мы… в кромешном тумане.
РЫЖИЙ. Не надо заламывать руки. Не надо заламывать руки. Прекрати, мне больно! Это ничто не изменит. Команда взбунтовалась и бросила капитана за борт. У неё не было выбора.
БЕЛЫЙ. Был! Точнее, есть. Выбор всегда есть. Ты сам говорил.
РЫЖИЙ. Я говорил про выход. Выбор совсем другое… это, это… свободоволеизъявление, вот!
БЕЛЫЙ. Твоя лапидарность меня убивает. Ты пошутил? Ведь это шутка? Ну да, это - просто шутка.
РЫЖИЙ. Нет.
БЕЛЫЙ. Шутка.
РЫЖИЙ. Нет.
БЕЛЫЙ. Шутка! Ха-ха-ха! Очень смешно! Видишь, я смеюсь. Хотя давно отвык.
РЫЖИЙ. Ты никогда не мог смеяться. Зря. Свою ты душу засадил в темницу.
БЕЛЫЙ. Но теперь я смеюсь. Скажи - ап! – и сделаю сальто. Только скажи. Я согласен, что это туман. Я поступал, как в бреду, как в тумане…  признаю, что заблуждался. Кругом туман. Туман в душе, туман в мозгу. Немудрено тут потеряться.

Рыжий, подняв и зажав камушек, вытягивает вперед кулачки.

РЫЖИЙ. Густо-пусто? Пускай решит судьба. Ну смелей! Ап!

Белый клоун выбирает пустой кулак.

БЕЛЫЙ. Подчиняюсь, ты - ведущий, ты - у руля. Возьми меня за руку покрепче.
РЫЖИЙ. Ты боишься? Хорошо, дай руку.
БЕЛЫЙ. Ой, не так сильно! Не до хруста.
РЫЖИЙ. Ты - неженка. Мог и остаться. Почему у тебя четыре пальца?
БЕЛЫЙ. Как четыре?
РЫЖИЙ.  Считай! Один, раз, два, три,  четыре.
БЕЛЫЙ.  Самоутверждаешься? Смейся, смейся - твой черед
РЫЖИЙ. Я - капитан. Теперь мои порядки. Мне кажется или я стал  действительно выше?
БЕЛЫЙ. О, как вы выросли и возмужали, мой капитан.  Так мы идем?
РЫЖИЙ. Да. Надо торопиться.

Идут на месте.

БЕЛЫЙ. Замедлим, может, темп? Не поспеваю что-то…
РЫЖИЙ. Ты сам  настаивал, что надо нам спешить. 
БЕЛЫЙ.  Прошу  помедленнее, хорошо?
РЫЖИЙ. Ты хочешь, чтоб нас догнали и вернули?
БЕЛЫЙ. Мои силы на исходе,  я хочу есть.  Мы, наверное, пришли?
РЫЖИЙ. Нет, еще. Почему ты стал упираться? 
БЕЛЫЙ.  Мы уже в Китае. Прищурь глаза.
РЫЖИЙ. Вот, здрастьте, почему в Китае? От голода рассудок помутился?
БЕЛЫЙ. Ну  хорошо, в Японии.
РЫЖИЙ. При чем Япония?
БЕЛЫЙ. Ну как же? Все начинается с неё,  страны Восходящего Солнца! Это так романтично. Ты видишь Фудзияму?
РЫЖИЙ. Отстань, не вижу никакой я ямы. Все это глупости.
БЕЛЫЙ. Взгляни наверх! Прикрой глаза.  Согнись в поклоне.  Ну!

Отвешивает Рыжему клоуну подзатыльник.

