Анзор Давлетукаев. Ступени роста

Саид-Хасан Кацаев
1

Народ, преуспевший в научно-техническом развитии, как обязательный атрибут, имеет богатую литературу. Это, прежде всего, видно на примере высокоразвитых европейских народов: французы, англичане, немцы...
Если в публицистике и критике постоянно ведутся споры о роли личности в истории, то значение печатного слова никто еще не подвергал сомнению.

Просвещение – основа прогресса. И ведущая роль в деле просвящения принадлежит писателям.
Писатели – это самая легко уязвимая, но многозначащая часть общества. Герои и образы, созданные пером великих творцов превратились в сокровищницу всего человечества. На их произведениях воспитываются целые поколения, герои литературных произведений становятся образцами поведения и примерами для подражания.
Потому, я бы писателей назвал «Солью земли». Конечно же, к ним не относятся писатели, пишущие дифирамбы властьимушим, сильным мира сего. Истинные писатели не изменяют своим принципам ради земных благ.

Это не значит, что писатель должен быть аскетом. Нет. Но общество должно создать такие условия, чтобы человек мог добиться успеха не предавая свои убеждения и не продавая свой талант. Ибо незаслуженно или неправедным путем приобретенные блага разрушают личность.
Начало политической карьеры обозначает смерть для творческого человека. 
Из-за политических репрессий и отсутствия каких-либо условий для самореализации наш народ потерял солидное количество талантливейших людей. Советская идеология была не только железным занавесом для национально мыслящих людей, но и успешно сеяла семена раздора в их рядах.

Кто шел к ним на службу, кто проповедовал их идеи, тех издавали, возвышали, ставили на ответственные должности идеологического характера, и они доминировали во всем.
Вторых не издавали, не продвигали, они постоянно терпели нужду. Некоторые спивались. Но были и яркие борцы за развитие национальной культуры – Халид Ошаев, Магомед Мамакаев, Абузар Айдамиров...
После смерти Абузара Айдамирова мы вообще остались без яркого лидера в писательской среде. Это я говорю, рискуя вызвать недовольство имеющих звания и положение в обществе своих коллег.

Самолюбие наших писателей выше чем у Достоевского, Фолкнера, Томаса Манна, Хемингуэя, Диккенса, Маркеса, Пруста, Айтматова и других гигантов мысли.
На самом деле у нас не так уж и много хороших писателей и те, коих мы имеем, разрознены по личным амбициям, симпатиям и антипатиям к братьям по перу. Они готовы объединиться с любым, кто готов их восхвалять, а их оппонентов или придуманных ими самими врагов – критиковать. Поэтому, как следствие, у нас нет сильной литературы и настоящей литературной критики.

Тем не менее, милостью Божьей, мы имеем прекрасных писателей, чей талант не в силах угасить могучие бури и невзгоды. Они денно и нощно продолжают трудиться на ниве литературы и создают произведения, которые переживут многих из нас, и ничто не сможет сломить их дух и целеустремленность. Хотя им трудно, очень трудно творить, когда кругом, сплошь и рядом равнодушие и безразличие. И самое ужасное – неуважение к родному языку. Они оказались в ситуации, когда незнание родного языка в нашем обществе возводится в достоинство. А знание русского языка считается преимуществом и малейший акцент воспринимается как серьезный недостаток. Знание инородного языка без знаний, равносильно тому, что сидеть в лодке без весел.

Учеными давно доказано, что ребенка надо обучать на родном языке. Это аксиома. А нашим соотечественникам, к сожалению, это надо еще объяснять и доказывать.
Обучение с 1 класса на неродном языке привело наш народ к тому, что мы имеем десятки тысяч необразованных юношей и девушек с аттестатами и дипломами о среднем и высшем образовании.
Во все времена именно поэты и писатели говорили о необходимости поэтапного перехода обучения на родной язык.

2

В творческой поступи поколение писателей 80-х в чеченской литературе занимает особое место. Особенно это заметно в творчестве Саид-Хасана Кацаева.
Он еще со студенческой скамьи выбрал для себя нелегкое ремесло писателя, даже не подозревая, что на каждом шагу его подстерегают капканы, наговоры, порицание, откровенная ложь, клевета и критика горе-писателей, недоброжелателей и завистников, которые выбивают писателя на время из колеи.
Первые две книги Саид-Хасана Кацаева – наглядный пример становления молодого человека как писателя.

