Финансы поют романсы

Елена Пацкина
«Но вот беда: денег  нет!  Голодная собака верует только в мясо... Так  и я... могу только про деньги...», –  Симеонов-Пищик

                «Вишневый сад», А.П.Чехов



Итак, раз уж такой, в высшей степени непрактичный и неразумный господин загадочной волей автора подался на старости лет в финансисты (ах, этот несравненный чеховский юмор!), то следует повнимательнее рассмотреть тему финансов.

Интересно, что в комедии с таким романтическим названием почти все персонажи постоянно думают и говорят о деньгах. Несмотря на всю пошлость и приземленность этой неприятной темы. А куда денешься? Если делать долги, жить на чужой счет и тратить деньги не глядя,– это прекрасно и возвышенно,- то ведь приходит время расплаты. Вот и напрягает свои «серые клеточки» в безнадежных потугах достать крупную сумму биллиардист Гаев, и раздает свои бесконечные кошельки Раневская, и приходит в отчаяние, экономя каждую копейку, бедная Варя. Даже юная Аня, обожающая свою бедную мамочку, понимает, что такое безденежье:
«…у нее ничего не осталось, ничего! У меня тоже не осталось ни копейки, едва доехали. И мама не понимает!»

Ну, когда предприниматель Лопахин постоянно толкует о проекте спасения состояния любимой им женщины, о дачных участках, ценах и доходах, это понятно. Это его дело, его судьба. 
Но есть еще один материально озабоченный персонаж – помещик Симеонов-Пищик. Он, подобно Гаеву, строит невероятные планы и постоянно пытается занять солидную сумму денег: « Не теряю никогда надежды. Вот, думаю,  уж все пропало, погиб, ан глядь, –  железная дорога по моей земле прошла, и... мне заплатили. А там, гляди, еще что-нибудь случится не  сегодня-завтра... Двести тысяч выиграет Дашенька... у нее билет есть».

Бессребреник Петя посмеивается над этой  вечной суетой:
 Трофимов (Пищику). Если бы энергия, которую вы в течение  всей  вашей жизни затратили на поиски денег для  уплаты  процентов,  пошла  у  вас  на что-нибудь другое, то, вероятно, в конце концов вы  могли  бы  перевернуть землю.

Пищик. Ницше... философ...  величайший,  знаменитейший...  громадного ума человек, говорит в своих сочинениях, будто  фальшивые  бумажки  делать можно.

Трофимов. А вы читали Ницше?

Пищик. Ну... Мне Дашенька говорила. А я теперь в таком положении, что хоть  фальшивые  бумажки  делай...  Послезавтра   триста   десять   рублей платить... Сто тридцать уже достал... (Ощупывает  карманы,  встревоженно.) Деньги пропали! Потерял деньги! (Сквозь слезы.)  Где  деньги?  (Радостно.) Вот они, за подкладкой... Даже в пот ударило...

 Как и Гаева, чудо спасло и бедного Пищика. Вот она, сказка с хорошим концом:

Пищик. …Событие  необычайнейшее.  Приехали  ко  мне англичане и нашли в земле какую-то белую глину...  Сдал им участок с глиной на двадцать четыре года... А  теперь,извините,  некогда...  надо  скакать  дальше...  Поеду  к  Знойкову...   к Кардамонову... Всем должен...

И только единственный человек, ни в чем не нуждающийся, не участвующий в общей суете сует, «вечный студент» Трофимов отказывается от предложенных Лопахиным денег:

«Дай мне хоть  двести  тысяч,  не  возьму.  Я  свободный человек. И всё, что так высоко и дорого цените вы все, богатые и нищие, не имеет надо мной ни малейшей  власти,  вот  как  пух,  который  носится  по воздуху.  Я могу обходиться без вас,  я могу проходить мимо вас, я силен и горд.  Человечество идет к высшей правде,  к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах!»

Бедный счастливый Петя…