РЫЖИЙ. Стоп! Это что такое? Что такое, спрашиваю? (Дает апач.) Бунт? (Снова звучит ложная пощечина.)  Ты забыл? Я – капитан. Причалить к острову, ссадить его на берег! Сбросить в эту Фудзияму!
БЕЛЫЙ. Не надо. Умоляю, пощади. Я в одиночестве не проживу и мига.
РЫЖИЙ. Ну хорошо. Но больше не дерись.
БЕЛЫЙ. Что делать? Мы – рабы своих привычек.
РЫЖИЙ. Хватит. Вредоносные корчуй, вытаптывай, как бессовестный сорняк.
БЕЛЫЙ. Я твой совет приму, как милость. Но сделай доброе еще.. прошу, прищурься, будто мы на Фудзияме.
РЫЖИЙ. Зачем?
БЕЛЫЙ. Прошу, прищурь глаза, мой капитан.
РЫЖИЙ. Ну  хорошо. Сощурюсь. Так сойдет?
БЕЛЫЙ. Ну, что ты видишь?
РЫЖИЙ. Все в сплошном тумане.
БЕЛЫЙ. Ты видишь, как курится Фудзияма, как нежно сакура цветет у его подножья, как труженик вкушает рис? Как белоснежен, как рассыпчат он!
РЫЖИЙ. Пелена съедает краски. Зачем ты снова вспомнил о еде?
БЕЛЫЙ. Слепцу не разобрать дороги.
РЫЖИЙ. Ты опять? Хочешь остаться один? Оставайся, деградируй один! Умничай, измывайся, распинайся, растекайся… Оставайся с миром!
БЕЛЫЙ. Нет, не оставляй меня, прошу. Не отводи свой взгляд, скажи, что помирились? Ну вот, обиделся. Обещаю, подчиняться. Что ты молчишь?
РЫЖИЙ. Белый – грустный клоун. Рыжий – хохотунчик…
БЕЛЫЙ. Что? Что-то сказал? Ты что-то сказал? Почему молчишь? Что сказал?
РЫЖИЙ. Белый клоун вечно пьян. Рыжий, как огурчик!
БЕЛЫЙ. Что, что? Что бурчишь под нос?  Ну-ка, будьте любезны, подайте реплику нормально. Реплику дай! Покопайся в памяти и преподнеси нормально.
РЫЖИЙ( роется в глубоких кармах). На! (Показывает фигу.) Фью-фью-фью. И-и-и-и-ииии! Бац! Трах-тара-рах-тах-тах! Забирай!
БЕЛЫЙ. Ты меня хотел унизить? Сотри смешинки с глаз. Подбери и дай нормально! Вы видели? Нет, вы видели? Видели, что он сделал? Нет, не видели! Потому что не смотрите, а только подсматриваете.
РЫЖИЙ. Зачем камни за пазухой, когда есть карманы? То, что упало, то пропало. Оставь лежать в пыли, не поднимай. Тебя, мой друг, я подарю другое...
БЕЛЫЙ. Что ты делаешь? Остановись, не надо! Верни на место, пламенный мотор…
РЫЖИЙ. Ну  коль не хочешь, настаивать не буду. И самому еще сгодится. Ну, что? Вперед?
БЕЛЫЙ. Не могу. Я голоден, измучен. Команда хочет есть.
РЫЖИЙ. Как говаривал мой предшественник: «Всё это- ерунда. Впереди увлекательное путешествие.  Не смейте хныкать!»
БЕЛЫЙ. Пустой желудок недоволен, он требует к себе внимания. Может, стоит вернуться?
РЫЖИЙ. Что слышу? Недоверие, скулеж? Путешествие – это всегда испытания, лишения, опасности. Но впереди ждет награда - Великое открытие!
БЕЛЫЙ. Ты уверен? Оно нас ждет?
РЫЖИЙ. Ну  вот, опять по кругу снова? Ты сам говорил - оно впереди!
БЕЛЫЙ. Это произойдет? Точно? Мы его увидим?
РЫЖИЙ. Несомненно! Только надо верить.
БЕЛЫЙ. Мы с ним не разминемся в этом тумане?  Что это? Мы уперлись в стену? Откуда здесь стена?
РЫЖИЙ. Это скала. Мы идем по ущелью.
БЕЛЫЙ. Ах! Мы можем свалиться в пропасть? Это будет очень больно. Давай, лучше держаться этой стены.
РЫЖИЙ. Безмозглый. Это - горный монолит.
БЕЛЫЙ. Ты очень груб. Но я ощущаю кладку. Протяни руку, убедись, это - кирпичи!
