Союзники

Павел Панов
                «Союзники»

  Русская литература всегда была сильна преемственностью. Классическая цепочка: Державин, «в гроб сходя», благословил Пушкина, Пушкин подарил Гоголю идею «Мертвых душ», Гоголь много чего нашептал Булгакову,  и так далее… Этих связей было больше, чем в кристаллической решетке алмаза, поэтому и сверкала наша литература всему миру драгоценным блеском.
  В советские времена государство финансово поддерживало литературные журналы, по стране работала сеть литературных объединений (ЛИТО), лучшие «литошники» «обкатывались» на различных совещаниях, у них появлялись первые публикации, книги – все та же преемственность работала, только в советском формате.
  Сейчас, спустя годы, приятно и дико вспоминать и гостиницу ЦК ВЛКСМ «Орленок», где проходило  Восьмое всероссийское совещание молодых писателей (точнее, там было открытие и закрытие, фуршеты и пр., сами обсуждения были в «высотке» на Сущевском валу, где дружным ульем жили почти все молодежные и детские журналы. А каким роскошным было Четвертое всероссийское в Пицунде? Мы не только читали друг друга, спорили, говорили правду, но и встречались с теми, кто уже при жизни стал легендой. Лев Разгон, автор «Непродуманного», получивший от товарища Сталина  17 лет за комсомольский задор. С ним была его жена, она на «расконвойке» работала с женой «всесоюзного старосты» М.И. Калинина. Нам было что спросить, им было что ответить.
  Сейчас уже не вернешь Юрия Чивилихина, того, кто впервые отрыто заговорил о мафии и коррупции в СССР(!), но к нам, на совещание молодых публицистов Дальнего Востока он приезжал.
  А потом мы все вступили в так называемый рынок. Тиражи современных всероссийских литературных журналов упали ниже тиражей старых советских районных газет, страну  быстро отучили читать, а, следовательно, думать и анализировать.
  Возможно, кто-то удивится, но при этом в России не перестали писать. Впрочем, чего же здесь удивительного! Для определенной части людей излагать свои мысли и чувства на бумаге так же естественно, как мыслить, дышать, любить. Пишут, и пишут талантливо! Только вот с преемственностью стало хуже – государство этим почти не занимается, а естественный процесс передачи опыта, знаний, практика литературных завещаний, - все это только начинает возрождаться, восставать из пепла, прорастать зелеными побегами через два потерянных поколения.
  Как ни странно, молодой русской литературе начал помогать интернет. Вид связи, изобретенный американскими спецслужбами на случай атомной войны с Россией, помогает духовному возрождению России. Это забавно, но так.
  Среди множества литературных сайтов, что мне удалось посмотреть, на мой взгляд, самый профессиональный, разнообразный  и полезный для молодых авторов – это «Союзники»: http://soyuz-pisatelei.ru/ . Можно долго говорить о том, что это не просто литературный сайт, а еще и Международный Союз Творческих Сил, в котором есть авторы из всех регионов России, Ближнего Зарубежья, а так же – из США, Германии, Израиля и других стран.  Можно удивляться, что, по сути два человека Ирина Малкова-Ветошникова и Денис Суховейко, без поддержки государства и крупного капитала создали не только два мощных литературных портала, но и два литературных журнала, и они выходят регулярно, с отличным полиграфическим качеством, с интересными материалами, с приличными по нынешним временам тиражами. А еще есть регулярные альманахи и сборники: «Восторг души», «Вне формата», «Формула осени», «ЛитОгранка», «От имени любви» и еще несколько.
  Но самое главное – там проводятся литературные конкурсы. Их прошло уже пять, сейчас подводят итоги шестого конкурса.  И каждый раз главным призом конкурса было издание книги стихов победителя. Подчеркну: бесплатное издание. Сейчас даже в легендарном русском издательстве во Франции «Имка-пресс» вначале спрашивают: какую часть затрат на тираж вы готовы оплатить. А в российских издательствах зачастую и не спрашивают – плати все по счету, и мы напечатаем любую твою графоманскую чушь.
    А «Союзники» ведут автора к его книге через очень серьезное, профессиональное обсуждение, через строй достойных соперников и будущих друзей. Иногда трудно определить – что важнее: сама изданная книга или процесс участия в конкурсе. Наверное, это равнозначно для молодого автора, с той только разницей, что книгу получает только победитель, а обсуждение, контакты, эмоции, взгляд со стороны на свои стихи, - это получают все участники конкурса. Система выставления баллов похожа на ту, что используют в Американской Киноакадемии при определении победителей на «Оскара», пока ничего более объективного не придумано.
   В советские времена любой талантливый автор  попадал в поле зрения критики – вначале региональной, а уж потом и уровнем повыше. Критические обзоры своих литературных публикаций проводило каждое издание – будь то журнал или просто газета, где регулярно выходила «литературная страница». Каждый автор, выславший свое произведение в редакцию мог рассчитывать на короткую рецензию. Графоманам вежливо советовали читать Пушкина и других классиков, люди способные получали пусть короткую, на страничку, но профессиональную оценку.
  Сейчас же редакции считают нормой отмалчиваться на любые присланные произведения. Поговаривают, что рецензии в основном пишутся только за деньги, а здесь уже, как в старом анекдоте, «кто платит, тот девушку и танцует» - читаешь некоторые критические опусы и понимаешь: рынок!
  На сайте «Союзников», особенно в ходе обсуждения конкурсных произведений, каждому автору гарантировано главное – честный, искренний и профессиональный взгляд на его творчество -  как от членов жюри, так и от самих участников этого благородного литературного турнира. Вот там-то и случаются точные оценки, искренние признания таланта автора, разговоры о сути творчества, просто детальный разбор произведений. Там можно узнать то, о чем не напишут в газетах, получить рекомендации из разных уголков мира – «союзники» живут везде. Посмотрите эту переписку – эмоции авторов перехлестывают через край, это дорогого стоит. Иногда эта цена может равняться цене судьбы.
  А потом участники конкурса попадают под заинтересованное внимание фонда «Меценат», а он уже издает книги (и опять бесплатно!) вне зависимости – стал автор первым, или ему не хватило нескольких баллов для победы.
   Когда начинался новый русский капитализм, говорили: рынок все сам отрегулирует. Как бы не так! Рынку интересны только деньги, а русской литературе – русская душа. Если русская душа сохранится, останется и сама Россия.

     Павел Панов, член правления Российского Межрегионального Союза писателей.