Фёдор-свистун

Ирина Горбачева Маркарьянц
         Ох, и хороший парень в нашей деревне рос! С малого возраста найдёт веточку подходящую,  в руках повертит, и всё у него то свисток, то дудочка выйдет. А вокруг люд не нарадуется! Уметь так ещё надо заливисто свистеть, чтобы всем по душе пришлось. А уж матушка как рада была!  Бывало, по головке кудрявой погладит, да слово ласковое скажет:
                –  Эх, и свистун же ты, Федька!
          Рос малец, бегал, с ребятишками игрался. Только дети нагуляются, и родителям во дворе помогут. А то,  как же!  В деревне к труду с малолетства приучают. Все разбегутся, а Федька свистит всё на своей дуде, наяривает. Матушка, бывало, попросит его по двору помочь, а он ей обещает:
                –  Подожди, мать, сейчас дуду новую сделаю, тогда тебе помогу.
            Да время-то идёт, никого не ждёт. Мать сама всё и сделает.
                – Ладно, – думает,  – подрастёт малец, тогда и поможет.
                Подрос Федька. Уж и штаны на нём коротки, да и на девиц сын  стал всё чаще поглядывать.  Да только помощи от него никакой.  Всё свистки да дудки  мастерит и в них дудит, да насвистывает. Стала мать сына теребить.
                – Федь, подрос ты.  Уж помоги мне,  всё обещаешь, да обещаешь.  Устала я на пропитанье добывать. 
                Да только сын отвечает ей:  – Не переживайте, маманя, обещанного, говорят, три года ждут.
                Но переживала мать. И на сердце поселилась обида на сыночка своего, свистунишку. Но делать нечего. Прождала мать ещё три года помощи сыновней.  Все друзья Федькины жениться успели. А что? Время подошло такое. Кто себе дом сколотил, кто лошадь купил, а кто ещё что. В пустой и старый дом невесту никто не отдаст. Один Федька всё свистит, да свистит. Что тут поделать? Рассердилась мать на сына и говорит ему:
               – Раз помощи от тебя не дождаться, так наделай своих свистков, да на ярмарку сгоняй. Всё на кусок хлеба заработаешь!
               Да не на того напала матушка!  Ей сынок отвечает:
              –  Ну, вот ещё! Мне и так хорошо. У меня есть дуда. Соседи на свадьбу позовут, нравится им, как я играю, вот мне кусок хлеба и будет, а может и тебе ещё останется.
               Так и сгорбилась матушка на работе тяжёлой, деревенской, да куда деваться.

              Время бежит, Федька Фёдором давно стал, да толку от него никакого. Слоняется по деревне. Да все свадьбы уже прошли, никто его во двор к себе не зовёт, не просит посвистеть в удовольствие. Все работой заняты. А кто и выйдет за ворота, да как глянут на Фёдора, так гонят куда подальше:
               – Посмотри на себя,  – говорят,  – насвистел себе нищету да разор. Даже мать родную не пожалел! Уходи отсель подальше, а то и нам беду да горе  насвистишь!
                Мать совсем состарилась, стала хлеба у сына просить, хоть краюшечку, да только сын стоит на своём:
               –  Ну что, мать, поделаешь? У меня и ножик уж давно источился. Нечем даже свистули делать. А новый нож денег стоит. Пойду за околицу милостыню просить. Подадут путники да купцы проезжие,  будет тебе краюха, а нет – не обессудь!
              Так и сделал, пошёл за околицу у проезжих  купцов милостыню просить.
              День сидел, другой. Несутся, да всё мимо него купцы да путники проходят, никто на него внимания не обращает. Совсем истощал Фёдор. И тут послал ему удачу Всевышний.  Проезжал мимо него купец навеселе от продажи хорошей. Остановился на радости, да говорит Фёдору:
                – Мужик, хочу помочь тебе! Было время и мне человек добрый помог. Вот я купцом и стал. Теперь моё время пришло, помогу я тебе. Бери денег столько, сколько  нужно, чтобы ты пыль дорожную не глотал, а купцом сделался.  Только дай обещание, что деньги на ветер не пустишь, а на дело потратишь.
            Дал ему такое обещание Фёдор.  Озолотил его купец, да поехал восвояси. А Фёдор  – домой бегом. Прибежал матушку обрадовал. Она и повеселела:
               – Фёдор, пусти деньги в дело, на худой конец дом почини. Крыша вон совсем упала, да полы уж давно сгнили.
               Да только Фёдор обещание ей дал, чтобы она  не переживала.
              – Не переживай, деньги есть, сделаю.
              А сам  хлеба матушке купил, чтобы не приставала, да ножик новый приобрёл, чтобы свистули себе сварганить.  Настрогал себе свистуль, лежит на холодной печи и всё насвистывает. Как только мать не просила его заняться делом.
              –   Деньги уходят, а ты дом не чинишь,  все деньги на краюхи тратишь.
              Но ничем не возьмёшь Фёдора. Время идёт, а  деньги, как вода, тают. Пришло время, на последние копейки похоронил он мать, смахнул слезу и опять пошёл к дороге милостыню просить.
             Дольше чем в прошлый раз пришлось сидеть. Да вдруг видит, подъехал  купец, который помог ему деньгами в прошлый раз.
             –   Ну, как, мужик, видно не стал ты купцом? Признавайся, куда деньги вложил? Как так вышло, что ещё беднее стал?
             Рассказал ему Фёдор, как богатством распорядился. Рассердился на него купец.
              –  Видно много ветра в твоей голове бестолковой, что все деньги просвистел попусту! Соловей по весне тоже свистит, да так, что радость людям приносит. А ты
своим свистом только нищету развёл, да даже родной матушке добра не сделал.
          Не знал тогда купец, что подаяние дают немощным да несчастным. А ленивым, что ни дай, всё просвистят.
         А в деревне нашей с тех пор и повелось: людей, которые  обещают, да ничего не делают, свистунами звать. А тех, кто просто для забавы свистеть в доме  начинает,  так даже  за дверь выгоняют, чтобы  добра нажитого в трудах не просвистеть.