Берёзка 5 Глава 1 - Неизвестная опасность

Наши Друзья
Тер-Азарян Григорий

Сегодня Фырк, как обычно, проснулся рано. Солнце ещё только начинало освещать горизонт, а ёжик уже спешил на полянку, к своей берёзке. Ему всегда нравилось появляться первым на этом чудесном месте, где росла его любимица.
Трава, отяжелённая росой, немного мешала идти, но настроение Фырка было столь хорошим, что он почти и не замечал этой мелочи.
- Вот приду на полянку, и буду там раньше всех, - улыбался ёжик. – Небось, и бабочки, и мотыльки, и пчёлки – еще не проснулись. А про жуков и говорить нечего. Им необходимо перед полётом высушить свои крылышки, тихо пожужжать, а уже потом устремляться вверх.
Однако когда он появился на полянке, пара шмелей уже нетерпеливо гудела в воздухе, но, боясь намочить лапки, они не решались сесть на распустившиеся цветы.
- И чего вам не спится? - раздосадованно подумал ёжик. – Оставались бы в своем улье! Зачем летите именно сюда? Или, может, и вам интересна моя берёзонька? Вон, какая красавица!
И, хотя деревце никогда не разговаривало с ним, это было и не столь важно. ёжик научился понимать каждое покачивание веток, каждый шелест молодого листка. Для него было главным, чтобы берёзка стояла на своем месте, и он мог любоваться ею. Деревце было самой большой радостью для Фырка. Уж он-то хорошо помнил, как осиротела полянка, когда злая колдунья, Белая Рука, вырвала его любимицу с корнем и хотела уничтожить. Скольких трудов было приложено, пока берёзку освободили, и она вернулась на прежнее место!
- И твои листочки тоже в росе, - радостно отметил ёжик. – Небось холодно тебе, потому вся и подрагиваешь. Ничего, скоро солнышко поднимется и нас обогреет. А пока я немного подремлю под твоим стволом, что-то спать захотелось.
***
Когда Фырк окончательно проснулся, вся полянка была залита мягким, солнечным светом. Повсюду слышалось жужжание букашек и громкий стрёкот кузнечиков.
- Что-то я сегодня заспался, - стал сам на себя сердиться ёжик. – Больше такого не будет. И в животе совсем пусто. Надо поскорее что-нибудь съестное найти и перекусить.
Однако когда он взглянул на берёзку, то увидел, что её ветки ещё сильнее подрагивают, словно кто-то невидимый трясёт ствол.
- Странно и загадочно... - задумался Фырк. – Ветра нет, всё спокойно, что это случилось с деревцем?
Тут один из листочков оторвался от ветки и, покружившись в воздухе, в конце концов, упал на ёжика.
- Совсем непонятно… - стал тревожиться Фырк. – Ещё не настало время листьям опадать, до осени совсем далеко... Надо поспешить к гномам, заодно и перекушу у них. Агат меня никогда не отпустит без гостинцев.
Решив, как ему поступить, ёжик то, тихо напевая песенку, то, разговаривая с самим собой, направился к пригорку. Тропинка проходила мимо норы Крота, который уже выполз наружу, и белочки что-то быстро-быстро рассказывали ему.
- Это ты, Фырк? – повёл носом его друг.- Куда собрался на этот раз, что-то опять случилось?
- Иду к Агату! – быстро махнул лапкой Фырк. – Уже дня два его не видел. Соскучился...
- Передай гному от меня приветы, - чуть огорчённо проговорил Крот. - И напомни, что он давно уже не появлялся здесь. А раньше дня не проходило, чтобы он не сидел на этом поваленном дереве.
- Правильно-правильно! – тут же в поддержку зацокали белочки. – Нам всегда было интересно слушать его рассказы.
- Как дойду, первым делом это и передам, - пообещал Фырк. – А сейчас мне надо спешить.
 Ёжик продолжил свой путь и вскоре стоял у подножия хорошо знакомого пригорка. Гномы, которые жили внутри него, знали волшебные слова. Стоило их произнести, как открывалась дверь, ведущая в бесконечные лабиринты, находившиеся глубоко под землей. Там и добывали свои сокровища трудолюбивые жители подземелья.