РЫЖИЙ. Опять перечишь? Хочешь, чтоб тебя оставил?
БЕЛЫЙ. Если бы это была Стена Плача… Великая Стена Плача! Я сам бы остался. И молил Всевышнего образумить тебя.
РЫЖИЙ. Так я - безумец?  Впрочем, вожаки всегда безумны, можешь оставаться здесь.
БЕЛЫЙ. Нет, нет, не бросай меня! Просто, кажется, это совсем не та дорога.
РЫЖИЙ. Нет, та!
БЕЛЫЙ. Совсем не та!
РЫЖИЙ. Какая разница, по какой идти? Главное не стоять на месте.
БЕЛЫЙ. Правильно. Правильно! Ты абсолютно прав. Ты всегда прав. Надо идти. Надо идти. Идти.
РЫЖИЙ. Так идем?
БЕЛЫЙ. Да, идем. Мы идем. Мы хорошо идем, идем по кругу.
РЫЖИЙ. Движение - это важно. Сегодня главное процесс.
БЕЛЫЙ. Окружность замкнута. Не знаем, не видим, сколько прошли, а сколько осталось.
РЫЖИЙ. Я, как стоящий на мостике, утверждаю, что многое призрачно. В пустыне, океане нередки миражи. Вот, ты существуешь?
БЕЛЫЙ. Несомненно.
РЫЖИЙ. Нет. Не-е-ет, ты - лишь моя проекция. Перевернутая проекция. Как на картах.
БЕЛЫЙ. Значит, я есть ты? Но я не играю в карты.
РЫЖИЙ. Придется научиться. Ты есть то, что я представляю.
БЕЛЫЙ. Значит, меня совсем нет? Я - только твое воображение? Тогда караул, ограбили, убили. Караул!
РЫЖИЙ. Что ты вопишь? Тебе больно?
БЕЛЫЙ. Мне нанесет моральный ущерб. Убили! Уничтожили и стёрли!
РЫЖИЙ. Не ори! Могут услышать.
БЕЛЫЙ. Что-о-о? Мне молчать? Меня лишают жизни, лишают права на существование, запрещают дышать. И мне молчать? Не-е-ет! Караул!
РЫЖИЙ. Зачем кричать? Из-за крика в горах может сойти лавина.
БЕЛЫЙ. Не зажимай мне рот, хоть ты и капитан.  Власть точно портит человека.  А что уже зима?
РЫЖИЙ. Да. Тебя всего трясет. Дать мою курточку?
БЕЛЫЙ. Нет! Не прикасайся! Ты только что сказал, что меня нет. Не трогай! Я для тебя не существую!
РЫЖИЙ. Ну, не надо утрировать и обижаться. Сказал я фигурально. А куртку все-таки наброшу.
БЕЛЫЙ. Знаю, знаю, у тебя всегда фига в кармане. Значит, я всего лишь голограмма? А ты?
РЫЖИЙ. Возможно и я тоже. Но я сказал первый! Ты успокоился, согрелся?
БЕЛЫЙ. Да, наверно. Мы стоим или идем?
РЫЖИЙ. А что предпочитаешь?
БЕЛЫЙ. Стоять приятней. Мир все равно движется. Его можно рассмотреть, не сходя с места. О, боже, я устал. Зачем бессмысленность телодвижений?
РЫЖИЙ. Но нам необходимо двигаться хоть чуть-чуть… вперед-назад, туда-сюда, сюда-туда.
БЕЛЫЙ. Кого хотим мы обмануть?
РЫЖИЙ. Движение – жизнь, а неподвижность – смерть. Особенно для нас. Готов ты сдаться?
БЕЛЫЙ. Нет, ну, если по-другому никак нельзя... Хотя не нравится мне этот способ.
РЫЖИЙ. Вставай, иди.   Нет, не иди за мной. Я занял это направление. Тебе совсем в другую сторону, давай!
БЕЛЫЙ. А если не хочу?
РЫЖИЙ. Что значит «Не хочу»? Есть слово: «Надо». И логика тут ни к чему. Тебе сказали: «Надо», ты идешь, и здесь мозги включать не надо.
БЕЛЫЙ. Ну хорошо, иду. Шаг, шаг, шаг. Так, славно? Достаточно?
РЫЖИЙ. Нормально. Нет, даже далеко. Немедленно, возвращайся.
БЕЛЫЙ. Нет уж, дудки!  Обрел свободу и  тирании  я ответил – нет!
РЫЖИЙ. Что ж можешь оставаться, стоять, как столб, чурбан над пропастью в тумане.
БЕЛЫЙ. Над пропастью? О, боже, я пропал. А где же пропасть? Я ее не вижу.
