Эрмитаж - место уединения

Игорь Иванов 7
ПАМЯТИ ПАНИ ИРЭНЫ СЕНДЛЕР,СПАСШЕЙ 2500 ЕВРЕЙСКИХ ДЕТЕЙ, ПОСВЯЩАЕТСЯ.
Это глава из книги "Память зерна горчичного", изданной в издательством ALTASPERA 18 ноября 2012года.
Ваша книга "ПАМЯТЬ ЗЕРНА ГОРЧИЧНОГО." - опубликована.
В приложении макет обложки и файл книги.
С уважением,
 *   *   *
Российская Императрица Екатерина Великая проснулась в своей опочивальне, крякнула, глазки закатила, вспоминая ушедшего от нее под утро истопника, и, позвонив в колокольчик, велела позвать князя Дмитрия Алексеевича Голицына.
 
Князь тут же предстал пред ясны очи повелительницы, склонившись в глубочайшем поклоне:
- Слушаю, матушка.
- Вот что, Димон, - почесалась императрица, - перетереть одну тему надо: тут купчишка – немец-перец- колбаса с погонялом Гоцковский* на бабки попал. Задолжал больно. Я его на счетчик и поставила. Ну, а он предлагает в счет долга коллекцию из 225 картин западных мастеров.  Думала пургу гонит. Ан нет. Добро дала. Картины велела в малом Эрмитаже поместить. Тебе же велю послом во Францию отправляться. А там будешь скупать все ценные произведения искусства, которые на аукционах выставляться будут.
-Не могу, Ваше Величество, я во Францию, баба у меня на сносях.

- Да не парься ты. Присмотрим за бабой-то. Все  будет чики-чики – Екатерина сладко потянулась, давая понять, что аудиенция окончена.

Прибыв во Францию, Дмитрий Алексеевич сразу кинулся к другану своему энциклопедисту, мыслителю Дидро*.

- Дени, - возопил князь, - нужна картина Рембрандта «Возвращение блудного сына».

- На кой ляд она тебе? – поинтересовался мыслитель.
- Та не мне, - замахал руками князь, - Екатерина, императрица требует. Не то, грозится мне секирим бОшку учинить.

- Да-а, - почесал затылок Дидро.- Насчет бОшки, что у нас во Франции, что у вас в России, не заржавеет, блин. Познакомлю я тебя, Димон, с одним парижским барыгой – последним герцогом де Кардуса Андре д.Азезюном. У него Рембрандт. Точно знаю. Если уже не толканул.

При встрече с последним герцогом де Кардуса, Дмитрий Алексеевич решил сразу «брать быка за рога», запугать этого Азезюна, и задал герцогу вопрос:
- А знаете ли вы месье д. Азезюн, что ни одна пушка в Европе не может выстрелить без согласия на то России? 

Почувствовав у себя на рогах крепкую руку русского князя,  герцог д.Азазюн уперся ими, а упереться было чем - Сесиль д.Азазюн –герцогиня, старалась на всю свою герцогскую мощь.

-За ваши пушки не знаю, - пытался боднуть князя Голицына герцог, - я не артиллерист, а картину не продам. Ишь, подешевке захотел.

Решил было русский князь обломать рога французскому герцогу, но тут его осенило: он вспомнил посольство Петра Великого, в котором пребывал мальчишкой, и, отпустив рога герцога, попросил его:

- А не рвануть ли нам в Лейден, в анатомический театр Бургаве. Свозите?
- Легко, - тряхнул рогами герцог. – И они поехали.

Войдя в анатомический театр, Дмитрий Алексеевич окинул взглядом громадный на 300 мест амфитеатр. Но сегодня он был пуст – не то, что при посещении его посольством Петра Великого, когда он был  переполнен нарядной публикой, звучала музыка, продавались прохладительные напитки, царило радостное оживление. 

Только  анатомический стол сиротливо стоял на прежнем месте,  в ожидании клиентов.

