Почему я... Продолжение. 2

Николай Островский
     21.
Религиозное извращение нравственного чувства хорошо иллюстрирует исторический факт сожжения еретиков. Это делалось не только во славу Бога, но и ради спасения души сожжённого грешника. Это был «гуманистический» акт. В Писании нашли место, где кровопролитие запрещается, как грех перед Богом и поэтому стали сжигать. И нашёл это предписание, придумал «выход» не какой-нибудь невежественный фанатик, а Великий Августин Блаженный, большой авторитет того времени, почитавшийся и как великолепный мыслитель.

     22.
Конечно, Новое время лишено крайностей средневековья, но главные особенности религиозного мышления, главные догмы и постулаты одни и те же на протяжении многих веков. Всем известно, что может сделать с человеком современная секта, сколь популярны и посейчас самые глупые и жестокие секты. Новые религиозные стычки ничуть не лучше старых. А враждебное отношение современных вер друг к другу ! Христианство не в силах объединить, сплотить людей в духе и нравствен ности. Психология верующего по природе своей есть психология разобщения, поскольку его вера – самая лучшая и истинный  путь Спасения. Но в мире существует и множество других вер.
Глупость и фанатизм, частые не только у атеистов, могут менять свои формы осуществления, но суть остаётся. Если они есть, религия не поможет. Сам культ Любви оборачивается Ненавистью к инакомыслию.

     23.
Но нам могут указать на аморализм современного светского общества – вот мол атеизм и материализм в действии ! Верующие люди ни за что не стали бы насаждать, например, по телевидению садистские боевики и порнографию. Возможно, но верующие превратили бы телевиденье в Церковь и кафедру своей веры. Это их интерес и для них это «хорошо есть». Но современный мир является миром плюрализма. Заставлять людей верить насильно, навязывать им свои ценности – это грех, даже если это одобряет Писание. Но если христианство есть религия Любви, то это тоже выражено в Писании и кто выступает с позиций Ненависти согласно этой же вере грешник.

     24.
Понятно, что и атеизм может быть тёмен, как преисподняя. Есть ряд форм атеизма – от низших до высших. К тому же любое состояние индивидов и обществ имеют свои плюсы и минусы. Главное –  психологическое развитие – самого человечес кого  сознания, души, нравственности, культуры, творческих потенций индивидов и народов. Что этому мешает, то и вредно. А этому могут способствовать или мешать атеизм и религия в равной степени.
Желателен союз верующих и атеистов в аспекте морали. Но верующие не пойдут на это.

     25.
К сожалению, христианская Церковь до сих пор является чисто бюрократическим образованием. Все высшие иерархи Церкви миллиоеры. Торговля иконами и свечками обычное дело нынче. Будто Христос не выгонял торговцев из храма и не говорил нечто насчёт богача и игольного ушка ! Вера становится и бизнесом. Церковь достаточно богата, чтобы построить новый храм, но недостаточно богата, чтобы заниматься настоящей благотворительностью, помогать нищим, кормить голодных. Церковь могла бы помогать бедным литераторам издавать книги не подвергая их жёсткой церковной цензуре (если оценивать многие шедевры с религиозной точки зрения, их придётся выбросить). Но церковники считают, что это дело светских деятелей. Если они помогают, то только «своим». Иерархи живут пышно, едят отменное, ездят на самых модных автомобилях и мнят себя духовными поводырями человечества, т.е. впадают в гордыню.

     26.
Любое церковное благодеяние имеет значение обряда, делается как бы напоказ, не просто так, а во славу священников, веры, Бога. Я до сих пор не могу установить нормального творческого контакта с христианскими священниками, отвергающих обычно всякую творческую дискуссию. Мне приходилось бывать в разных общинах. Там много молодёжи, особенно женского пола. Имеется хорощее знание Писания. Но нет самостоятельности мышления. Наивность и рабская психология отличают сознание этих людей. В сущности, так и должно быть. Не дело общин предаваться творческим дискуссиям или творчески анализировать Писание. Им надо учить что даётся, повторять в разных вариациях одно и то же, то, чему учит Писание и данная ортодоксия. Где верующие там образуется сообщество, поделённое на «пастухов» и «стадо». Вот почему религиозного подхода к реальности  недостаточно – мир разнообразнее любых догм и существуют истины не только религиозные. Понятно, что верующие люди хотели бы весь мир сделать одной большой Церковью. Но я бы не хотел жить в таком мире.