РЫЖИЙ. Она туманом скрыта, под ногами. Немедленно, возвращайся – упадешь. Иди на голос.
БЕЛЫЙ. Где ты?
РЫЖИЙ. Здесь! Балансируй осторожно.
БЕЛЫЙ. Где?
РЫЖИЙ. Здесь. Рядом! Вот моя рука.
БЕЛЫЙ. Где?
РЫЖИЙ. Вот! Перед тобой!
БЕЛЫЙ. Я не вижу! Где? Ой, я вернулся! Как приятно оказаться снова вместе с другом.
РЫЖИЙ. Теперь проходи мимо.
БЕЛЫЙ. Что, опять? Зачем?!
РЫЖИЙ. Так надо. Представь, мы – незнакомы.
БЕЛЫЙ. Как же так? Мы незнакомы? Почему?
РЫЖИЙ. Так надо.
БЕЛЫЙ. Боже, снова: надо. Тогда зачем ты протянул мне руку? Так мы – друзья иль нет?
РЫЖИЙ. «Здравствуйте» - здорово!
БЕЛЫЙ. Привет. Подожди, но мы же незнакомы! Зачем приветствуешь меня? При чем тут «Здравствуй»?
РЫЖИЙ. Правильно, вот и хочу познакомиться, чтоб стать нам ближе… Чтоб можно было погладить, нежить...
БЕЛЫЙ. О, как приятно. Что ж голубь, ласкай, нисколько я не против.
РЫЖИЙ. Пока мы незнакомы. Но если назовешь, как тебя зовут, я буду знать.
БЕЛЫЙ. Какие глупости. Что незнакомец не заслуживает капельки внимания?
РЫЖИЙ. Ну  разве только капельки. Близкому достанется море чуткости и океан заботы.
БЕЛЫЙ. Крикни: эй, ты! Я повернусь.
РЫЖИЙ. Но и другие обернутся.
БЕЛЫЙ. Кто? Здесь никого ведь нет.
РЫЖИЙ. Не говори так, на зов явиться может всякое. Бр-р-р, страшно подумать, что может появиться.
БЕЛЫЙ. Нет. Никто не придет. Мы ушли и нас забыли. И мы забыли всех.
РЫЖИЙ. Забыли? Что ж проверим. Как тебя зовут?
БЕЛЫЙ. Зачем? Ты знаешь. Я говорил тебе в прошлый раз.
РЫЖИЙ. Я забыл. А ты помнишь, как зовут меня?
БЕЛЫЙ. И я забыл. Что делать?
РЫЖИЙ. Что делать? Главное, не вешать нос. Придумаем себе другие имена. Красивые, героические. Я буду Ричард Львиное сердце. А ты - Питер.
БЕЛЫЙ. Почему это ты - Ричард, а я – Питер? Нет, я буду Чарльз.
РЫЖИЙ. Вот умора, вот потеха, нет забавней человека! У меня кота так звали.
БЕЛЫЙ. Не надо врать у тебя никогда не было кота, я – то знаю. Тем более с таким звучным именем. У тебя, кроме меня, вообще никого не было.
РЫЖИЙ. Точно? Может, ты ошибаешься?
БЕЛЫЙ. К сожалению, нет. Хотя, может, кто-то у тебя и был, только я никогда не встречался с ним.. или с ней… или с ними. Не отвлекай меня! Итак, я – Чарльз. Нет, не Чарльз, а сэр Чарльз. Да, Сэр Чарльз!
РЫЖИЙ. И что?
БЕЛЫЙ. Ничего. Что ты стоишь?
РЫЖИЙ. А что?
БЕЛЫЙ. Окрикивай меня. Но только, плиз, не громко.
РЫЖИЙ. Привет, сэр Чарльз.
БЕЛЫЙ. О, боже, как приятно, как будто приласкали. Еще, прошу, еще.
РЫЖИЙ. Привет, привет.
БЕЛЫЙ. Привет! Чувствуешь, как здорово?
РЫЖИЙ. Действительно, приятно.
БЕЛЫЙ. Привет, тебе достойный Ричард! Здравствуй, не чихай!
РЫЖИЙ. Благодарю. Позитивом загрузились под завязку, а теперь – в дорогу!
БЕЛЫЙ. Нет, нет, нет. А где же сэр?
РЫЖИЙ. Какой сэр? А, хорошо! В дорогу сэр Чарльз.
БЕЛЫЙ. Нет, нет, нет.
РЫЖИЙ. Что снова не так? Хочешь обидеться или обидеть?
БЕЛЫЙ. Не то и не другое. Ради тебя, наступлю на горло песне, я всегда был близок к народу. Так и быть, можешь называть меня просто Чарльз. Или Сэр.
РЫЖИЙ. А ты тогда зови меня просто Ричард. В дорогу Чарльз!
БЕЛЫЙ. В дорогу Ричард!

