Как там Сунгари без меня? Незаконченное

Татьяна Фучиджи
               Любое путешествие меняет человеческое представление об окружающем
             мире, а поездка в Китай- особенно.



  Всего увиденного о Китае не расскажешь, следует систематизировать, анализировать, а потом уже преподносить читателю - и, желательно, не чисто своё однобокое, субъективное мнение, а наиболее правдивое и объективное.
Вот и на этот, четвёртый раз пребывания в этой стране я увидела и сделала новое открытие народа-соседа не в свете шоп-тура, не в туристическом аспекте его созерцания, а рядом с собою в его деловой, повседневной жизни. Хотя и туризм, и покупки в этой поездке тоже присутствовали.
   
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.

       Вот они рядом, стройные, щуплые, красивые, улыбчивые, все в брючках, обоего пола. Деловые, озабоченные, спешащие и работающие, всех возрастов. Я их вижу в Харбине, сюда на сей раз занесло меня и можно внимательнее приглядеться к ним за 20 дней пребывания.
Мои подружки-соотечественницы 2 дня назад специально не поленились встать в 5.30 утра и поехать за 150 юаней на набережную реки Сунгари, где китайцы, скажу так,- делают утреннюю зарядку. Можно и самим встать в их шеренгу и сделать полезные для здоровья упражнения.
       Не поехала потому, что как-то в парке Пекина долго наблюдала тренировку пары китайцев с тренером. Они упражнялись в боевом искусстве с мечами и тут было всё - и дыхательные упражнения, и немыслимо замысловатые выпады и возгласы и, смею думать, какая-то особая философия движений, которая со стороны никаким образом нам совершенно не понятна. А в учебном заведении Пекина, что находилось напротив нашей гостиницы, мы каждое утро видели построение учащихся на спортивной площадке, где они под музыку заряжались бодростью и силой на нелёгкий учебно-трудовой день. Это были какие-то положительные моменты, эпизоды жизни китайцев, которые были отмечены нами в поездке, но в родной стране у нас они почти утратили своё существование.

        На сегодня моё мнение об эпизодах занятий физической культурой заметно изменилось. Я вижу невооружённым взглядом, что эта культура у всей нации, от мала до велика, а особенно у пожилых. Идут две подружки-китаянки, одна немного согбенная, другая стройно-прямолинейна. Обе худенькие, налегке по весу-он китайцам ни к чему...Шагают с сумочками к овощному рынку, что поблизости. Не доходя меня, вдоль улицы на пешеходной части стоят спортивные снаряды. Бабулечки китайские легко встают на какие-то стационарные ходули и делают разминку на них, шагая в воздухе легко и просто, а совершая шаги, чуть ли не приседают на шпагат. Позанимались и так же бодренько пошагали мимо меня, немного остановив взгляд на чужестранке, которая поклонившись, поприветствовала их - Ни Хао! А как хотелось мне с ними поболтать о жизни, о новостях, о внуках! Ну как это сделать, если по-китайски я знаю всего-то два слова!!!

        Теперь представлю отечественных бабушек, своих знакомых городских... Вот они идут или едут на рынок, каждая пятая - с тросточкой, которая спасает их от перенапряжения в перенесении тяжести собственного веса, пока ещё без рыночных покупок, а с покупками вдвойне станет тяжелее. Конечно, никаких спортивных снарядов по дороге они не увидят и им не грозит только в старости их осваивать, ведь надо было с детства начать дружить с физической культурой. А говорить мне с ними вовсе не захочется, ведь темой разговора обязательно будет плохое здоровье и заоблачные цены на лекарства в аптеках, которые расплодились у нас на каждом шагу, как грибы-мухоморы.

И снова я перенесусь в Китай...
      Китайская мама с ребёнком в коляске подошла к тем же к спортивным снарядам, позанималась и они дружно отправились дальше. Тут ничего пояснять и агитировать не надо-о необходимости занятий спортом в любом возрасте,всё естественно и понятно, как дважды два... 
      Вот так, ругаемый нами по поводу и без повода Китай заботится с детства о своих гражданах, прививая всем физическую культуру и способствуя им в этом нелёгком кропотливом деле. Почему это надо - здесь знают все.
       А завтра Я оденусь подобающе и пойду на ту спортивную площадку заняться делом. Там остались какие-то неведомые мне спортивные снаряды. Позанимаюсь спортом, а заодно, может быть, какое-нибудь китайское слово выучу. Я среди китаянок встречала девушек, владеющих  прекрасным русским языком. Имею на то три дня в запасе до отъезда.
И дай Бог нам своего великого ума и предприимчивости в наших делах!
Надеюсь, что не всё потеряно...
23.05.2012г. 

Утренняя зарядка в 6час. на берегу р. Сунгари(Сун Хуа Дзе) в Харбине.
Фото Т. Быковой.