Бизнесмен Лопахин

Елена Пацкина
      ("Вишневый сад", А.П.Чехов)


             Деятельные Лопахины вытесняют вялых господ, которые ни на что
             не способны, а только сидят и разглогольствуют:
             "Многоуважаемый шкаф"...
                В. Токарева "Мой Чехов"

"Вот так, столетия подряд, все влюблены мы невпопад…"
Б. Ахмадуллина


Этому персонажу А. П. Чехов  явно симпатизировал. «Ведь роль Лопахина центральная.
Лопахина надо играть не крикуну.… Это мягкий человек»,– писал он жене 30.10.1903г. И в тот же день – Станиславскому: «Лопахин, правда, купец, но порядочный человек во всех смыслах, держаться он должен вполне благопристойно, интеллигентно, не мелко, без фокусов…»

Любимые герои А.П.Чехова, подобно Астрову,  кроме основной работы, всегда что-то сажают и ценят красоту. Вот и наш «бизнесмен» таков: «Я весной посеял маку тысячу десятин и теперь заработал сорок тысяч чистого. А когда мой мак цвел, что это была за картина!»,– рассказывает он Трофимову.

Прежде всего, Лопахин – труженик: «Знаете, я встаю в пятом часу утра, работаю с утра до вечера, ну, у меня постоянно деньги свои и чужие, и я  вижу,  какие  кругом  люди. Надо только начать делать что-нибудь,  чтобы  понять,  как  мало  честных, порядочных людей».
До чего актуально звучит, а ведь прошло почти 110 лет!

 Однако все, что у него есть, он заработал честным трудом, огромной работоспособностью и светлым практическим умом. Ведь никакого образования этот крестьянский сын получить не мог. Видимо, это обстоятельство дает основание пустому бездельнику Гаеву относиться к нему свысока: «вот Леонид Андреич говорит про меня, что я хам, я кулак, но это мне  решительно  все  равно».  Конечно, как умный человек, он просто игнорирует высокомерный тон брата женщины, ради которой он забросил свои дела и приехал на выручку.

  Лопахин. Мне сейчас, в  пятом  часу  утра,  в  Харьков  ехать.  Такая досада!  Хотелось  поглядеть  на  вас,  поговорить...  Вы  все  такая  же великолепная…
Хотелось бы только, чтобы вы мне верили по-прежнему, чтобы ваши удивительные, трогательные глаза глядели на меня, как прежде. Я… люблю вас, как родную…больше, чем родную.

Не правда ли, этот не склонный к сентиментальности человек говорит как влюбленный.

    И принимая близко к сердцу все проблемы этого семейства, он дает разумный совет, как избежать полного разорения: «Вам уже известно, вишневый сад ваш продается  за  долги, на двадцать второе августа назначены торги, но  вы  не  беспокойтесь,  моя дорогая,  спите  себе  спокойно,  выход  есть...  Вот  мой  проект.  Прошу внимания! Ваше имение находится только в двадцати верстах от города, возле прошла железная дорога, и если вишневый сад и землю  по  реке  разбить  на дачные участки и отдавать потом в аренду под  дачи,  то  вы  будете  иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода.   
     Вы будете брать с дачников  самое  малое  по  двадцати  пяти рублей в год за десятину, и если теперь же  объявите,  то  я  ручаюсь  чем угодно, у вас до осени не  останется  ни  одного  свободного  клочка,  всё разберут. Одним словом, поздравляю, вы спасены». 

Но господа не готовы прислушаться к разумному, деловому человеку. Ему говорят, что это чепуха, что он ничего не понимает, что «если  во  всей  губернии  есть  что-нибудь  интересное,   даже замечательное, так это только наш вишневый сад».
Конечно,  вишневый сад прекрасен, но ведь они сами его «проели».

Тем временем прозорливый предприниматель настаивает на своем «пошлом» дачном проекте: «До сих пор в деревне были только господа и мужики, а  теперь появились еще дачники. Все города, даже самые небольшие,  окружены  теперь дачами.  И  можно  сказать,  дачник  лет  через  двадцать  размножится  до необычайности. Теперь он  только  чай  пьет  на  балконе,  но  ведь  может случиться, что на своей одной десятине он займется хозяйством, и тогда ваш вишневый сад станет счастливым, богатым, роскошным...»