Сделав несколько шагов, останавливаются.

БЕЛЫЙ. Сколько мы идем?
РЫЖИЙ. Очень долго.
БЕЛЫЙ. День?
РЫЖИЙ. Больше.
БЕЛЫЙ. Месяц?
РЫЖИЙ. Дольше.
БЕЛЫЙ. Сколько?
РЫЖИЙ. Вечность.
БЕЛЫЙ. Она уместилась в секунду?
РЫЖИЙ. Миг самое большое понятие. Сказав: «Я мигом» - можно не появляться несколько столетий.

Рыжий, развернув, кладет в рот конфету.

БЕЛЫЙ. Что ты делаешь, ты ешь?
РЫЖИЙ. Нисколько, тебе показалось. Вечно тебе мерещится всякая глупость. Как ты изменился в лице.
БЕЛЫЙ. Я видел, ты что-то положил в рот.
РЫЖИЙ. Я не ем на ходу. Это вредно для здоровья, и тебе не советовал этого делать.
БЕЛЫЙ. Что у тебя в руке?
РЫЖИЙ. Ничего.
БЕЛЫЙ. Что у тебя в руке?
РЫЖИЙ. Ничего нет. Ты же не станешь меня обыскивать?
БЕЛЫЙ. Стану. И очень придирчиво.
РЫЖИЙ. Но это унизительно. Неприемлемо, непозволительно, недопустимо.
БЕЛЫЙ. А есть потихоньку и не делиться допустимо? Покажи руки!
РЫЖИЙ. Смотри, в этой руке ничего нет и в этой руке ничего нет, нигде нет. Обознатушки – перепрятушки.

Рыжий клоун незаметно выбрасывает обертку от конфеты.

БЕЛЫЙ. Что это было?
РЫЖИЙ. Когда?
БЕЛЫЙ. Сейчас.
РЫЖИЙ. Нет, ничего, тебе показалось.

Белый клоун находит, поднимает, рассматривает обертку.

