Поэт о поэзии и прочем. Лермонтов

Николай Островский
            ПОЭТ – О ПОЭЗИИ И ПРОЧЕМ.
Поэзия М. Ю. Лермонтова.

Для Лермонтова поэзия – это гармония мысли и чувства. Мысль – стимул вдохновенья в творческом процессе.

          Таков поэт: чуть мысль блеснёт,
           Как он пером своим прольёт
           Всю душу … («Поэт», 1828 г.)

Поэзия подобна магии. Она «звуком громкой лиры»

           Чарует свет, и в тишине
            Поёт, забывшись в райском сне,
             Вас, вас, души его кумиры !..  (Там же).

Кумиры здесь не идолы и даже не люди и события, а скорее символы – образы идей и идеалов, того, что любит душа поэта. Красиво и образно отобразить данное можно лишь из идеальных образов должного и прекрасного, из представлений о них. «Кумиры» должны облагораживать и возвышать душу поэта. Отображая злой характер, не должное, негативную ситуацию, поэт уже тем самым показывает нам своё отношение к этому, отвержение зла. Важная задача поэзии – утвердить эстетическими средствами идеал. Хорошей формой или глубиной содержания, поэт одухотворяет земное, эмпирическое. Победы поэзии чаще всего «идеальны», они не реализуются почти в практике жизни. Поэтому они только «дивный сон», внедрение – на уровне души – «небесного» начала в «земное».Огонь небесный проникает в лоно обыденности. Поэт «взгорает», «сияет», а затем «угасает», превращаясь в обычного обывателя, «немого среди немых».

               И утомлённый, и немой …
               И вдруг хладеет жар ланит …

Поэзия приступообразна. Это «чуть мысль блеснёт» отражает внезапность вдохновенья. Поэт делает неопределённости чем-то определённым.  Неоднозначности идеального мира преобразуются в некую логически связную картину:

                1.
                В уме своём я создал мир иной
                И образов иных осуществленье:
                Я цепью их связал между собой,
                Я дал им вид, но не дал им названье ,..     («Русская мелодия», 1829 г.)

Не дать названье – показать, а не рассказать. Оставить за явлением множественность и неоднозначность его смыслов, осмыслений. Также – не прибегать к лишнему рассуждению и моралистике. Идея важна, но её приоритет убил бы поэзию. Поэт отображает сущее не только как идею, но и как образ, метафору, он выражает всегда своё эмоциональное отношение к тому, что изображает. Но:

                2.
                … И звук внезапно струны оборвёт
                И слышится начало песни, но напрасно ! –
                Никто конца не допоёт … (Там же).

В этой вечной невыразимости главного, недосказанности выражаемого, мы уже видим начало трагики поэтического бытия. Творчество обрывается – жизнью, смертью, - всегда не вовремя, всегда «слишком рано». А ведь надобно и уметь, успеть протолкнуть свои сочинения в свет, в печать. К чему таланты

                Когда мы их употребить не можем? («Монолог»).

Для этого раскрытия себя перед другими необходимы определённые условия. Нужно, в частности, чтобы тебя поняли. Без этого – враждебность. Без этого поэт приобретает статус «праздного и лишнего существа»
И тут возникает проблема. Поняли – да, но не «толпа». Опасно понимание «толпы», т. е. признание толпою тебя «своим». Чтобы «толпа» стала благоволить тебе, надо снизойди до уровня обывателя и опошлить высокое.

У Лермонтова есть одно произведение - "Баллада" ("Над морем красавица-дева сидит ...")Это перепев Шиллера, стихи о преданности любящих,о коварстве и злобе - иногда - любимых. Красавица желает, чтобы влюблённый в неё достал ей со дна морскогог жемчужины и коралл - и он гибнет. Это можно понять и трактовку несчастной любви как погибели души любящего. Но есть у этих стихов и ещё один смысл. Красавица - "толпа", пловец - поэт. Обогащая обывателя сокровенными смыслами, поэт расстрачивает себя творчески и психологически - "гибнет". Причём настоящего обогащения обывателя не может быть,так как его интересует лишь внешнее, то, что развлекает глаз - "жемчужины" и "кораллы". Речь не о читателях вообще, а именно о толпе,о мещанах,желающих, чтобы Искусство им прислуживало. Поэт гибнет как поэт, если подчиняется толпе, рабски зависит от своих читателей и своего времени. Поэт должен просветлять, развивать, влиять на чужие души. Это большая ответственность.

                С такой душой ты бог или злодей ... ("Булевар",13).

Казалось бы Лермонтов признаётся в своём тщеславии:

                Известность, слава, что они? - А есть
                У них над мною власть
                И мне они
                Велят на жертву всё принесть ... (Там же,4).

                Когда я буду прах мои мечты,
                Хоть не поймёт их удивлённый свет,
                Благословит ... (Там же, 5).

Но для поэта он сам получает значение и ценность только через своё дело - поэзию. Он хочет, чтобы его дело оказалось социально значимым. Гениальные стихи в четырёх стенах - втуне. Слава в таком контексте мыслится как заслуженное тобою трудом и талантом внимание общества к твоему творчеству. Это не слава, как средство обогащения, престижа,создание пышной видимости. Признание поэта общественностью есть признание его поэзии, стихов, определённых чувств и идей. Не славословие нужно поэту, а справедливость.