Ещё издали Фырк заметил, что дверь открыта, а, через мгновение, в проходе появился и сам Агат.
- Я как раз направлялся к тебе, - издали прокричал гном. – Где ты пропадал эти два дня?
- Не спеши, Агат, - замахал лапкой ёжик. – Подожди, пока я доберусь до тебя. Есть новость.
Гном хитро улыбнулся: «Что? Опять небось скажешь, что в животе урчит? Или, может, я ошибаюсь?»
- Все так и есть, - чуть смутился Фырк.
Он уже подошел к гному, который, усевшись на камень, поджидал друга.
- Крот немного обижен на тебя, - первым делом проговорил ёжик. – Говорит, что ты давно не навещал его.
- И он прав, - потёр лоб Агат. – Не будь его, я и ты никогда бы не познакомились. А какие ещё есть новости?
- Берёзка непонятно подрагивает, - продолжил ёжик. – Не пойму, что с ней происходит.
Гном рассмеялся: «А что тут особенного? Любое дерево слегка качается, когда налетает ветер. Ты не сравнивай тонкую берёзку с этим могучим дубом, - и гном указал на дерево, растущее на самой вершине пригорка. – Такому великану и гроза с ураганом не страшны»
В проходе появился старший из гномов, Топаз.
- Рад тебя видеть, Фырк, - ласково улыбнулся он. – А что ты не приглашаешь нашего друга в комнату? Вопрос был обращен к Агату.
- Сейчас-сейчас, - кивнул младший брат. – Вот только ёжик говорит, что берёзка как-то странно подрагивает, и это смущает моего друга.
Топаз тут же стал серьёзным.
- Ну-ка расскажи подробней, что там с деревцем.
- Даже не знаю, что происходит, - развёл руками Фырк. – Когда я утром пришел на полянку, ветки берёзки слегка покачивались. Но я подумал, что ей холодно от росы. Уж, очень обильна она в последние дни. Потом я незаметно задремал, а когда проснулся, увидел, что солнце высоко, кругом тепло, а ветки всё равно подрагивают. Даже сильнее, чем на рассвете.
- Все понятно... – многозначительно проговорил Топаз. - Надо посмотреть, как себя ведёт волшебный кинжал.
- Брат, ты чего-то боишься? – перестав улыбаться, забеспокоился Агат. - Я вижу, что ты расстроился...
- Всякое может быть, - уклончиво проговорил старший гном. – Не надо забывать, сколько опасностей мы преодолели.
- Да, чего было много, так это – всевозможных приключений, - вздохнул Агат. – Всё хорошо помню…
Топаз встал и скрылся в пригорке.
- Куда он ушёл? – забеспокоился Фырк.
- Видимо, за волшебным кинжалом.  Только брат и я знаем, где он хранится. Это волшебное оружие уже столько раз пытались отнять, что Топаз больше не носит его при себе.
- И правильно делает, - соглашаясь, кивнул ёжик. – Так можно его и потерять. Вдруг какой-то злодей притаится за деревьями, потом неожиданно выскочит и похитит кинжал?..
- Ну и фантазия у тебя, Фырк, - рассмеялся Агат. – То берёзка странно подрагивает, то в лесу откуда-то грабители появляются.
- А ты забыл про Колючую Ветку? – обиженно проговорил ёжик. – Как мы от неё убегали.
- Злой колдуньи больше нет, пора это запомнить, - недовольно произнёс гном. – Вместо неё есть добрая фея Берёзовая Серёжка.
К ним подошёл Топаз. По его растерянному взгляду друзья поняли, что что-то произошло.
- Кинжал пропал? - забеспокоился Агат.
- Нет, он лежит в надёжном месте, -  успокоил гнома Топаз. – Я решил его не приносить.
- Тогда в чём дело? – почти хором спросили старшего гнома его брат и ёжик.
- Кинжал тоже слабо подрагивает, - опустив голову, проговорил Топаз. – И тут нельзя ошибиться. Что нам делать?
Наступило молчание.
Гномы, которые, видимо, узнали о случившемся, высыпали к подножию пригорка. Они взволнованно перешептывались и, время от времени, вопросительно смотрели на старшего брата.