БЕЛЫЙ. Что-то она мне напоминает… Открой рот. Открой рот. Открой, открой, открой!
РЫЖИЙ. А-а-а!
БЕЛЫЙ. У тебя воспалены гланды. Закрой рот. Этого я от тебя не ожидал.
РЫЖИЙ. Я выпил холодной воды из колодца. Но горло у меня болит разве что чуть-чуть, вот, если бы болело сильно, по-настоящему…
БЕЛЫЙ. Закрой рот.
РЫЖИЙ. Ну, как ты мог подумать?
БЕЛЫЙ. Закрой рот!
РЫЖИЙ. Хорошо. Дай руку.
БЕЛЫЙ. Нет.
РЫЖИЙ. Дай руку!
БЕЛЫЙ. Нет.
РЫЖИЙ. Протяни ладонь! Прошу, тебя я слезно.
БЕЛЫЙ. Ладно, хорошо, вот моя ладонь.

Рыжий кладет конфету в протянутую ладонь Белого клоуна.

БЕЛЫЙ. Что это? Взятка?!
РЫЖИЙ. Дружеский презент.
БЕЛЫЙ. Немедленно, возьми обратно эту гадость.
РЫЖИЙ. Ну, коль не хочешь?..
БЕЛЫЙ. Впрочем, разве что разжевать ее и выплюнуть. Из милости возьму. (Кладет конфету в рот.) У-у-у, на что это похоже?
РЫЖИЙ. Это морской бриз, дыханье лета, короче, конфета от кашля. Теперь я спокоен за твое здоровье. Мы квиты.
БЕЛЫЙ. Согласен. Идем?
РЫЖИЙ. Да, сэр, идем.

Идут молча на месте.

РЫЖИЙ. Быстрей.
БЕЛЫЙ. Хорошо.
РЫЖИЙ. Быстрей!
БЕЛЫЙ. Хорошо.
РЫЖИЙ. Мы должны идти очень, очень быстро.
БЕЛЫЙ. Еще быстрей? Почему нас до сих пор не нашли? Мы никому не нужны?
РЫЖИЙ. Нас, наверняка, уже хватились и ищут.
БЕЛЫЙ. Может, позвоним? И скажем, чтоб не волновались, что у нас все в порядке, но мы не вернемся. У меня записан номер. Вот он на руке. Выколот, чтоб не забыть.
РЫЖИЙ. Неверный. Вот верный. Смотри. А у твоего последние цифры стерты.
БЕЛЫЙ. Может, это не телефонный номер? У нас никогда не было телефонов.
РЫЖИЙ. Если бы помнил, зачем он тебе на руке, но ты забыл. Ты всё забыл! Забыл, как нас зовут, какой сегодня день, куда идем. 
БЕЛЫЙ. У меня все плывет пред глазами. Мне не хватает воздуха. Земля проваливается под ногами. (Опускается на колени.) Мне что-то худо.
РЫЖИЙ. Прекрати, дружище, хватит дурачиться. У тебя никогда не получались розыгрыши.
БЕЛЫЙ (держась за сердце). Ты вроде предлагал мне новый мотор. Признаться, я бы  сейчас от него не отказался. Мой что-то дает перебои.
РЫЖИЙ (опускается рядом на колени). Чарльз, прекрати дурить! Сэр, позвольте расстегнуть вам ворот, ослабить ремень. Вам необходимо прилечь.
БЕЛЫЙ.  Нет, только не это. Я еще належусь. Хотелось бы посидеть рядом с другом, держа его за руку. Молча.
РЫЖИЙ. Я сейчас…
БЕЛЫЙ.  Молча. Не надо больше никуда спешить. Мы на пороге большого открытия. Главное не вспугнуть его.
РЫЖИЙ. У тебя холодеют руки. Сэр Чарльз, я разотру их? Вот так, вот так… а теперь подышу.
БЕЛЫЙ.  Надеешься вдохнуть в меня жизнь?
РЫЖИЙ. Разве ты в этом нуждаешься? Подозреваю, ты просто симулируешь приступ. У меня должна остаться еще одна конфета. Где, где же она? Вот... оботрем… сдуем соринки. Открой рот. Ну же  не упрямься, открой рот, старый. Открой рот! У тебя это не сердце, это просто голодный обморок. Смотри, что у меня есть. Открой, открой глаза! Смотри! Конфета! И она твоя! Не смей отказываться, не смей умирать, не смей оставлять меня одного!!! Слышишь?