Первые рассказы С-Х. Кацаева подвергались жесткой критике. «Мэтрам» чеченской литературы доставляло истинное удовольствие раскритиковать или обсмеять коллегу по перу. И чем талантливее был молодой автор, тем жестче была критика в его адрес. А бездарных льстецов, угодливых и заискивающих они привечали, пригревали и обласкивали, чтобы на их фоне в глазах читателей выглядеть маститыми писателями.

Рассказам С-Х. Кацаева присущи краткость и точность, искренность и злободневность. И для него рассказ или очерк – не устоявшаяся, а меняющаяся форма. Один рассказ – лиричен, другой  публицистичен. Многие вообще без начала и конца. И трудно определить, то ли это рассказ, то ли очерк. Но всем им присуще одно достоинство: автор хорошо владеет законами «малого жанра», умеет захватить, увлечь читателя с первого предложения, с первого абзаца и держать его в напряжении до конца, так что читателю хочется продолжения...
В становлении писателя имеет огромное значение какие книги он читает. По рассказам С-Х. Кацаева видно, что он прошел хорошую школу. Это Мериме, Мопассан, Чехов, Горький, Бунин, Бабель, Хемингуэй...

Стиль его произведений отточен. В рассказах нет лишних подробностей, описаний природы и быта, автор сразу вводит читателя в действие.
В рассказе «Марха» изображена простая женщина, которая вынуждена торговать на рынке, чтобы прокормить семью.
Это сегодня мы можем думать: «Ну и что же? Все сегодня торгуют».
Речь идет о первой половине 80-х годов ХХ века, когда любая попытка выйти на рынок воспринималась как спекуляция и жестко пресекалась органами.

Но в рассказе речь даже не об этом. Марха, героиня рассказа, рассказывает нам как к ней подошли двое милиционеров в штатском, представившись покупателями, и когда она показала пуховой платок и назвала цену, то предъявили документы и, отведя ее в сторонку, начали составлять протокол. Марха открыто договаривается с представителями порядка, выплачивает им определенную сумму и опять выходит на рынок торговать, теперь уже никого не боясь.

Рассказ затрагивает читателя до глубины души и заставляет размышлять и сопереживать, анализировать и делать выводы. Это самое главное в любом произведении.
Первая книга, первые рассказы С-Х. Кацаева – это сформировавшееся мировоззрение,  переведенное в художественные образы.

Я не идеализирию. Просто, прежде чем давать оценку любому произведению, необходимо, прежде всего, прочесть его.
Представьте себе ситуацию, вы откусили яблоко, но оно вам показалось не вкусным, и вы его отложили. Но в это время вы включили телевизор, и как раз идет программа «Здоровье». Ведущий передачи убедительно рассказывает о яблоках, что в них много железа, они способствуют пищеварению, в них такие-то необходимые в ежедневном рационе витамины. Вы тотчас берете яблоко и доедаете его.

Я считаю, ошибка критиков С-Х. Кацаева заключается в их пристрастном и предубежденном подходе к его произведениям. Анализировать и критиковать литературное произведение должно непредвзято и беспристрастно. Абсолютно все рассказы в книге «Зимний вечер» – это ярко иллюстрированные ступени роста молодого писателя и становления его творчества. И большая школа для начинающих. «Дороги», «Студент», «Учитель», «Автопортрет», «Мой род» и другие рассказы – целый пласт в становлении автора как личности.

На первый взгляд описанные житейские ситуации – это мир, в котором он оказался по воле Всевышнего, и его вина лишь в том, что он искренно, чистосердечно хочет разобраться в психологии человека, в его призвании, смысле жизни вообще.
И в начале творческого пути С-Х. Кацаев вынужден бороться за каждого героя, за каждый сюжет, полемизировать со многими писателями и редакторами. Привыкшие работать по инструкции, они не понимали, что он является реформатором и новатором чеченской прозы и что с его имени в чеченской литературе начинается новая эпоха. Единственный спасательный круг для него – это его несгибаемый характер и труд. Вот его спутники, которые никогда ему не изменяют и не подводят. Только этим объясняются его рассуждения через каждый рассказ на эту тему.

