Поэт Александр Блок и Чрезвычайная следственная 5

Екатерина Шильдер
      Конечно, восприятие  революции  Александром Блоком нашло самое точное воплощение в поэме  "Двенадцать".

      Но важно понять, как все же работа, именно работа с мая 1917 года , к которой Блок был привлечен в Чрезвычайной следственной комиссии , и которая была создана для расследования деятельности царских министров и сановников . Как эта работа отразилась на всем его дальнейшем творчестве, как она была связано с его дальнейшим восприятием всего произошедшего. Книга, написанная Блоком,  по материалам Чрезвычайной следственной комиссии несет некоторую отстраненность от происходящего, при подготовке книги проведена тщательная систематизация событий. Нет, здесь не говорится  о виновности каждого, стоящего у власти, будь то военный министр М.А. Беляев ли председатель правительства князь Н.Д. Голицын, но сам механизм власти преломляется, по моему мнению, через житейские обстоятельства человека,  далекого как от политических течений, так и от военного механизма, поддерживающего власть.  Можно ли говорить, что  увлекала ли эта работа Александра Блока или служила только еще одним этапом познания мира.

      Склоняюсь именно к этому взгляду. Исследователь поэт стремился заглянуть и почувствовать переход из этого мира,  полного противоречий, неясно как организованного к тому, где уже ничего не нужно, где вся суета мира растворяется в бесконечном  потоке. Умирающий уходящий век и его представители, а точнее его властители, за самое короткое время превратились в самых обычных людей, высота, с которой они упали была огромна. Оставшиеся без званий, должностей, имущества, они представляли такой объект для изучения, который нельзя было создать ни в каких фантастических представлениях о предреволюционных событиях.

      Расцвет творчества поэта Александра Блока  связан с  дооктябрьской Россией, когда были  завершены творчестве поэтические искания всего девятнадцатого века. И Александр Блок живущий на рубеже борьбы и создания нового миропорядка в России, все же своим творчеством открыл  и историю русской советской поэзии.
 
      Желание обновления, потребность в переменах находит свое подтверждение в поэзии Александра Блока предоктябрьского периода. Ключевое место   в его лирике занимает тема Родины, России. К настроение перемен обращены  циклы стихотворений «Страшный мир», «Арфы и скрипки», «Родина», поэмы «Соловьиный сад», «Возмездие».

       Включившись в работу комиссии по расследованию противоправных действий высших чиновников России Блок сам, а не его герой  лицом к лицу  столкнулся с историей. Он почувствовал ее  дыхание, ее беспощадность, ее неотвратимое движение только по тому пути, который был избран, когда любой стоящий, а тем более мешающий продвижению революционной исторической предопределенности будет уничтожен.
 
      Посмотрим только одну поэму Александра Блока, «Возмездие», чтобы приблизиться к пониманию его решения о выборе работы, к которой может и можно было обратиться, но совсем другому человеку, не такому, как Блок.

      Само, название поэмы пророческое, возмездие вообще, за конкретное, или как исторически неизбежное возмездие. Для этой поэмы Александром Блоком выбраны сова для эпиграфа из Ибсена: «Юность –это возмездие».

       К поэме написано Александром Блоком предисловие, практически история создания, и даже объяснение того, что есть в поэме, и с чем связана каждая из трех частей  произведения.
       Он говорит о событиях с 1910 года, когда была задумана поэма «Возмездие», о смерть  Комиссаржевской,  смерть  Врубеля  и смерть
Толстого, о кризисе символизма, о лекции  П.Н. Милюкова, и. даже, о статье, в которой говорилось о близости войны. 
Об убийстве Столыпина Александр Блок говорит: 
    « …   осенью   в   Киеве   был   убит  Столыпин,  что  знаменовало окончательный    переход   управления   страной   из   рук   полудворянских, получиновничьих в руки департамента полиции».
 