- Что скажешь, Оникс, что посоветуешь? – повернулся к брату Топаз. - Насколько я понимаю, какая-то невидимая опасность потихоньку подкрадывается к нам.
Агат уже успел подойти к каждому из братьев и пересказать новости, рассказанные Фырком.
- Я вот, что предлагаю, - послышался голос Аметиста. – Взять кинжал и пойти на полянку. Посмотрим, как он себя поведёт около берёзки.
- Правильно, - закивали гномы. – Всё равно от того, что мы продолжим стоять здесь, ничего не поменяется.
- Тогда ждите меня тут! – произнеся эти слова, Топаз вновь скрылся в подземелье. Вскоре он вернулся, и в руках у него был волшебный кинжал.
- Видите, как он подрагивает, - и старший гном положил оружие себе на ладонь. Все увидели, как рукоятка кинжала слабо движется то справа налево, то вверх и вниз.
- Что на этот раз?.. – как бы разговаривая с самим собой, проговорил Агат. – Кто решил напасть?
- Пошли на полянку, там и поговорим, - послышался приказ Топаза, и гномы двинулись в путь.
- Что случилось, ёжик? – непонятно откуда, тут же появились белочки.
Они, словно почувствовали, что гномы шествуют неспроста.
- Не мешайте мне думать, - махнул лапкой Фырк. – Потом у норы Крота всё расскажу. И Агат придёт со мной.
Однако рыжих красавиц не так легко было уговорить покинуть друзей. Они, перепрыгивая с ветки на ветку, продолжали следовать за гномами.
Крот также хотел узнать новости, но Агат на ходу лишь обронил пару слов о том, что скоро придёт.

***
Братья поспешили на полянку, и когда были на месте, кинжал стал вырываться из рук Топаза.  Гном его отпустил, и оружие высоко поднялось в воздух, затем, резко устремившись вниз, у самого основания берёзки лезвием воткнулось в землю.
- Посмотрите, они в такт подрагивают, - первым нарушил молчание Агат. – Словно о чём-то хотят предупредить!
- Так и есть, - утвердительно кивнул Оникс. – И это неспроста. Что-то скрывается за их движениями.
- Если бы опасность была близка, кинжал повел бы себя совсем иначе, - постарался успокоить братьев Топаз. – Вспомните, оружие непрерывно вертелось или летало по воздуху, когда враги находились рядом. А сейчас и он, и берёзка как бы нас предупреждают, что наступают нелёгкие дни. Хоть бы я ошибался...
- Кажется, ты прав, - подошёл к брату Агат. – Но что это меняет? Я, как посмотрю, колебания всё более и более усиливаются. Или, может, обманываюсь?
- Всё так и есть, - указал на деревце ёжик. – Посмотри, как трясётся ствол, словно кто-то по нему ударяет.
Он подошёл к березке и стал гладить ствол: «Никто не разрешит, чтобы ты попала в беду, - тихо приговаривал он. – Ты веришь мне?»
Ветви, наклонившись вниз, погладили мордочку Фырка.
- Вот так гораздо лучше, - слегка улыбнулся ёжик.
- Что ты там говоришь? – окликнул друга Агат.
- Я пообещал деревцу, что мы не позволим причинить ему вред, - повернулся ёжик. – Мы всегда преодолевали любые беды и никаким злым колдунам или колдуньям не позволим обижать нашу берёзку.
- Сначала надо знать, что нам угрожает, - развёл руки Топаз. – Я уверен, что впереди нас ждут большие трудности.
Тут в воздухе послышалось тихое жужжание.
Старший гном тут же подбежал к кинжалу, вырвал его из земли и крепко схватил рукоятку.
- Ты боишься, что это тролли? – почти одновременно раздалось несколько голосов его братьев.
- А кто, кроме них ещё умеет так жужжать? – указал на небо Топаз. – Вон уже видны.
Впереди, на горизонте и вправду появилось несколько точек.
- Если это и тролли, то их очень мало... – задумчиво проговорил Агат. – Кроме того, Тартух, их король, знает, что, как только будет произнесено заклинание, написанное на лезвии кинжала, он и его слуги вновь превратятся в холм из горного хрусталя.
