Гегель. Государство и нравственность

Сергей Корягин
Текст написан для форума "Философский штурм".  Такие понятия, как «общественный организм», «социум», «человеческий коллектив», – отвлеченные понятия, с нечеткими границами. Они говорят лишь о том, что есть некое объединение людей. Хотя «общественный организм» имеет уже некоторый «привкус» цельности от «организма», в котором все части уже не части, а органы, которые не отделяются от целого. «Нация» -  понятие более определенное, конкретное, здесь имеется в виду и кровное родство, и единая культура, единая территория… «Государство» – это король среди понятий, обозначающий человеческий коллектив. Оно есть аппарат управления (государственное устройство) и граждане, живущие на одной территории. Оно, как субъект, как суверен, обеспечивает безопасность и регулирует социальные функции.    Оно устроено определенным образом. Когда мы называем государство общественным организмом, то подчеркиваем его цельность, субъектность, самость, нераздельность его частей, хотя, конечно, до настоящего организма ему далеко: нередко государства разваливаются, а нация продолжает жить, нация распыляется, но бережет свою культуру, свой язык, свою веру, свои традиции. Те же евреи. Те же русские.

Нравственность – общественное отношение. Что это значит? Это значит, что для существования нравственности необходимы минимум два субъекта, два самосознания, два «Я». Лишь в обществе человек может быть нравственным или безнравственным. А настоящее общество у Гегеля – это государство. Не семья, не гражданское общество, а государство как законченная индивидуальность. Причем разумное, обеспечивающее гражданам их необходимые права. Неразумное государство стоит на слабых ногах, говорит Гегель, и век его недолог. Допускает его позиция разное толкование? Разумеется. Одни, ссылаясь на обожествление государства, выводили из его позиции диктатуру, а другие, ссылаясь на разум,  – выводили свободу, ибо без свободы разум молчит. Рабы не могут быть нравственными или безнравственными по понятию, по природе вещей, ибо их поведение полностью определяется требованиями рабовладельца.
 
«Философия права» Гегеля – это анализ логически взаимосвязанных понятий «разума», «воли», «необходимости», «свободы», «права», «собственности», морали», «семьи», «гражданского общества», «государства». Нравственность начинается с семьи и заканчивается государством. Быть нравственным – это жить по законам государства, построенного на разуме.  Государство как нравственный организм, как положенность идеального государства, – в конце, ибо движение идет вглубь, от бытия к основанию, к сущности, к понятию, к идее – единству идеального и реального. Идеальное становится реальным, но не исчезает, остается «внутри», круг замыкается. Вначале был желудь, из него вырос могучий дуб, но желудь снова вырос на дубе. А что дальше? Круг замыкается логически, а в земном времени процесс этот – к единству идеального и реального – бесконечен.  Так я понимаю проблему. Вторник, 22 мая 2012 года