Хранитель Кара Дага

Таня Карацуба Сеид-Бурхан
Уникальный снимок сделан лично мною в 1995 году. Точка, с которой сделан снимок, мало  доступна. Острые камни, узкая скала, мы передвигались тихо по острым камням. Слева и справа был обрыв, мы шли по гребню скалы сверху вниз. Такого снимка больше никто не делал и не сделает. Нет надобности карабкаться. Очень опасно. Меня сопровождал мой маленький сын Саша Карацуба, которому было тогда 8 лет. Рядом был опытный егерь Маугли (Андрей К).

10.06.2008

                1998 г. Июль-август самые замечательные месяца на Кара Даге. Земля прогрелась и высохла насквозь, рассыхается от жары. На такой земле можно спокойно спать, не боясь простудиться. Именно в это время я старалась попасть в Крым. Первые годы я останавливалась в самом  Карадагском заповеднике. Останавливались мы тогда у Сергея Котельникова. Он жил в большом доме на горе. Этот дом выстоял во время знаменитого землетрясения 1927 года, описанного у Ильфа и Петрова в «12 стульях». Котельников числился на Биостанции, курирующей заповедник, как младший научный сотрудник. Я называла его просто егерь. Хотя егерем в это время был Виктор Чернышов, живущий гораздо ниже вниз по склону горы. Может быть, и  Сергей  тоже  был егерем. Распределение обязанностей на Биостанции у людей, работающих на земле, было условным. 

Дом, в котором я останавливалась у Сергея Котельникова, был знаменит. Через него прошли многие. И, если учесть, что Коктебель с давних пор привлекал и манил своей таинственностью многих писателей-магов, таких как Александр Пушкин, Александр Грин, то, когда мне сказали, что  в комнате, в которой я живу, останавливался Паустовский, я не удивилась. Эту комнату до сих пор зовут комнатой Паустовского.  На самом деле, там не одна комната, а две, и небольшой предбанник, где у нас была условная кухня. Высокое крыльцо, так как эта часть выходит на склон горы и дорогу, ведущую наверх, к воинской части.  Другие два входа, ведущих в дом, были низкие, с одной ступенькой у Марьи Михайловны, карадагской колдуньи,  и совсем без ступеньки у Сережи.
Кара Даг. Дом колдуньи

Вниз, через дорогу от основного дома, стояли развалины бывшего двухэтажного дома. Здесь когда-то жили рабочие, разрабатывающие гору Кара Даг и добывающие камень на большой высоте. После землетрясения здесь никто больше не жил. Были ли жертвы во время земной встряски, погибли рабочие под обломками этого здания или нет, мне неизвестно. Знаю только, что в сумерках в развалинах начинают мелькать синие тени. Это тени людей. Их много. Они постоянны и хорошо видны.

Сергей Котельников, работник Биостанции. Установил у себя в доме, подаренные американцами компьютеры со спец. программами. Ежедневно передавал сводки состояния природы в США
Все меняется вокруг. Вот уже нет на горе Сергея Котельникова, вот и Марья Михайловна, колдунья горы, умерла. А тени все мелькают. Пугают запоздалых туристов.

Летом в горы водят туристов по тропам, разрешенным руководством заповедника. Другие дороги для туристов закрыты.

Однажды, поднималась на гору на своем  Рендж Ровере около восьми часов вечера. Холодало. Я надела теплую жилетку, застегнулась.  Окно джипа было открыто. Я двигалась медленно, так как дорога посыпана крупным колотым камнем вперемешку с землей и при быстром движении поднимаются клубы пыли. Не успела я доехать до своего дома, как навстречу мне из-за поворота  побежали люди. Они были все «в мыле», как хорошие лошади во время скачек. Глаза широко распахнуты и в них читался ужас.  Рты людей были открыты и они, как рыбы, захватывали  воздух. Я остановила джип, чтобы никто случайно не бросился под колеса  и наблюдала. Мимо меня промчалось таким образом примерно 25 человек. Я сидела посмеиваясь, комментируя своему старшему сыну Александру происходящее.