  3

«Школа писателя» С-Х. Кацаева – уже другой мир, содержание книги в корне отличается от первой книги. Сейчас автора волнуют не только проблемы нравственности, творчества и студенческого быта, но и экономические и политические события, очевидцем и летописцем которых он является. Вокруг, даже самые близкие люди твердят, убеждают, что деньги решают все. «Оставь свой фольклор, займись бизнесом». Но как сказал чеченский поэт Ахмад Сулейманов: «Мир держится на плечах молодцев, достойных мужчин». Ведь и в исламе молодец считается выше алимов.

«Может инфляция – яркий пример того, чтобы показать нам ничтожность видимого мира?» – размышляет автор.
Рассказы С-Х. Кацаева помогают ориентироваться в сложных перипетиях жизни. Он разрушает многие наши предрассудки, когда мы делаем что угодно, но писать об этом считаем неприличным.
Поступки, становящиеся всеобщим достоянием, не являются секретом для общества, и умалчивание об этом не решает проблему, а наоборот, усугубляет ее.
«Писатель, политик, ученый, каждый профессионал может быть великим, но человек, должен оставаться человеком», – пишет Кацаев.

В миниатюрах прослеживается четко очерченная позиция автора, где по чеховски, кратко, в нескольких словах высвечены основополагающие  аксиомы нашей жизни. Увидеть, осмыслить и вывести формулу человеческих отношений многого стоит.
Саид-Хасан не довольствуется достигнутым успехом на творческом поприще, он вечно в поисках истины, и каждый день без написанной строки – утеря и зря потраченное время, считает он.

  4

Выход «Рассказов о Мулле Насреддине» – очередное подтверждение его таланта и неиссякаемой энергии.
В разгар трагических событий в Чечне он издает книгу анекдотов. Действительно, чем можно было помочь своему народу в столь смутное время, особенно писателю?
Данная книга была как никакая другая очень кстати, так как она дала возможность внести в обиход утомленных многолетними разборками людей чашу радости и веселья.
 
Чеченцам всегда было присуще чувство юмора. Это отмечал еще имам Шамиль.
Работа над книгой «Рассказы о Мулле Насреддине» стала для автора спасательным кругом в очень сложное время, чтобы отвлечься от вероломной военной ситуации, еще раз подтверждая, что все преходяще. Данное издание – не только сборник юмористических рассказов, но и глубоко философский труд, слияние народного юмора с традициями суфизма. Тем самым автор внес свою лепту, кирпичик в становлении мирной, радостной жизни в Чечне.               

  5

Четвертая книга Саид-Хасана Кацаева «Во тьме» – труд состоявшегося писателя. Небольшой по объему книжицей автор прочно утвердился в чеченской литературе, создав прекрасные литературные образы.
Наша жизнь – это чистый сосуд и чем мы его заполним, от этого зависит судьба человека.
Если критики могли упрекнуть автора студенческих рассказов за возможно излишнюю открытость, то последние произведения выдержаны в рамках национальных обычаев и традиций. То ли автор повзрослел и стал смотреть на мир по другому, то ли война унесла все временное и наносное и оставила в памяти все чистое и светлое из прошлой жизни.
Рассказы «Во тьме», «История одной любви», «Машар», «Свидетель» и другие сильны с психологической стороны.

Обращение автора к злободневной и животрепешущей проблеме, к трагедии своего народа и занимаемая им позиция делает ему честь.
Нет, в ответственный момент он не занял выжидательную позицию и не пишет дифирамбы власть предержащим. Это и есть величие духа. Образно говоря, он выделяется среди писателей как часовой родной земли.
Эссе «Война и писатель» – квинтэссенция его творчества, его гражданская позиция, как творческого человека и как чеченца. Он не просто выражает свое отношение к братоубийственной войне, автор старается заглянуть в душу тех, кто затевает войны, бросая в атаку совершенно невинных людей, не имеющих никакого отношения к их политическим амбициям и авантюрам.

