Кандидатура. Михаил Крапунов

Литклуб Листок
 
       Дело было в конце лета. Помнится, несколько дней дождь моросил, грязно, холодно - ни дела, ни работы. Всё так и шептало… Собрался было сам, благо до магазина пару минут хода. Слышу: калитка хлопнула, кто-то идет, сапоги от грязи отрясает.

       Сосед Василий. Достает бутылку. Август - месяц на закуску щедрый. Огурчики, грибочки, выпили по стопке - что-то разговор не клеится. Вижу, Иваныч мнётся, стесняется. Выпили по второй - и опять не то, не как всегда. Меня как-то испытывающее оглядывает, в глаза не смотрит… Тут уж и я, грешным делом, запустил файлы по извилинам - что такое могло произойти? Вроде сено успели до дождя прибрать, машину надо - так я никогда не отказывал. Жинку и дочку его час назад видел - грядки закрывали. Что могло случиться? Но чувствую, что что-то произошло, случилось.
       Может, молодежь … Да нет! Дашка у него девчонка самостоятельна, да и мой Гришка не должен лишнего позволить. Хотя, им уже по 17, и телевизор смотрят… Убью гада! Сам уже разливаю по третьей, а сижу как на иголках.

      Василий Иванович - сосед, а хороший сосед в деревне - это больше чем сосед. Это сват, брат и друг, и всё в одном лице. Где-то доску придержать, столб поставить, новости обсудить, а иногда и «мерзавчика» раздавить - сосед всегда рядом.
       Мы с Иванычем уже третий десяток через проулок, калитка в калитку. Я-то местный, а он по распределению к нам прибыл. Родом со степи, квартиру от совхоза дали - агроном. Был агроном, пока совхоз не развалили. А совхоз хороший был, совхоз-миллионер. Маралы, олени, дойные гурты, бараны, козлы. Последние-то и пустили артель по ветру.
       Нет, Василий не из тех, он мужик умный, грамотный, начитанный, но уж слишком честный. Судить за это грешно, но и жить с таким «дефектом» у нас как-то не по-божески. Иногда чувствуешь рядом с ним себя этаким мафиози.

       Понятно, что когда совхоз растаскивали, остался Иваныч ни с чем, в отличие от других "специалистов", и без работы. Хорошо, у него жена Настя, высокой души человек, от воспитания или образования, но, как я понимаю, ни разу его не упрекнула. И вообще умница. Бывало, завечерим в гараже, придет она, посидит с нами, погорюет, иной раз и стопочку выпьет. И пойдут они до дому тихо и ладненько. Это не то что моя ненаглядная - прискачет, шуму будет на полдеревни. А ведь Настя почитай лет пятнадцать всю семью тянет, она психотерапевт в райбольнице.

       Я-то был простой шоферюга в совхозе. Когда ж перестали выдавать зарплату, а новый директор купил шикарный джип, "отвязал" я датчик давления от совхозной "таблетки" и загнал её к себе в ограду - на ремонт. За неделю так "отремонтировал", что не то что ехать - тащить было нечего. А еще через полгода «прихватизировал» по цене металлолома. Мы на ней с Иванычем и за шишками, и за грибами, и дровишек навозим.

      Да я и эти годы без работы не сидел. Леспромхоз встал, туда сторожем устроился. Зарплату, считай, не платили, но утащить было чего, работал до последнего гвоздя. Потом на хлебозаводе сторожил. А тут на больницу устроился. Её седьмой год после землетрясения восстанавливают. Вот где тащат! Даже мне стало страшно - ушёл.