- Давайте не торопиться, и немного подождём, - вновь стал успокаивать братьев Топаз.
Фырк, как только услышал имя Тартуха, тут же отбежал от берёзки и спрятался за Агатом.
- Неужели это чудовище вновь здесь появится? – дрожа и сопя, приговаривал он. – Что на этот раз ему надо?
- Всё будет хорошо, - погладил друга гном. – Пока волшебный кинжал у нас, никакая опасность не страшна. Так что перестань причитать.
Фырк, хоть и смолк, однако продолжал дрожать.
Меж тем точки на горизонте всё более увеличивались, жужжание усиливалось, и уже не вызывало сомнений, что к ним летели шесть троллей во главе со своим королём.
- Что привело Тартуха в наш лес? – раздумывал Топаз. – Если бы он вновь явился за кинжалом, то собрал бы всё своё воинство. Также известно, что после того, как его освободили от плена Белой Руки, он пообещал нас больше не тревожить. Видимо, крайняя нужда заставила повелителя троллей нарушить его обещание. Подождём и все узнаем.
А тролли уже кружили над поляной, и на солнце панцирь Тартуха отбрасывал блики. Прошло еще немного времени, и нежданные гости приземлились.
Однако как выглядели тролли! Наглые и отвратительные раньше, сейчас они были совсем присмиревшими. Тёмная шерсть на них свалялась, а местами была вырвана. Они больше не высовывали языки и не плевались. Грозные прежде, сейчас эти чудовища оставляли жалкий вид.
Да и их король не был, как прежде, властен. Его глаза, цвета спелой вишни, выражали крайнюю усталость и скрытое уныние. В одной из лап, он держал что-то непонятное и искрящееся под солнцем.
Первым заговорил Тартух.
- Рад нашей встрече, Топаз, - донёсся его голос. – Мы проделали весьма длинный путь, чтобы долететь поскорее до тебя.
Гном только кивнул в ответ.
- Что привело тебя сюда, король, почему у твоих слуг такой жалкий вид?
- Именно поэтому я и прибыл к тебе, - послышалось в ответ. – А, чтобы ты был уверен, что я пришёл с миром, вот ножны от того кинжала, что ты держишь в руках. Теперь сила оружия удвоится.
С этими словами он протянул то, что сверкало у него в лапе. Да, это на самом деле были золотые ножны, украшенные драгоценными камнями. Их размер и цвет гармонировали с рукояткой.
- Агат, подойди и возьми подарок, - обратился к гному король.
Топаз вновь только кивнул головой.
Младший из братьев, не спеша, подошёл к Тартуху, взял ножны и тут же передал их владельцу кинжала.
- Теперь ты убедился в моей дружбе? – вновь раздался голос короля.
Берёзка склонила ветви, а кинжал сильно задрожал.
- Тут сомневаться не приходится, - впервые заговорил Топаз. – Однако я уверен, что вы голодны.
Услышав эти слова, тролли тут же стали облизываться, и их огромные клыки засверкали под солнцем.
- Только кроме кореньев, мёда и орехов, ничего иного не могу вам предложить, - добавил Топаз.
- Мы рады любому угощению, - кивнул Тартух. – Всё остальное не столь важно, лишь бы появились силы.
- Что-то король довольно ослаб, - размышлял Топаз. – Что же случилось с ним? Но пусть сам расскажет. В таких делах спешка неуместна.
Он взмахнул волшебным кинжалом, начертил особые знаки и произнёс заклинания. Тут же появилось множество блюд с разнообразными кореньями, мёдом и орехами.
От вида такого количества еды у Фырка потекли слюнки. Он ловко спрыгнул с рук Агата и бросился жадно есть. Гости не отставали от него. Однако тролли по-прежнему вели себя очень тихо и смирно. Не было слышно ни рычания, ни их обычной перебранки.
- Кажется, силы возвращаются ко мне, - поев, чуть улыбнулся Тартух. – Однако дело, из-за которого я сюда прилетел, не любит посторонних ушей. Я понимаю, Топаз, что ты ещё продолжаешь видеть во мне врага. Но теперь нас всех поджидает большая опасность. Может, пройдём в твоё жилище и там спокойно поговорим?