                К погибшим люди справедливы ... (Там же).

Речь о посмертном воздаянии. Муки творчества, труды, искренние песни, чистые мечтания - неужели это лишено смысла? Тогда поэзия - вид безумия...
Согласно лермонтову, тяга к "небесному", к высокому и моральному, определяет активность и значение поэта.

                Кто близ небес, тот не сражён земным ... (Там же).

Стихи "Булевар" автобиографичны в смысле отражения реальной психологии автора. Они опровергают легенду об эгоизме Лермонтова.Вот цитаты из "Булевара":

                1.
                Моя душа, я помню, с детских лет
                Чудесного искала ...

                Как часто силой мысли в краткий час
                Я жил века и жизнею иной
                И о земле позабывал. Не раз,
                Встревоженный печальною мечтой,
                Я плакал: но все образы мои,
                Предметы мнимой злобы иль любви,
                Не походили на существ земных.
                О нет! Всё было ад иль небо в них.

                3.
                ...Боренье душ ...
                Желание блаженства. Пыл страстей
                Возвышенных ...

                22.
                Так жизнь скучна, когда боренья нет ...

                Мне нужно действовать, я каждый день
                Бессмертным сделать бы желал, как тень
                Великого героя, и понять
                Я не могу что значит отдыхать.

                23.
                Всегда кипит и зреет что-нибудь
                В моём уме. Желанье и тоска ...
                И всё боюсь, что не успею я
                Свершить чего-то ...

                32.
                Сладость есть
                Во всём, что не сбылось ...

В этих отрывках показана субъективная сторона не только творчества Лермонтова, а поэтического творчества вообще(с позиций романтизма).
Грёза - отрешение от бытового, обычного, серого,скучного. Поэзия - заменитель религии, жажда чудесного, приоритет идеального мира над материальным. Крайние состояния души, особенные образы,стихия противоречий, борьба с чуждым, а не погоня за внешним - престижем и гонорарами - вот основания поэтического эроса,как это представлялось во времена Лермонтова лучшими представителями общества.Вера в своё предназначение перекликается с потребностью движения, борения,творческой активности. Поэзия может быть поэтизацией и героизацией быта, но чаще всего она его отрицание в пользу возвышенного, в пользу духовной и эмоциональной жизни. Это превращение реальности в радугу. Ложь и условности искусства правдивее и ценнее банальных истин обыденного,тусклого,глупого,мелочного существования. Поэт - хранитель ключей от ада и рая.Более того, он сам создаёт свой ад и рай.Его дело - Слово(по Пушкину).Что не сбылось приятно,как память о попытке, пусть и неудачной, войти в рай. Или это осознание своих возможностей - не реализованных, но,в принципе,могущих иметь место. Варианты этого нереализованного потенциала обретают форму сочинений - целый фейерверк новых,возможных жизней. Поэт - сын природы и свободы:

                А моя мать - степь широкая,
                А мой отец - небо далёкое ... ("Воля").

                Мой дом везде,где есть небесный свод,
                Где только слышны звуки песен,
                Всё в чём есть Искра жизни в нём живёт,
                Но для поэта он не тесен ... ("Мой дом").

                Я сам собою жил отныне,
                Свободно мчится песнь моя,
                Как птица дикая в пустыне,
                Как вдаль по озеру ладья ... ("Пускай ...")

Поэт уверен, что:
                ...Мысль сильна,
                Когда размером слов не стеснена,
                Когда свободна,как игра детей,
                Как арфы звук в молчании ночей. ("Булевар"32).

Свобода,игра мысли и чувства, гимн солнцу и ночи - вот что такое поэзия для Лермонтова. Буря антитез - любовь и ненависть,свет и ночь,рай и ад, поэт и толпа,печаль и блаженство,жизнь и смерть.И всё требует:"Твори!"
Лермонтов определяет поэзию как стремление к совершенству и блаженству (стих "Когда б ...")

Завистник в жизни только завистник.А поэт тоже завидует,но чему? - Звёздам, их высоте и сиянию.(Стихи "Небо и звёзды").Поэтому пороки поэта не исключают достоинства, а,напротив,требуют их как дополнение. Поэт тяготеет к полноте жизни души.Он вглядывается в "ночь" так же пристально, как на "день". ("Ночь исследует меня!" - Пишет Ж. Батай.)

Лермонтова не удовлетворяет историческая жизнь.Вся история лишь повесть закабаления души человеческой чуждыми силами,триумф порока:

                Кровь стариков,растоптанных детей
                Отяготела на душе моей... ("Отрывок").

Лермонтов обнаруживает,что только потеряв нечто значительное,можно его вновь приобрести - в иной форме (идеально).

                Но потеряв отчизну и свободу,
                Я вдруг нашёл себя в себе одном... (Там же).

Поэт - это попытка приобщения к великому:

                Свой замысел пускай я не свершу,
                Но он велик и этого довольно ... (Там же).