Блок отмечает, что:
     «Все  эти  факты,  казалось  бы  столь  различные,  для  меня  имею один музыкальный  смысл.  Я  привык  сопоставлять  факты  из всех областей жизни,  доступных  моему  зрению в данное время, и уверен, что все они вместе всегда создают единый музыкальный напор».
 
   Поэт ищет объяснения происходящему, когда произойдет безжалостная смена людей, а всех кто ранее служил уходящему строю,  уходящему времени ли,  должны исчезнуть в новом, и этому должно быть объяснение. И он это объяснение находит в  неотвратимости, необходимости принесения  жертв.

  «Тема  заключается  в  том,  как  развиваются  звенья  единой цепи рода.
Отдельные  отпрыски  всякого  рода  развиваются  до положенного им предела и затем  вновь  поглощаются  окружающей  мировой  средой; но в каждом отпрыске зреет  и  отлагается  нечто  новое  и  нечто более острое, ценою бесконечных потерь,  личных  трагедий, жизненных неудач, падений и т.д.; ценою, наконец ,потери  тех  бесконечно  высоких  свойств,  которые  в свое время сияли, как лучшие  алмазы  в  человеческой  короне  (как,  например, свойства гуманные, добродетели, безупречная честность, высокая нравственность и проч.)», - вот так Блок находит понимание для себя происходящих событий.

      Исходя из того, о чем говорит Блок, можно сделать вывод, что даже исчезновение конкретного человека в революционных событиях является целесообразным. Как же сложно понять человека, который своими стихами дает надежду, хоть и с некоторой грустью, дает ориентир для души, погруженной в бытие, хоть на какое-то время раствориться в неведомой поэтической стихии. Как. и каким образом, можно выйти из событий революции. И в этом случае у Александра Блока есть уже полное понимании, что прошедший  через революционные испытания, уже не сможет быть таким же, что и раньше. Может быть только другим,  полностью уничтоженным, не только физически, но и морально. Да и слово мораль, исчезнет за его бесполезностью, при переходе к уничтожению уходящего класса. Как, и в любом случае, потребность перемен, уже в своем зародыше содержит некое неопределенное, что может оказаться совсем не тем, что представлялось при стремлении к  новому и неведомому.
 
       Что за личность придет на смену Александр Блок уже предчувствует, и так об этом говорит:
     «Словом,  мировой  водоворот  засасывает  в  свою  воронку  почти  всего человека;  от  личности  почти  вовсе  не  остается  следа,  сама  она, если остается   еще   существовать,   становится   неузнаваемой,  обезображенной, искалеченной.  Был  человек  -  и  не стало человека, осталась дрянная вялая плоть  и  тлеющая  душонка».
      Возвращаясь к теме возмездия, Блок замечает:
…род, испытавший  на  себе  возмездие  истории,  начинает, в свою очередь, творить возмездие…
И все же, он представляет себе все происходящее как музыкальную тему:
     «Вся  поэма  должна сопровождаться определенным лейтмотивом "возмездия"; этот  лейтмотив  есть  "мазурка",  …
 В  ней явственно слышится уже голос Возмездия».
    
   Под этим предисловием Александра Блока к своей поэме стоит дата:  « 12 июля 1919».
Свое предназначение как художника он видит в том, что его наблюдения за происходящим необходимы. И он должен быть внутри происходящего. И первые строки поэмы и представляют все, то что сам Александр Блок определяет для себя, как поэта.