Высокую оценку эссе и позднему творчеству С-Х. Кацаева дали Народный писатель ЧИАССР Абузар Айдамиров, доктор философских наук, академик АН ЧР Вахит Акаев и другие деятели науки, культуры и литературы.
Никогда и никому из императоров и полководцев не удалось и не удастся завоевать весь мир. Зато мир завоевали Диккенс, Толстой, Достоевский, Байрон, Лорка, Чапек, Маркес и многие другие великие мастера слова.

Вот как хорошо автор пишет о значимых нюансах  человеческих потрясений: «Любой режим, пришедший к власти, найдет беспринципных конформистов, способных – за деньги – кого угодно поднять на недосягаемую высоту и кого угодно пригвоздить к позорному столбу. Найдутся они и в Чечне. Те, кто будут слагать гимны во славу победителей, и те, кто будет эти гимны преданно распевать».

Истинная правда, пророческие слова. Я знал писателей с высокими титулами, которые выезжали на одах и дифирамбах, только на словах являясь радетелями чеченского языка, культуры и искусства. О войне они писали только сценарии по заказу международных гуманитарных организаций для детских фильмов, предупреждающих о минной опасности.

6

В 2006 году я был уволен с ГТРК «Вайнах». Все друзья, коллеги советовали подчиниться прихоти руководителя. Мне пришлось подчиниться после 20-ти лет работы на ТВ. В связи с этим я высказывал свое горе всем народным писателям Чечни. Мне была очень интересна их реакция. Надо им отдать должное, они все как один с интересом меня выслушали. И все! Когда вернулся домой, как всегда подбежали дети, с возгласами, папа вернулся, папа, что ты нам купил? У меня не было ни денег, ни работы. И больше всего меня раздражала позиция народных, которых я всегда боготворил. Да, звания, титулы даются людьми, а вот что в тебе заложено с рождения, это и есть суть человеческая, успокоил я себя.

С-Х. Кацаев – единственный из всех  «великих» кто не прошел мимо, поддержал меня в трудную минуту. В этой плеяде «Звезд» он, как человек, писатель, гражданин, как мужчина, чеченец оказался выше всех.
Это я утверждаю, так как остальных пишущих коллег знаю непонаслышке.
«Писатель – это не только и столько душа народа, он проводник народа, тот маяк,  та путеводная звезда, что освещает дорогу, заблудшим людям, в самые жестокие, в самые смутные времена», – пишет он.
И справедливо отмечает, почему в связи с трагическими событиями в Чечне  не слышны голоса русских писателей, принадлежащих к одной из самых богатых гуманистическими традициями литературного мира. 

И у нас были великие писатели   отсидевшие в застенках НКВД по 10 и 25 лет и они не сломались: Мамакаевы Арби и Магомет, Ошаев Халид, Гадаев Магомед-Салих. А АйсхановШамсудди  и Бадуев Саид расстреляны. Их слава не померкнет, пока жив наш народ. И никто о них плохого не скажет, как и об Абузаре  Айдамирове. Это правда подтвержденная жизнью.

Рассказ Кацаева  «Свидетель» и рассказ Шолохова «Судьба человека» схожи по внутреннему содержанию как две капли воды. Но первый намного трагичней, ибо в своей стране своих сограждан без суда и следствия не взрывали нигде, тем более в начале 21-го века, не оставляя для похорон ничего от человеческого тела.

Автор объективно рассказывает о трагедии, подчеркивая, что это трагедия и русского и чеченского народов. Он ясно дает знать, что это война не двух народов, а война московских кланов и олигархов, которые развалили одну из величайших и уникальных государств в истории человечества – Советский Союз.

Не сея, не проведя даже один день за токарным станком, так называемые «новые русские»  за баснословно короткое время превратились в миллиардеров за счет воровства государственного имущества, которое советский народ копил в течении 70-ти лет строя БАМ, поднимая целину, работая в шахтах. Получилось как в поговорке: «Кому война, кому мать родная».

Самое главное, писатель Саид-Хасан Кацаев рассказал неопровержимую правду о войне, свидетелем которой он был. Он убежден, что дорога, ведущая к Свободе, лежит не через войны и разрушения, а через Мир.

Мир – значит Согласие и Земля. Мир – значит Спокойствие и Вселенная.
Он долгие годы шел к этой правде, покоряя высоту за высотой. И каждая его книга, действительно, школа писателя, и каждая из них – ступенька к Парнасу.