Развалины бывшего 2-х этажного дома, в которых поселились Синие Тени
Сумерки на Кара Даге наступают довольно быстро. Около восьми вечера начинает садиться резко за горы солнце. В 20:15 солнце садится.  И темнота  буквально начинает пожирать все пространство.  По принципу «кто не спрятался, я не виновата».  Да, кто боится каждого шороха, тому очень неуютно становится при приближении сумерек на Кара Даге. Заповедник Кара Даг своеобразное место. Оно привлекает многих любителей свехъестественного.  Любители сюда стекаются и съезжаются самые разные: от научных сотрудников, включая ботаников-студентов, до колдунов-чародеев, которые пытаются «забить баки» придуркам-простофилям, все по тем же знаменитым «12 стульям», где прозвучала летучая фраза «Киса, забей Осе баки».  Ну так вот, колдуны-чародеи-мздоимцы оболванивают всех жаждущих приключений на почве метафизики, становясь через некоторое время вместе со своими подопечными простыми шизофрениками и безумцами.

В этот раз было все очень банально. Кто-то из вагоновожатых, из тех, кто водит туры по заветным  народным тропам, припоздал с отходом от позиций. То есть толпа задержалась на горе. Видимо слишком поздно начали тур. Вот эта толпа и увидела оживших с приходом сумерек теней, которые начали свободно передвигаться по склонам, включая  дорогу, по которой шли расслабленные туристы.  Теням абсолютно все равно. Они не скрываются от людей. Скорее они заставляют людей бежать от себя. Тени начинают движение четко по своему расписанию.  Людям со слабой психикой в это время находится на горе строго запрещено. В противном случае, они оставят там половину своего разума.

Черный Ангел Кара Дага
Мы с мужем любили гулять по ночам, особенно лунным, по горе. Точнее, по склону горы. Далеко в лес мы не углублялись. В основном до Черного Ангела и обратно. Это был наш вечерний моцион перед сном. Черный Ангел – это скала, нависшая над морем. Люди называют ее по-разному: одни Чертов Палец, другие Шайтан, третьи - Фаллос. Каждый на свой лад.  Люди  в основе своей  неграмотны и пугливы. Поэтому и называют чудесные творения природы своими словами, выражая страх перед неизвестным и пугающим. 

Черный Ангел Кара Дага
Если подняться на вершину самой горы Кара Даг и начать спускаться в сторону моря, то скала внизу под горой, точнее у подножия, представляет собой человека с крыльями, рвущегося в небо.  Скалистая порода темного цвета, поэтому и природное изваяние носит название, Черный Ангел. Точнее, это я дала ему такое имя.  Я увидела четко обозначенный торс и крылья. Назвать его как-то по-другому мне кажется невозможно.  Перед Ангелом гладкая площадка. Это место его Любимой. Здесь любит отдыхать  и общаться с Возлюбленным Хозяйка Мертвого Города. Позже я попросила своего знакомого художника Анатолия Якина нарисовать для меня Черного Ангела. Привезла ему несколько удачно отснятых фотографий и Толик замечательно изобразил фигуру Титана.  Но люди упорно не хотят видеть в природном  творении человеческую фигуру.


С Хозяйкой у нас с мужем связано одно интересное событие. Как-то я привела его к Черному Ангелу и рассказывала некоторые события, которые здесь происходили много лет назад. Он, как человек военный и многое повидавший, посмеялся над моими рассказами. Я предупредила его о Хозяйке и о ее привычке наказывать наглецов и тех, кто ей просто не понравится, о жертвах среди молодых мужчин, которых она традиционно забирает каждое лето по несколько человек. Он снова посмеялся.  Но этот свой веселый процесс зубоскальства  не успел довести до конца. На него вдруг налетел вихрь и закружил на месте.  А внизу-то ведь крутой обрыв Сердоликовой бухты. Как человек бывалый, муж тут же бросился на землю.  Ветер срывал его с места и пытался скинуть со скалы.  Муж цеплялся за землю руками и обнимал землю, пытаясь удержаться на месте. Не тут-то было!  Вихри еще больше вцеплялись в него и рвали. Я стояла метрах в 10-ти. Меня ветер не трогал. К обрыву я была ближе, нежели мой, лежащий ниц, муж.



                Ну, что, - говорю я ему, - вот и Хозяйка. А ты смеялся! Теперь веришь, что она существует? Здравствуй, Хозяйка! Здравствуй!  Он сначала краснел и пыхтел, пытаясь самостоятельно справиться с выбившейся из-под контроля ситуацией. Он, человек тренированный, лежал на земле и пытался удержаться за землю, чтобы не быть скинутым с обрыва неожиданным вихрем. Я стояла рядом, нетронутая ветром, и наблюдала, понимая и осознавая всю серьезность положения.