Звон в рельс.

БЕЛЫЙ. Что это? Колокол небесный?
РЫЖИЙ. Это бьют в рельс. Ах, старый паразит, как ты меня напугал. Никогда больше не делай этого. Мы вдвоем должны найти выход и  уйти отсюда. Слышишь? Только вдвоем.
БЕЛЫЙ.  До слуха донеслось, что кто-то обещал   конфету?
РЫЖИЙ. За свою выходку не достоин и обертки. Но я не кровожадный, как некоторые, пьющие кровь ближних галлонами. На, держи!
БЕЛЫЙ.  Я пошутил, оставь себе.
РЫЖИЙ. Держи, иначе рассержусь!
БЕЛЫЙ.  Лучше припрячь ее на черный день.  У тебя будет надежней.

 Звон в рельс.
 
РЫЖИЙ.  Снова бьют, значит нашли чем.
БЕЛЫЙ.  Это разыскивают нас, да?
ЖЕНСКИЙ ГОЛОС (из рупора). Эй, маразматики, бездельники хватит целый день слоняться по двору! От вас пользы ни на грош, прощелыги, никчемные приживалы! Бельё прокипятилось, пора отжать, развесить. Эй, кому я говорю? Живо сюда!
БЕЛЫЙ. А почему голос с небес? 
РЫЖИЙ. В тумане все нереально. Это - прачка. Если ей не поможем, она пожалуется санитарам, нас запрут, надолго лишив прогулок и сладкого.
БЕЛЫЙ. Но мы снова сбежим. Сбежим ведь, правда? Ужасно надоело получать пощечины и оплеухи.
ЖЕНСКИЙ ГОЛОС (из рупора). Прекратите обтирать стену, дармоеды. Опять к ней прилипли, как мухи? Вам некуда бежать. Запомните, богадельня – единственная ваша обитель.
РЫЖИЙ. Но не последний  приют.
БЕЛЫЙ. Сбежим, обязательно сбежим. И сделаем Великое Открытие. Се манифик!
ЖЕНСКИЙ ГОЛОС (из рупора). Я устала от вас, придурки. Пошли живо работать! Похлебку надо заслужить, иначе  загибайтесь с голоду, дармоедов не кормим. Если не явитесь, я вам устрою…
БЕЛЫЙ. Именно, именно так. Не стоит вымаливать легкую жизнь, стоит молить о легкой, быстрой смерти.
ЖЕНСКИЙ ГОЛОС (из рупора). Маразматики, задохлики, кретины грёбаные! Где вы? Быстро сюда! Живо в прачечную!
РЫЖИЙ. Мы возле запертой двери, но она скоро  откроется, и мы шагнем за порог. И окажемся в бессмертии. Жаль, рассказать будет некому.
ЖЕНСКИЙ ГОЛОС (из рупора). Считаю до трех и зову санитаров. Они вас найдут, туман -  не помеха. Пеняйте на себя.  Дармоеды, я долго буду ждать? У моего терпения есть предел и скоро в этом убедитесь. Раз...
БЕЛЫЙ. Идем? Здесь уж больно злая униформа.
РЫЖИЙ. Уже идем!
ЖЕНСКИЙ ГОЛОС (из рупора). Два...
БЕЛЫЙ. Действительно надо идти, Ричард Львиное Сердце.
РЫЖИЙ. В дорогу, Сэр Чарльз! Главное - не падать.
БЕЛЫЙ. Главное – быть на высоте. Разве мы - калеки? Самое лучшее антре впереди! Раз, два, три. Ап!
РЫЖИЙ.  Музыка, туш!!!


Поддерживая друг друга, клоуны уходят в туман.