- Мне вон того, бородатенького, - указал  князь на одного из плавающих в формалине трупов: «Побрить не могли. Европа, блин» - презрительно подумал Голицын, надменно оттопырив губу.

Когда «бородатенького» положили на прозекторский стол, русский посол, воровато оглянувшись и вспомнив, как царь Петр приучал недорослей к Европейской культуре, впился зубами в правую пятку «бородатенького», откусил ее кусок и стал аппетитно жевать.

Последний герцог де Кардуса ойкнул и потерял сознание.

Когда его привели в чувства, он, с ужасом глядя на русского князя, согласился продать России, за сходную цену картину великого Рембрандта «Возвращение блудного сына».

Доктор искусствоведения, специалист по голландской живописи, Ксения Алексеевна Кирсанова, лежа в постели с удовольствием слушала, как ее внучок двадцативосьмилетний Арсений передавал своей подружке Наташе историю приобретения Эрмитажем картины великого Рембрандта.
« Вот, фантазер, - с гордостью думала бабушка: суть рассказа правильная,  а форма выбрана ёрническая, сленг современный и половина вообще выдумка. Вот кому экскурсии проводить – заслушаются.

- Хорошего рассказчика вырастила бабуля, - подумала Ксения Алексеевна о себе.

Засыпая, Ксения Алексеевна вспомнила свою дочь Алену, мать Арсения, умершую 28 лет назад при родах.

Ксения Алексеевна молилась на свою девочку и дала ей имя Алена за ее светлое личико, белокурые волосы, необыкновенной синевы глаза.

Родители Ксении погибли в блокаду. Вернувшись в 1945 году в Ленинград, Ксения с ребенком на руках, несмотря на все тяготы послевоенного времени, закончила в 1951 году Ленинградский университет, получила распределение в Эрмитаж и проработала там всю жизнь. Защитила кандидатскую и потом докторскую  диссертации. Кандидатскую по теме  «Социальные аспекты творчества Рембрандта», докторскую – «Истоки  создания Рембрандтом картины «Возвращение блудного сына».  Соответствие сюжета картины библейской притче о блудном сыне».

Замуж Ксения Алексеевна так и не вышла, хотя была хороша собой, умна и образована. Отбоя от поклонников не было, но Ксения отдавала всю себя заботе о своей девочке и работе.

Девочка окончила школу, поступила в университет, успешно закончила его по специальности «Особенности живописи малых голландцев», но поработать не успела: не назвав имени отца ребенка, родила и умерла при родах. И вот Арсению уже двадцать восемь лет.Он поздно,отслужив в армии, несколько лет поработав слесарем на заводе, поступил в университет и сегодня наступил год защиты диплома.

Ксения Алексеевна счастливо улыбнулась и с этой улыбкой погрузилась в сон.



*   *   *

Оставшееся в городе население «выгонялось» на рытье окопов и противотанковых рвов – к городу подходили немецкие войска. Город надо было от них защитить.

С немецких самолетов на  копающих сбрасывали листовки: «Дамочки-гражданочки, не копайте ямочки. Все равно наши таночки перейдут ваши ямочки».

И действительно «таночки» Гудериана  перешли противотанковые рвы. Но труд горожан не пропал даром. Эти рвы фашисты использовали для расстрела евреев.

За два месяца до занятия города немцами, Берта родила девочку. Назвали ее Софочка. Муж Берты так и не увидел своего ребенка – он был на фронте. Как узнала Берта позже, он погиб под Смоленском.

Колонну евреев гнали к противотанковым рвам на расстрел. Было это в маленьком Белорусском городке 15 октября 1941 года.

Все население города вышло проводить в последний путь своих сограждан.