                «Сделай что-нибудь»  - закричал мой муж, - видимо, поняв, что самому с ситуацией не справиться. Отвернувшись от него, повернулась лицом к Городу Мертвых и начала говорить с Хозяйкой. Она ведь стояла там и наблюдала за происходящим.  Я попросила у нее прощения за неразумного человека, который не ведает, что говорит и над чем и кем смеется. Я сказала ей, что он осознал ее наказание и впредь насмешек с его стороны не будет, я обещаю. Ветер прекратился. Муж поднялся и выдохнул: Уф! Вот это да! Что это было? А что это ты там шептала? С кем ты разговаривала?  Я сказала, что просила за него прощения у Хозяйки Мертвого Города.

                Так вот, именно туда мы с мужем ходили по ночам гулять. И в то полнолуние августа 1998 года мы тоже, как всегда в полночь, поднимались по дороге к Черному Ангелу.

                Кто бывал на Кара Даге в полнолуние, тот знает, что луна, как прожектор освещает все вокруг. Дорога из белого камня ночью становится еще белее на фоне черного мрачного леса. Ночью здесь начинается совершенно другая жизнь, неведомая человеку.  Лес из маленьких скрученных крымских дубков в обнимку с кизилом, оживает и начинается движение. Слабонервным здесь делать нечего. Оживают духи. Движется все: тени, духи, звери. Звери здесь передвигаются в ночи совсем не так, как днем. В ночи зверь напрягает обоняние и слух до предела.  Зверь хорошо чувствует духов. Это вызывает в нем опасение.

                Мы только-только начали подъем по белой, залитой лунным светом,  дороге, как слева от нас, в лесочке что-то хрустнуло. Затем еще и еще. Мы подумали зверь. Самое опасное в летнее время напороться на кабаниху с поросятами.  Разорвет и не спросит, чего ты оказался у нее на дороге. Мы насторожились. От кабанов надо прыгать на деревья. Ноги не спасут, не убежишь.

                Треск стих и мы продолжили подъем. Вот снова справа от нас пронесся треск вместе с легким ветром. Но теперь мы заметили, что движение происходит на уровне середины деревьев. Значит, не кабан. Кто? Кто передвигается по веткам деревьев среди ночи?  Птицы? Никакая птица не способна так передвигаться между веток деревьев. В лучшем случае, птица прыгает с ветки на ветку в пределах одного-двух деревьев. Или перепархивает. Это явно была не птица. Обезьяны здесь не водятся. Вдруг это нечто, перелетев через дорогу сзади нас, снова стало шуршать и трещать по веткам теперь уже слева. Так мы и шли, в сопровождении Духа, который появлялся то слева, то справа от нас. Шуршал и трещал по веткам деревьев.  Гляди-ка, мы с сопровождением, - сказала я. Но мужу было не до смеха. Он опасался за мою жизнь. Сам он мог уйти из любой ситуации, связанной с человеческим фактором. А я, на его взгляд, представляла хорошую мишень.

                Когда мы поднялись уже наверх и передвигались к началу площадки перед Черным Ангелом, то Дух перемахнув через дорогу, метнулся влево в большие кусты. Мы остановились. Дальше не пошли.  Я ощутила его размеры, когда он метнулся к кустам передо мной. Он спрятался за тремя кустами, росшими вплотную друг к другу у дороги наверху. И тут началось самое интересное. Дух задышал. Я пошла на него к кустам, но пришлось снова остановиться. В моем животе, в районе поджелудочной железы, заработал мотор. Мой организм реагировал на Духа и отвечал ему в унисон.  Да, звук, издаваемый моим животом, напоминал звук мотора, и начинал звучать все громче. Я сначала думала, что это мне так кажется, потому что это внутри меня. Оглянувшись, с опаской взглянула на мужа. Я поняла, что и мой муж тоже слышит этот звук. Он не понимал откуда это. Стоял, озираясь вокруг.  Я отошла метров на пять, затем еще. Мне вдруг стало очень неудобно за этот странный звук, откликающийся на вибрации Духа. Да, это был Дух Хранитель Кара Дага.  Я спокойно пообщалась бы с ним, находясь  один на один. Но рядом был муж. Я стала тихонько бить себя в то место, откуда исходил звук.  Но он и не думал реагировать на мои движения. В моем животе, в поджелудочной железе, происходили вибрации, откликающиеся на зов Хранителя.  Так и стояли мы с Духом друг напротив друга, издавая звук тарахтящего мотора. Муж стал странно поглядывать на меня и наконец догадался, что звук – это я. Затем стал приближаться. Я от него. Надо было срочно прекратить это безобразие. Мне было неловко перед своим мужем. В этот год мы только-только с ним познакомились. Июль мы счастливо провели на Волге на катамаране, а август решили пожить в Крыму.   Он обо мне еще ничего не знал. И тут такое. Нет, надо срочно кончать этот спектакль! Я напрягла всю свою силу и несколькими рывками прекратила связь с Духом-Хранителем Кара Дага.



