Жизнь в розовом свете

Елена Пацкина
             "Вищневый сад", А.П.Чехов

Шестьдесят лет тому назад слова «оптимист» и «дурак» не были синонимами.
                Марк Твен

Перефразируя великого русского классика, можно сказать, что каждый несчастливый человек несчастен по-своему. Вот и в комедии «Вишневый сад» почти все персонажи так или иначе несчастливы. Господа и слуги, победители и побежденные, – все страдают, всех жалко.

Никак нельзя назвать счастливой главную героиню, такую милую и добрую Любовь Андреевну, не умеющую и не желающую справиться со своей «роковой страстью», а, по мнению современных психологов, –  с зависимостью. Она и сама это прекрасно понимает: «И что ж тут скрывать или молчать,я люблю его, это ясно. Люблю, люблю...Это камень на моей шее, я иду с ним  на  дно, но я люблю этот камень и жить без него не могу». 

Вызывает недоумение ее нелепый брат со своей привычкой отгораживаться от всех жизненных проблем биллиардными терминами, что дает окружающим повод подшучивать над ним:
Трофимов. Вы лучше желтого в середину дуплетом.
Но как бы то ни было, остаться на шестом десятке лет без семьи, без дома, без профессии, без денег не слишком приятно. А его внезапное назначение в банк на огромный по тем временам оклад наводит на мысль о должности «зиц – председателя», то есть «подставного лица», за  спиной которого истинные руководители и организаторы занимаются незаконным бизнесом. Часто такие липовые председатели и не подозревают, на какую рискованную аферу соглашаются: ведь они «идут под статью». Их заманивают деньгами, а они забывают, что «бесплатный сыр только в мышеловке»!
Итак, карьерные перспективы у Гаева тоже весьма сомнительны.

Нет счастья в душе успешного предпринимателя Лопахина, спасающегося от невеселых мыслей в работе. Нет его и у помещика Пищика, вся жизнь которого: взять деньги в долг, расплатиться с долгами и опять где-то одолжить…

Несчастлива приемная дочь Раневской Варя: ей никогда не стать женой любимого человека. Он вообще на нее внимания не обращает, а окружающие мысленно их уже поженили:
«Все говорят о нашей свадьбе, все поздравляют, а  на  самом  деле ничего нет, всё как сон...»
После продажи имения ей приходится идти в экономки в чужую семью.

 Что уж говорить о слугах! Конторщик Епиходов по прозвищу «двадцать два несчастья»,
одинокая и никому не нужная гувернантка Шарлотта Ивановна, бедная горничная Дуняша, которой походя разбил сердце господский лакей, – все они несчастливы.
И апофеозом несчастья – похороненный заживо в заколоченном доме старый слуга Фирс.

И только два человека вполне счастливы и смотрят в будущее с оптимизмом: «вечный студент» Петя Трофимов и семнадцатилетняя Аня.

Впрочем, не удивительно, что юная здоровая и доверчивая барышня верит во все хорошее.
Сначала она верила, что ее дядюшка не допустит продажи родового гнезда: «Я верю тебе, дядя». Правда, несмотря на все его клятвы и заверения, имение продано. Но это не важно – ведь у нее все впереди.
Ей еще только предстоит окончить гимназию, она не имеет ни малейшего представления о том, чем будет заниматься в жизни: «Я подготовлюсь, выдержу экзамен в  гимназии  и  потом  буду  работать,  тебе помогать. Мы, мама, будем вместе читать  разные  книги...  Не  правда  ли?» –  говорит она матери, уезжающей на присвоенные деньги к своему любовнику-альфонсу.
Эта девочка искренне верит, что ее мамочка – само совершенство:
«Милая, добрая, хорошая моя  мама,  моя прекрасная, я люблю тебя... я благословляю тебя. Вишневый сад продан,  его уже нет, это правда, правда, но не плачь,  мама,  у  тебя  осталась  жизнь впереди, осталась твоя хорошая, чистая душа... Пойдем  со  мной, пойдем, милая, отсюда, пойдем!.. Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на  твою  душу, как солнце в вечерний час, и ты улыбнешься, мама! Пойдем, милая! Пойдем!..»

Видимо, этот пафос перешел к ней от «вечного студента».
Ведь она верит и страстным призывам Пети, который, как кажется, знает жизнь и настроен весьма оптимистично:
    Трофимов. Верьте мне, Аня, верьте! Мне еще нет тридцати, я молод, я еще студент, но я уже столько вынес! Как зима, так я голоден, болен, встревожен, беден, как нищий, и – куда только судьба не гоняла меня, где я только не был! И все же душа моя всегда, во всякую минуту, и днем и ночью, была полна неизъяснимых предчувствий. Я предчувствую счастье, Аня, я уже вижу его...

Как же достичь этой счастливой жизни? И на этот вопрос Петя знает ответ: «Ведь так ясно,  чтобы  начать  жить  в  настоящем,  надо сначала искупить наше прошлое,  покончить с ним,  а искупить его можно только страданием, только необычайным, непрерывным трудом».

Да, благородный Петя все время призывает трудиться, справедливо обвиняя других в тунеядстве и пустом философствовании: «У нас, в России, работают пока очень немногие.   Громадное большинство той интеллигенции, какую я знаю, ничего не ищет, ничего не делает  и  к  труду пока не способно. … учатся  плохо,  серьезно ничего не читают, ровно ничего не делают,  о  науках только говорят,  в  искусстве понимают мало. И, очевидно,  все хорошие разговоры у нас для  того только, чтобы отвести глаза себе  и другим. Есть только грязь, пошлость, азиатчина...».

Боже, как он прав! Уж он-то сам, вероятно, трудится с утра до ночи, горы ворочает.
Ничуть не бывало. Даже благожелательная Любовь Андреевна говорит ему с мягким упреком: «... Я вас люблю, как родного. Я охотно бы  отдала  за  вас  Аню, клянусь вам, только, голубчик, надо же  учиться,  надо  курс  кончить.  Вы ничего не делаете, только судьба бросает вас с места  на  место,  так  это странно... Не правда ли?»

И как забавно, что этот «деятель» несколько свысока поучает настоящего труженика и успешного предпринимателя Лопахина: «так вот позволь мне дать тебе на прощанье  один  совет: не  размахивай  руками! Отвыкни от этой привычки – размахивать. И тоже вот  строить дачи,  рассчитывать, что из дачников со временем выйдут отдельные хозяева, рассчитывать так –  это тоже значит размахивать...»

Итак, сад продан, все разъезжаются в новую жизнь: Петя в третий раз поступит в университет (его, по словам Вари, уже дважды отчисляли). Может быть, годам к сорока он и получит высшее образование. И вот тогда-то и развернет свою полезную деятельность. С Аней или без нее? Он ведь «выше любви».  Ясно одно: он убежденный оптимист.

 Трофимов. Человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. Все, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину.

Бог ему в помощь!

Как сказал мудрый Вольтер, «оптимизм – это страсть утверждать, что все хорошо, когда в действительности все плохо».