Люди молча стояли вдоль дороги.  Берта несла Софочку на руках, прижимая к себе, чтобы ребенок не плакал. Но Софочка заплакала. И вдруг Берта  почувствовала, что ее чем-то больно толкнули в бок. Она обернулась и встретилась глазами с немцем-конвоиром. Он ткнул ее дулом автомата и жестом показал – кидай, мол, ребенка в толпу. И Берта швырнула свою девочку в стоящую вдоль дороги толпу, и видела, как малышку подхватила русоволосая молодая женщина.

Когда их подвели к противотанковому рву и выстроили против этой ужасной ямы, они еще не верили, что их привели на расстрел. Но когда раздались первые выстрелы, Берта поняла, что их расстреливают. Она моментально кинулась в яму и притаилась там между двумя трупами.

Под грохот стрельбы трупы заваливали ров, и Берта потихоньку  перебиралась с трупа на труп – вверх.

Наконец стрельба стихла, и Берта услышала крик: «Дяденьки! Кто живой вставайте, немцы ушли! Это кричал мальчик лет десяти. Берта боялась подняться - она подумала, что мальчик кричит по приказу карателей. Но мальчик продолжал кричать и Берта встала.

.Надо рвом стоял легкий туман и пар от остывающей груды тел, крови и последнего дыхания умирающих.

Ров,  как  живой организм стонал, дышал, взывал о помощи. Поверхность его пенилась от человеческой крови.

Берта была вся в крови. Она увидела сваленную в кучу одежду расстрелянных и, прикрыв ею окровавленное тело, схватила мальчика за руку и они побежали в сторону ближайшей деревни.

Там у знакомых Берта оставила мальчишку, а сама в ночь решила перейти линию фронта и  стала пробираться на восток.

Но далеко ей уйти не удалось, ее задержал немецкий патруль, и попала она в концлагерь.
Ей еще повезло – она абсолютно не была похожа на еврейку.

Из лагеря, пережив все ужасы, надругательства,  рабский труд в каменоломнях, волей случая не попав в газовую камеру, была освобождена американцами. Вскоре познакомилась с голландцем  Альбертом ван Бателааном, ее нынешним мужем.

Живет Берта Соломоновна в Амстердаме. Но приехала в Россию и обратилась в детективное агентство «Феликс» с просьбой разыскать ее Софочку, если она жива.

Изложив свою историю главе агентства Эдуарду Коршаку, Берта Соломоновна прочитала ему стихи мальчика, благодаря которому она  выбралась изо рва. Мальчик стал известным поэтом, живет в США:

Мне чудиться, что я в могиле той*…
Лежу убитый с детскими друзьями
Я с ними задыхаюсь под землей,
Захлебываюсь кровью и слезами
И ужас сердце сжал в тиски,
Тоска в груди, я не могу очнуться.
Нет, это не вода в ручье журчит,
А слезы жертв невинных льются.

Агенты Коршака быстро вышли на поэта, Поэт назвал имена приютивших его людей. Агенты нашли в маленьком Белорусском городке, котором происходили страшные события 1941 года свидетелей этих событий. Одна из них вспомнила, что в мае 1941 года к ее  подружке приехала из Ленинграда на побывку  племянница. Тут ее и прихватила война. Она назвала имя этой племянницы и сообщила, что у нее вдруг появилась маленькая дочь.После освобождения эта женщина из городка уехала.

Отыскать ее для агентов Коршака труда не составило.
*   *   *

На утро, за завтраком, Ксения Алексеевна смеясь, укоряла внука:
- Ну, ты вчера Наташеньке о Рембрандте и наговорил. Я слушала и хохотала. Особенно, когда князь пятку бородатенького жевал.
- Ба, да я почти ничего и не придумал. Случай описан у Волишевского*: Петр привел дворянских недорослей в анатомический театр.
Один из них, увидев трупы, в обморок упал. Петр привел его в чувство, а потом заставил откусить кусочек трупа и пожевать. Так что, бабуля, исторический факт это, а не придумки твоего  беспутного внука.