- Что скажете на это? – повернулся к братьям старший гном.
- Я не вижу никакой опасности, - тут же ответил Агат. – Чего нам бояться? Дома мы будем себя чувствовать уверенней.
- Правильно, - поддержал его дружный хор гномов.
- Только одно хочу добавить, - указал на повелителя троллей Опал. – Пусть в дом войдёт только король. Не думаю, что его подданные так необходимы при нашей беседе.
- Верно, говоришь, брат, шёпотом поддержал его Аметист. – Зачем этих вонючих чудовищ пускать в подземелье? Потом от этого запаха и не избавимся.
Топаз внимательно выслушал братьев, затем повернулся к Тартуху.
- Я согласен тебя принять, но пусть твои слуги останутся снаружи. Даю тебе слово, что я не нарушу закона гостеприимства, и никто не причинит тебе вреда.
- Я сам хотел это предложить, - тут же ответил король. – Зачем им всё знать? – и он указал на троллей.
- Тогда летите к пригорку, а мы скоро будем, - впервые улыбнулся Топаз. – Ждать придётся недолго.
Тартуху не надо было много объяснять. Через пару мгновений он со своей свитой взлетел и скрылся среди деревьев.
Белочки, которые при разговоре сидели поодаль, навострив ушки, только этого и ждали.
- Неужели вы впустите это страшилище к себе в подземелье? – наперебой стали цокать они. – А вдруг эти жуткие тролли и вас, и нас съедят?
- Они не умеют лазать по деревьям, - успокоил рыжих говоруний Агат. - Однако могут вырвать дерево с корнем, хотя сейчас в этом сомневаюсь. Уж очень жалок их вид.
- Теперь не время говорить, - потянул брата за куртку Топаз. – Потом побеседуете и всё обсудите.

***

Вскоре гномы были у своего пригорка, где их, переминаясь на лапах, поджидал Тартух. Было видно, что король нервничает. Агат тихо прошептал заклинание, и вход открылся. Повелитель троллей, будучи высокого роста, еле протиснулся в проход, однако в коридоре ему уже было легче двигаться, а войдя в большую, просторную комнату с красивой дубовой мебелью, он даже на миг замер.
- Я знал, что гномы – большие мастера, - процокал он языком. – Но что такие... Невероятно!
В ответ Топаз уже широко улыбнулся и развёл руками, после чего пригласил Тартуха к столу.
Фырк, по обыкновению, уселся в углу. Отсюда ёжику всё было хорошо видно, а любая опасность находилась на расстоянии.
- Так в чём дело? – как хозяин дома, первым начал разговор Топаз. – Что привело короля в наш лес?
- Беда, большая и нежданная беда! – чуть не схватился за голову повелитель троллей. – Только все вместе, позабыв старые обиды, мы сможем победить это зло.
- Так в чём дело, расскажи, что произошло? – повторил вопрос гном.
- Слушайте меня внимательно, и Тартух начал свой рассказ.
- После того, как вы меня освободили от Белой Руки, я вернулся в своё королевство, и мне казалось, что все беды уже позади. Но как я ошибался... Спокойная жизнь длилась совсем недолго.
Однажды, неподалёку от дворца, я увидел маленький камень. Даже не знаю, почему я дал приказание слугам принести его во дворец.
Я и не вспоминал о нём, если бы как-то, один из троллей, мне не сказал, что камень немного увеличился и похож на ребёнка, только с короткими руками и ногами. Тогда я подумал, что всё это лишь выдумки и накричал на своего слугу.
Однако, на следующий день, один из троллей упал передо мной на колени и попросил его выслушать. Я согласился, и он опять стал говорить о камне, что тот ещё подрос за ночь. Это известие, в конце концов, вывело меня из себя, и я направился в комнату, куда приказал положить камень. Каково же было моё удивление, когда я своими глазами убедился, что мне говорили правду. Этот небольшой валун почти в два раза увеличился, и на нём отчетливо стали видны руки и небольшие ноги, с длинными, загнутыми пальцами. Я был поражён этим дивом. Тут валун ожил. Он превратился в каменно-железного человечка и громко произнёс: «Я  очень голоден»
С этими словами он схватил ближайшего тролля и попытался запихнуть того в свой огромный рот. Хорошо, что несчастному удалось вырваться, и только клок шести остался в руках у чудовища. Однако и он был им мгновенно проглочен.
