Чал, ашыг...

Элам Харниш
Иногда, по вечерам, когда стемнеет, я выхожу за какой-нибудь надобностью в город и поднимаюсь в сторону ЦУМа...
Проходя мимо давно закрытой армянской церкви, вижу сидящего на скамейке мужчину...

Сидит он всегда в одном и том же месте...
Одет, хоть и по сезону, но в одну и ту же одежду... - зимой пальто, на голове каракулевая папаха... - летом тенниска...
На глазах чёрные очки...
Он не слепой... – может быть слабовидящий, во всяком случае, до скамейки доходит сам... - устроившись, открывает футляр и достаёт оттуда кларнет...

Чал, ашыг, чал!...*

Играет всегда одну и ту же минорную азербайджанскую мелодию... Я не лучшим образом разбираюсь в музыке, тем более в национальной, но даже мне ясно... - это "Сары гялин"*... - старинная азербайджанская песня о любви...
В исполнении профессиональных певцов, в сопровождении оркестра или под скрипку с фортепиано, она и воспринимается, как песня о любви...

Но соло на таком специфическом инструменте, как кларнет, вызывает у меня совсем другие эмоции...

Его звуки не пробуждают в моей памяти женские имена и образы... - под заунывный напев, я вижу улицу в дачном посёлке Бильгя... 

Между сложенных из необработанного известняка, низких... - не выше человеческого роста, заборов гуляет ветер, несущий колючий песок; спасительная тень от раскидистых инжировых и тутовых деревьев на раскалённой солнцем земле; небольшие, в пять, десять голов гурты овец, щиплющих скудную, придорожную растительность; загоревшие до черноты, в выцветших, грязных майках и штанах, босоногие деревенские пацаны, и их незатейливые игры; закутанные в платки женщины... – не припомню, чтоб видел их без какого-нибудь груза, переносимого на голове; пожилой сельчанин с худым, небритым, угрюмым лицом, верхом на сером, маленьком ишаке...

Чал, ашыг, чал!...

Запахи и шум моря... - согретые солнцем, покрытые водорослями скалы и хруст ракушек под ногами; блеск чешуи только что пойманных рыбёшек... - бычков и шамайки...
 
Непередаваемый аромат небольших дынь "колхозница" и арбузов... - как их называют местные... - "Зиря* гарпыз"; особый кайф один за другим отправлять в рот только что собранный инжир и тягуче-медовая сладость, сваренного из него варенья; чёрно-фиолетовый, неотстирываемый с одежды, сок ягод чёрного хартута... - никакая другая ягода не сравнится с ним в сочности; тонкий вкус белого винограда... - шанЫ; сводящий с ума запах шашлыка и терпкий аромат домашнего вина, приготовленных руками деда...

Я слышу шорох волн о песок; свист быстрых стрижей в вечернем небе; голоса бабушки и тёти, зовущие с веранды ужинать; ночной стрекот цикад...
Смотрю на пламя огромного костра, сложенного из обрезанной и давно высохшей виноградной лозы... - выкапываю запечённые в его золе картофелины, чищу себе и брату...

Видно моё сердце осталась там... - в далёком детстве, оттого-то теперь я не чувствую вкуса еды, не различаю запахов и не пытаюсь услышать звучащее тише городского шума...
Сейчас легко можно получить заём на покупку чего либо полезного... - автомобиля, например, или даже квартиры... - а какой банк выдаст мне кредит на счастье, если свой лимит на него, я растратил на мишуру, вложил в неликвид, растерял в передрягах...

Чал, ашыг, чал!...

Я никогда не видел, чтоб кто-то тебе заказал сыграть что-либо... Иногда прохожие сами кладут деньги в открытый футляр инструмента...
Исполнив последнюю ноту, ты кладёшь кларнет в сторону, и медленно с достоинством куришь... Затушив сигарету, с непроницаемым лицом снова играешь ту же мелодию...

Сегодня я выхожу специально, чтоб послушать тебя...
Передо мной, как бурлящая полноводная река, течёт современная жизнь... - работают фонтаны; в летних кафе не найти свободных мест; девушки одетые в узкие джинсы, майки и шорты, дразнят мужчин, сверкая матовой кожей голых ног и плеч; мальчишки, забавляются с молодым ротвейлером... - хозяин ногой разгоняет скейт... - пёс прыгает, ставит на него передние лапы и, толкаясь задними, едет, а затем в зубах приносит обратно... - теперь очередь мальчика... - на движущейся доске он ловко делает стойку на руках...

Кругом молодость, бьющая через край радость, куча детей... - чужое счастье... - мои ностальгия и путь в никуда...

Ашыг, сегодня ты не пришёл... - может, неважно себя почувствовал, или это у меня не хватило терпения... - не дождавшись, я ухожу...
Возвращаюсь в офис, лезу в сеть... - вот она... - азербайджанская мелодия...
http://www.youtube.com/watch?v=KRps-vVN-Is
Надеюсь кто-нибудь послушает, проникнется, и увидев, как в слайдоскопе своё детство, отогреет замерзшее сердце...

***

*Чал, ашыг... - играй ашуг...
*"Сары гялин"... - азербайджанская песня... - переводится как... - невеста в жёлтом или златовласая невеста...
* Зиря - посёлок на Апшероне, знаменитый своими помидорами и арбузами...