      Василий тоже работает, в клубе кочегаром. Там же играет на баяне по праздничным концертам. Это уже совсем задарма, но зато "концертные бабки" готовы его на руках носить. Так играет, что тем остаётся только рот открывать.
Видел как-то по "ящику":  Дранга с баяном выплясывал, словно голая девка вокруг шеста, и музыка у него такая же. Нет, у Василия хоть и старенький баян - и слух, и голос, всё душевное. Иногда вечерком мы с ним пропустим грамм по двести и тихо так, вполголоса поём. Песни, конечно, всё старые. Но, бывало, выходишь из гаража, а соседская молодёжь на скамеечке сидит - слушает. Он песен много знает. Как-то запел: "И по винтику, по кирпичику - растащили кирпичный завод". Оказалось, песня-то очень старая, а как будто вчера кто-то сочинил.
А запоёт Иванович:
"Врагу не сдаётся наш славный Варяг, пощады никто не желает",-
у меня от этой песни мороз по шкуре. Да так и подмывает  набить морду директору ООО, или  в район съездить - председателю райисполкома.

      Выпили по третьей, тут Иваныч и раскололся:

- Знаешь, Петрович, решил я выдвинуть себя на пост председателя райисполкома.
И смотрит на меня как-то виновато-вопросительно. - Пришёл советоваться, что ты мне скажешь, что посоветуешь?

      Последняя водка чуть не выпрыгнула у меня обратно. Скажи Иванович, что Антарктида под воду ушла или что в Кремле американских шпионов обнаружили, я бы не удивился. А тут такое! Хотя, хотя… Почему бы и нет?
Мысли ошарашено крутятся в голове, а Василий выжидающе смотрит - ждет.

- Насте-то говорил? Она что думает? Она-то умнее нас двоих вместе взятых.

- Настя вначале посмеялась, а потом говорит: иди, Дашку надо учить, а там и Ромка подрастёт - как их выучить, как в жизни устроить? Мне, говорит, одной не вытянуть, и здоровья нету, и устала очень, десять лет без отпуска. Вдруг пройдёшь, там зарплата хорошая, да и сидят там не умнее тебя.

      Да, тут всё понятно, самка ради детей готова пожертвовать мужем… Опять же, если не выберут, не потечёт же река вспять, так же и будем жить… Откуда-то прилетела мысль: сам-то  бы я стал за Иваныча голосовать? Пожалуй, да. Умный, честный, порядочный, не вор.
        Да вот только сожрут они его. Разогнать бы всю эту районную "элиту", ведь они только блажат, что о людях думают. Вымри мы все до одного, им только лучше - никто в кабинетах не потревожит. Всё бывшие комсорги, парторги, профорги, все те, кто и при «советах» людей тиранили, перевернулись - и опять по кабинетам сидят…
        Рука невольно потянулась за сигаретами – здесь, в летней кухне, позволял себе курить. Смотрю, Иваныч тянется - его курящим я и не видел. Да, многие из бывших номенклатурщиков,  кто посообразительнее и потрудолюбивее, хапнули и ушли в торговлю, бизнес, а отребье - присосалось к власти. У них там круговая порука, они друг за друга готовы любого сожрать. Отлучи их от власти, они ведь работать не будут, они из породы комбедов.

      Василий поперхнулся, закашлял - разлили остаток. Выпили.

- Ну, что скажешь, Петрович? Мы с тобой почитай ни один пуд соли съели. Хочу твоё мнение услышать? Скажешь - не стоит, может, и передумаю. Да не тяни. Я вот надумал это дело, и уже две ночи спать не могу.

- Спасибо, Иваныч, спасибо, друг, теперь я ночи спать не буду. Скажу одно: собрался идти - иди до конца. Оно нам-то чего уж надо, а вот права Настя: ради детей. Чем могу, тем помогу. И держись, как тот крейсер. Один против целой эскадры.

       Разошлись не пьяные, не трезвые. Выходя покурить уже потемну, слышал, как сосед на веранде наигрывает из "Неуловимых мстителей":
«Не печальтесь о сыне, злую долю кляня.
По бурлящей России он торопит коня.
Громыхает гражданская война от темна до темна.
Много в поле тропинок, только правда одна...»