     27.
Религия, в том числе, христианство, пытается сделать живую жизнь сплошным обрядом и жизнью по предписанию. Я же хочу жить и действовать сам по себе, по своей воле, не снимая с себя, конечно, моральной ответственности за помыслы и деяния. Именно нашими представлениями о смысле жизни, о ценностях, о «человечности» должно определяться наше поведение. Я выбираю не Догму, а Творчество.

     28.
«Моё» не возникает на пустом месте и определяется социумом, традицией, моралью моей цивилизации, воспитанием, влиянием авторитетов и книг … Но здесь должна быть своя мера. К тому же социальное должно быть творчески «пропущено» через мою индивидуальность, переработано, соединено с личным опытом.
Эта система взглядов, принципов, влечений,чувств может не быть вполне удовлетворительной. В чём-то она недостаточна и ошибочна. Она вообще не имеет права быть законченной. Она может в практике жизни привести к плохим результатам. Но она есть моё самовыражение. Её определяет не Церковь, а моя самость, природа, индивидуальность, опыт. Я отчитываюсь прежде всего перед собою, перед «Богом в душе», своим разумом и несу всю тяжесть следствий содеянного. Я сам прихожу к своему свету и своей тьме. Называйте светлое начало моей самости Богом-в-душе, св. духом, откровением, подсознанием – мне всё равно. Большая часть моей самости, все лабиринты моего подсознания мне неведомы. Но я и не несу ответственности за то, что творится там, в бездне моего «Я». Что до жизни, то я ещё никого не обманул, не предал, не убил и поэтому, не взирая на свой «атеизм», считаю себя нравственным человеком. Я прекрасно понимаю, что никакой награды мне за моё «добро» не будет. Напротив, разные неприятности, тяжёлая жизнь и плохой конец вполне вероятны. Часто деятельность в пользу других (моральное поведение) оборачивается уроном для себя. Неустроенность в жизни – даже тех, кого называют сейчас «великими» - вот что отличает «нравственного человека» от безнравственного. Но индивид не в силах быть иным. Самость определяет всё. Но она это я, я её «хочу» и «хочу» всё, что она даёт. С моим «хочу» слитая «необходимость» - вот моя «свобода»: мои деяния и помыслы органически мне присущи. Самовыражение, не вредящее интересам других.

     29.
Когда отрицают самоценность человеческого духа – именно это просто ОБЯЗАНА делать религия – отрицают человеческую культуру, почти всю.Мир уже суета сует и обитель зла. Идеал – религиозная культура, заменившая полностью светскую. Часть делают целым.
В суждении «мирской человек – грешник» имплицитно содержится «только верующий может освободиться от греха», хотя и это только идеал. Грех верующего лучше точно такого же греха атеиста, тем более, что для верующего есть покаяние. Но покаяние должно приходить из души субьекта, иметь чисто психологические причины, не предписываться, не быть обрядом. В последнем случае, покаяние всего лишь индульгенция, самоуспокоение, возможность сделать бывшее как бы не бывшим. Индульгенция же – оправдание греха и его стимул. Она говорит, что грех всегда может быть прощён и тем самым облегчает прогрешение. Грех даже укрепляет веру. Согрешивший боится последствий, чтобы покаяние не стало совершенно фальшивым, он должен уверовать в его значительность. Но нельзя принимать частное, отвергая остальное. Тем сильнее верующий должен уверовать во всю догматику данного вероисповедания. Согрешив, сразу вспоминают, что Бог милосерден, надо лишь покаяться, как будто от этого грех превратится в ничто! Но если верующий нарушит заповедь «не убий», убитый не оживёт после его покаяния. Покаяние в рамках догматики – знак того, что можно согрешить – и спастись.

     30.
Мне более сроден человек мирской, но творческий, развитый, духовный. Мне не нужны молитвы и обряды, чтобы быть «человечным человеком». Есть прежде всего психологические и моральные трудности. Их надлежит преодолеть внутренним образом, совершенно личным, преодолеть духовно.

                ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.