Я, который много, чего повидал, чуть не содрогнулся от ужаса.
- Кто ты такой и что тебе надо? – спросил я у гостя.
- Мое имя Хазрам Муг, - услышал я в ответ. – Мне надо огромное количество еды, чтобы вырасти. А если я её не получу, вам всем плохо придётся.
- И что ты сделаешь? – уже со злостью проговорил я.
Чудовище подошло к одной из колонн комнаты, разломало его на куски и съело. После чего оно сразу же выросло.
- Это – только начало, - усмехнулось страшилище, и тут я увидел, что во рту у него в три ряда блестят железные зубы.
- Ну, что дашь мне еды, или ещё одну колонну мне съесть? – раздался вопрос. – Я не люблю ждать.
Тролли в ужасе разбежались, кто – куда, и в комнате остался я один.
- Вот видишь, какие у тебя слуги, - разразилось чудовище смехом, от которого задрожал потолок. – А теперь посмотри на моих.
Он как-то заклацал зубами и около него появились странные существа, размером с годовалого ягнёнка. Они были похожи на летучих мышей с длинными хвостами, конец которых был, как железный наконечник стрелы. Лапы с острыми когтями, как я уже говорил, были похожи на крылья летучих мышей, а голова – как у огромного кота, только вместо пасти был железный клюв.
- Познакомься, это визельты, мои верные слуги, - усмехнулось чудовище. – Правда они красивы и очень послушны?
В ответ те набросились на стены, и при каждом ударе клюва или взмахе хвоста один из камней вылетал из стены.
- Прекратите! - скомандовал слугам Хазрам Муг, и эти страшные чудовища окружили своего ужасного господина.
Тут раздался треск, шкура на Хазрам Маге раскололась, потом куски сами по себе собрались, и он стал похож на своих слуг, только, если те были чёрного цвета, то на этом были отвратительные пятна болотного цвета.
- Неси еды! – послышался требовательный голос. – Мне не по вкусу камни и земля. Хватит, сколько я их ел!
Его каменная шкура продолжала лежать рядом, однако казалось, что она живая.
Я в ужасе бросился из комнаты и приказал троллям нести этим чудовищам всю еду, которая есть дома. Мои слуги не успевали поднести еду, как её выхватывал Хазрам Муг и поедал вместе с подносом. Потом он потянулся, и его каменная шкура сама по себе покрыла тело.
Сейчас во дворце не осталось съестного. Слуги этого злодея охотятся за троллями, вот почему у многих вырваны клочки шкуры. Больше мне добавить нечего.
Тартух устало вздохнул и схватился за голову.
Наступило молчание.
- Я внимательно выслушал тебя, - прервал паузу Топаз. – Мне остаётся сожалеть, что ты попал в такое положение, король. Но чем мы можем помочь, и почему ты прилетел к нам?
- Совсем забыл, - поднял голову Тартух. – Эти чудовища обещали, что когда расправятся с нами, то перейдут в соседние леса. Не знаю, откуда им известно про фей и гномов, но они хотят их превратить в своих слуг. Я сам слышал, как Хазрам Муг обещал визельтам, что каждый из них получит свою фею и гнома, которые должны будут их кормить, расчёсывать шерсть, а так же чистить стальные клювы и наконечники хвостов.
- А у меня, в услужении, будет двадцать фей, - хвастался их повелитель. – Вон сколько у меня зубов. И за каменной шкурой надо ухаживать. Но это сделают гномы. Говорят, что они – большие умельцы.
Вот почему я и прилетел к тебе, Топаз. Поверь, что все мои слова – чистая правда. Только мы, объединившись все вместе, сможем победить страшилище. Я – хоть и неплохой колдун, но одному мне не по силам одолеть эту злобную свору. Кроме того, как я понял, когда Хазрам Муг одет в свою каменную шкуру, он непобедим.
Наступила тишина. Гномы обдумывали услышанное.

Продолжение следует

Иллюстрация с сайта http://www.bucov.narod.ru/jozgik.html