И как он оказался прав, мы можем подтвердить из ХХI века! Правда, насчет счастья, богатства и роскоши, это как сказать; но на своих шести сотках народ трудится самозабвенно.

Далее на протяжении трех месяцев Лопахин безуспешно пытается помочь Любови Андреевне избежать катастрофы. И, в конце концов, чтобы не уступить конкуренту, ему приходится купить имение самому.
Естественно, он торжествует победу:
«Боже мой, господи, вишневый сад  мой!  Скажите мне, что я пьян, не в своем уме, что все это мне представляется... (Топочет ногами.) Не смейтесь надо мной!  Если бы  отец мой  и  дед  встали из гробов  и посмотрели на все происшествие, как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот самый Ермолай купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете. Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню». 

Он в упоении:
«Приходите все смотреть, как Ермолай  Лопахин  хватит  топором  по вишневому саду,  как упадут на землю деревья!  Настроим мы дач,  и наши  внуки  и  правнуки  увидят  тут  новую жизнь... Музыка, играй!»
Но, взглянув на горько плачущую Любовь Андреевну, сразу осекается и горюет ее горем: «Бедная моя, хорошая, не вернешь теперь.  (Со слезами.) О,скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь».

А он-то, победитель, почему говорит о нескладной жизни, чего ему не хватает? Может быть, любви, семейного счастья? Вот Любовь Андреевна все хочет женить его на своей приемной дочери Варе. И все дразнят девушку мадам Лопахиной. В чем же дело?

     Варя. Мамочка, не могу же я сама делать ему предложение. Вот уже два года все мне говорят про него, все говорят, а он или молчит или  шутит. Я понимаю. Он богатеет, занят делом, ему не до меня.

Вот оно: «ему не до меня». Ведь ради Раневской он бросил все дела, это ей он готов давать деньги «в долг» без счета, с ней он находит слова любви и нежности. И понимает, что его чувство совершенно безнадежно. Что она любит и всегда будет любить другого. Что к этому ничтожному человеку она опять устремится, бросив дом и своих девочек. Что, наверно, вполне разумно  жениться на серьезной, хозяйственной и любящей девушке, ее дочери.

И он, «мягкий человек», (по замыслу автора) не умеет отказывать любимой женщине:
«Вы это очень хорошо знаете,  Ермолай Алексеич; я мечтала... выдать ее за вас, да и по всему видно было, что вы женитесь… Она вас любит, вам она по душе, и не знаю, не знаю, почему это вы точно сторонитесь друг друга. Не понимаю!
     Лопахин. Я сам тоже не понимаю, признаться. Как-то странно  все... Если есть еще время, то я хоть сейчас готов... Покончим сразу – и баста, а без вас я, чувствую, не сделаю предложения.

И все-таки не делает. Просто не может. Потому что не любит. Потому что образ прекрасной барышни поселился в его душе с ранней юности. И, возможно, навсегда. Вот их первая встреча:
«Помню, когда я был мальчонком лет пятнадцати, отец мой покойный - он тогда здесь на деревне в лавке торговал - ударил меня по лицу кулаком,  кровь пошла из носу...  Мы тогда вместе пришли зачем-то во двор,  и он выпивши был. Любовь Андреевна, как сейчас  помню,  еще  молоденькая,  такая  худенькая,  подвела  меня  к рукомойнику, вот в этой самой комнате, в детской. "Не плачь, говорит, мужичок, до свадьбы заживет...»

В пьесе свадьбе не бывать. Но не единой любовью живут люди – они спасаются работой.
И временно  оторвавшийся от дела Лопахин уже устремился в привычную колею: «Я все болтался с вами, замучился без дела. Не могу без работы, не знаю, что вот делать  с  руками; болтаются как-то странно, точно чужие».

Прощаясь с «вечным студентом», безуспешно предложив ему денег и выслушав его высокопарные речи, Лопахин как бы подводит итог:

«Мы друг перед  другом  нос дерем, а жизнь знай себе проходит. Когда я работаю  подолгу,  без  устали, тогда мысли полегче, и кажется,  будто  мне  тоже  известно,  для  чего  я существую. А сколько, брат, в России людей, которые существуют  неизвестно для чего».

Боже, как он прав!