    Жизнь - без начала и конца.
Нас всех подстерегает случай.
Над нами - сумрак неминучий,
Иль ясность божьего лица.
Но ты, художник, твердо веруй
В начала и концы. Ты знай,
Где стерегут нас ад и рай.
Тебе дано бесстрастной мерой
Измерить всё, что видишь ты.
Твой взгляд - да будет тверд и ясен.
Сотри случайные черты -
И ты увидишь: мир прекрасен.
Познай, где свет, - поймешь, где тьма.
Пускай же всё пройдет неспешно,
Что в мире свято, что в нем грешно,
Сквозь жар души, сквозь хлад ума.
     Строчки о прекрасном мире в начале поэмы, и в завершении поэмы говорят о том, что хочется не воспринимать ужас происходящего. Как неизбежность. Звучат же эти слова как молитва, призыв, как надежда, которой не суждено сбыться, оп крайней мере для самого поэта.
      Починяется ли происходящее с миром, какому либо божьему промыслу, или только случай привел к неминуемому, для поэта предназначение  оставаться бесстрастными наблюдать то, то не дано другому. Пройти между раем и адом может быть и удается кому-либо, но если это поэтические образы и некие фантазии. Для мира, который окружил поэта, уже не стоял вопрос поиска рая, как мне кажется, это уже 1919 год, он видел поверженных, он видел их конец жизни, может быть еще не физический, но в стенах Петропавловской крепости не оставалось никакой жизни. Все кто сюда вошел, начинали свой путь на муки, если только оставались в своей же стране хоть на какое-то время. В стране где жили они столетиями, где их предки, дети семьи, жены, дети, они были лишними. И решено это было здесь на этой земле. Мечтать о жизни и смерти можно было в стихах, но стихи должны были закончиться именно здесь, именно на этом месте, именно в Петропавловской крепости.
     Нет, никогда, есть же грань, за которую нельзя заглянуть. Нельзя наблюдать, изучая страдание, скованного, обворованного, больного, находящегося в рабском состоянии.

Век девятнадцатый, железный,
Воистину жестокий век!

Двадцатый век... Еще бездомней,
Еще страшнее жизни мгла
(Еще чернее и огромней
Тень Люциферова крыла).
     Два века, один стремился к переменам, другой их получил, но каковы они, какая за них будет взыскана цена.
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи...
Перемены, казавшиеся домашними, камерными, оказались залитыми кровью. Мятеж бессмысленный для тех, кто к нему стремился, но тяжкий для того, кто его делал.

Прошло одно - идет другое,
Проходит пестрый ряд картин.
Не замедляй, художник: вдвое
Заплатишь ты за миг один
Чувствительного промедленья,
И, если в этот миг тебя
Грозит покинуть вдохновенье, -
Пеняй на самого себя!
Тебе единым на потребу
Да будет - пристальность твоя.
Страх потерять вдохновение

Россия-мать, как птица, тужит
О детях; но - ее судьба,
Чтоб их терзали ястреба.               
Вращает хищник мутный зрак,
Больные расправляя крылья.

Будь трижды проклят, жалкий век!
А мир - прекрасен, как всегда.

     Такими словами заканчивает Александр Блок свою поэму «Возмездие».  Для него  уже состоялось соприкосновение с уходящим, уничтоженным, полностью ограбленным. Работа, на которую он себя обрек, в Чрезвычайной следственной комиссии для расследования  противоправных по должности действий бывших министров и прочих должностных лиц была за гранью реально существующего.
В поэме «Возмездие» есть и другие строки, в  которых присутствует сомнение в том предназначении, которое выпало  поэту.

А я беспомощен и слаб,
Как все, как вы, - лишь умный раб,
Из глины созданный и праха, -
И мир - он страшен для меня.

  Даже это возмездие,  не может быть оправдан никакими переменами, ни какой целью, никакими в будущем происходящими событиями. Найдя закон, по которому существует и исчезает этот тир, Блок нашел и слова и стройную систему для объяснения всего происходящего с Россией. Но справедливо ли это, и где та правда, которая может в этом стройном построении существовать.

     Зимой, весной и летом 1921 года состоялись последние выступления Блока - с вдохновенной речью о Пушкине и с чтением своих стихов в Петрограде и в Москве.
      В мае Блок почувствовал недомогание, вскоре перешедшее в тяжелую болезнь.  Утром 7 августа он скончался. Последние дни императорской власти, были, просто, последними днями.