Кара Даг. Хранитель горы

                Мужу стало, видимо, не по себе и он проронил: «Пойдем домой». Мы развернулись и пошли назад, вниз по белой-белой дороге. Но не тут-то было! Хранитель и не думал оставлять нас в покое. Он со всей силой топнул ногой (если можно так выразиться) по бетонной плите дороги. Я хотела было оглянуться, но муж схватил меня за руку.  «Не оглядывайся», - прошипел. Я послушно, держа его за руку, спускалась вниз. Наш сопровождающий начал топать изо всей силы. Он шел и топал сзади, шагах в пятнадцати от нас.  Страх? Нет, страха не было. Я с детства не боюсь ничего, что не понятно человеку. Муж же впервые столкнулся с таким явным проявлением неведомых сил, которые, не стесняясь, обращали наше внимание на себя. Дух шел сзади и хохотал. Нет, его не было слышно обычному человеку. Он хохотал другим языком. И продолжал топать.  Бетонные плиты, которыми постелена дорога от нашего дома до вершины горы, гулко реагировали на его удары.  Эти удары были реально слышимы человеческим ухом.  Я еще раза два порывалась повернуться и посмотреть на шутника. Но муж, крепко сжимая мою руку, каждый раз предупреждал мое движение словами:  «Не оглядывайся!». Уже с середины дороги, Дух снова зашуршал по деревьям. Он сопроводил нас до конца бетонной дороги. За поворотом наш дом. Дух-Хранитель оставил нас и вернулся восвояси. Я чувствовала его сожаление.

В июле 1999 году состоялась еще одна встреча с Духом-Хранителем. Также в полночь, мы с мужем поднялись к Черному Ангелу, спокойно беседуя о своем. Перейдя круглую площадку-поляну   перед ним, мы присели на краю обрыва. Продолжая беседу,  смотрели на лунную дорожку внизу на море, тянущуюся до горизонта, за которым была турецкая земля. Вдруг над головой что-то просвистело. Это было похоже на бумеранг. Бумеранг, рассекая резким вращением воздух, издает такой же звук.  Звук бумеранга пролетел к Черному Ангелу, уткнулся в его живот, отскочил и вернулся обратно к горе Кара Даг. Мы замерли. Через некоторое время это же движение повторилось вновь, но с удвоенной силой. Теперь звук, от резкости рассекаемого воздуха, запел.  Бумеранг пролетел прямо над нашими головами, не более чем в полуметре.

Кара Даг. Сгоревший лес, из которого на нас мчались кабаны и косули
Муж не воспринял это как движение Духа. Он привык реагировать по-военному. Пригнись, - строго скомандовал он, и прижал своей рукой мою голову к земле.- Что-то мне это не нравится! – сказал он и оглянулся. Я оглянулась вслед за ним. Из сгоревшей сосновой рощи  на горе выскочила напуганная стая кабанов. Стая неслась на большой скорости к нам.  Надо было срочно куда-то исчезнуть с их пути. Ну разве только спуститься вниз по обрыву и попытаться удержаться, пока кабаны не убегут. Кабаны же в свою очередь, добежав до дороги, которая разделяла нас, и как будто нас увидев, резко остановились, развернулись на 90 градусов и кинулись в сторону Города Мертвых.

Мы остались сидеть на месте. Для пущего спокойствия, оглянулись еще пару раз, нет ли кабанов. Все было тихо. Мы снова повернулись лицом к Черному Ангелу и хотели продолжить наш разговор. Но тут снова засвистело над нашими головами. Теперь бумеранг не пел и не выл, звук его полета был более спокойным.  Но тут не выдержали дикие олени. Они затрубили, надрывно загавкали. Олени в Крыму кричат не так, как на Чукотке, моей Родине. Северный олень издает протяжный звук, глубокий. Крымский олень то ли кричит, то ли лает, издавая трескучие гавкающие звуки .

                Муж схватил меня за руку, - Пойдем! Нам не дадут сегодня спокойно поговорить! И мы удалились вниз к своей избушке.