Не успел Арсений уйти, как раздался телефонный звонок:
- Ксения Алексеевна?- женский голос был незнаком, звонящая явно волновалась. –Меня зовут Берта. Я приехала из Голландии в писках следов моей дочери Софочки. Нам необходимо встретиться. Я могу подъехать к вам домой. Адрес я знаю.
- Приезжайте, -подумав, ответила Ксения Алексеевна. В ожидании чего-то необычайного ее сердце тревожно забилось.

Через полчаса они с Бертой Соломоновной пили чай и со слезами вспоминали события своей трагической молодости.

Несмотря на прошедшие десятилетия, Ксения Алексеевна сразу узнала Берту – перед ней всю ее жизнь стоял взгляд женщины, бросающей свое дитя под дулом автомата в неизвестность.

Вскоре с занятий вернулся Арсений.  Приветливо познакомившись с Бертой Соломоновной, Арсений вопросительно взглянул на бабушку Ксению.

Перебивая друг друга, обе бабушки поведали ему историю его родства.
Арсений был потрясен. Бабушки, рассказывая, заливались слезами.

Внук подошел, оглядел их с высоты своего двухметрового роста, своими серыми глазами, и обнял обеих, прижав к груди: обе они были ему родные.
*   *   *
Аспирант Международного института социальной истории при Свободном университете Амстердама, Арсений Кирсанов с бабушкой Бертой  бродили по залам центра «Эрмитаж Амстердам» на вилле Неерландия. Выставка была организованна с помощью «Друзей Эрмитажа в Нидерландах».

У картины Рембрандта «Возвращение блудного сына» Арсений остановился. Сердце сжалось. Ведь сколько бабушка Ксения рассказывала ему о творчестве великого художника.

Воспоминания с калейдоскопической быстротой проносились в его разгоряченном мозгу: после знакомства с бабушкой Бертой, Арсений, с согласии Ксении Алексеевны, поехал на лето в Амстердам, погостить у вновь обретенной бабушки. Поехал и больше не вернулся в Ленинград, переименованный к тому времени в Санкт-Петербург.
Муж бабушки Берты  оформил все документы  и Арсений стал законным жителем Голландии.
В  начале Арсений звонил бабушке Ксении ежедневно. А потом все реже и реже.
 
Стоя перед картиной «Возвращение блудного сына», Арсений вспоминал тепло рук любимой бабушки, сияние ее глаз, слышал ее задушевное пение колыбельной у изголовья его кроватки; вспоминал, как отвела в первый класс и как плакала счастливыми слезами на выпускном вечере в школе; как она гордилась его успехами в учебе, в спорте и даже у девушек.

- Дорогая бабушка, ведь тебе я обязан всем, - шепотом произнес Арсений и ему показалось, что старик с картины «Возвращение блудного сына», старик, к которому вернулся сын, ободряюще подмигнул ему.

Быстро оформив документы, Арсений, не позвонив Ксении Алексеевне - хотел сделать сюрприз, вылетел в Петербург.
*   *   *
На могиле Ксении Алексеевне стояла стела из габбро с эпитафией:
НА СМЕНУ ГНЕВУ, ГОРЕЧИ, НАДЕЖДАМ
И УДИВЛЕНИЮ ПРИХОДИТ МАСКА СПОКОЙСТВИЯ…*

1.ЭРМИТАЖ (франц) – место уединения.
2. Гоцковский – немецкий купец, 225 картин которого отданные России за долги, явились первыми экспонатами Эрмитажа.
3. Д.А.Голицын – посол России во Франции в правление Екатерины Великой.
4. Денни Дидро, 1713-1784 – французский мыслитель, энциклопедист, друг князя Голицына.
5. Стихи Григория Мухина.
6.Казимир Волишевский – польский историк, писатель, публицист(1849-1935).
7. Строки из произведения Иосифа Бродского, посвященных Рембрандту.