об особенностях преподавания богословия на Филиппи

Олег Жиганков
Из сегодняшнего Дневника

Еле добежал от дома до кабинета - даже с широким зонтом промок, почти до нитки. Тропический ливень во всей своей красе! Сейчас сижу, сушусь под кондиционером.

С утра преподавал - 4 часа занятий. В группе 11 студентов, 5 из Кореи, остальные из Южной Америки, Африки, азиатских стран. Предмет, который мы с ними сейчас изучаем, называется Доктрина о Христе. ОЧЕНЬ интересно, мне самому. В рамках этого предмета рассматривается во-первых ветхозаветнее учение об Иисусе Христе - мессианские пророчества, типология, и т.д. Много технических вещей, языковых конструкций, хиазмов и пр., но результат  потрясающий. Многие привыкли отделять Ветхий Завет от Нового, видя в Ветхом - одни войны, родословия, и какие-то странные истории. А я люблю ВЗ. Его надо понять. Вообще, весь Ветхий Завет проникнут учением о Христе, но делает он это так деликатно, так скромно, что не многие это видят. И в этом мне видится почерк Божий. Он никогда о Себе не кричит, не выпячивается. Хочешь искать и находить Его - найдешь. У Бога такой принцип - насильно мил не будешь.

Завтра начнем разбирать новозаветнее учение о Христе. Кем Он был (и есть)? Как это - Бог и человек, одновременно? Как Он может быть "во всем подобен нам", и в то же время - совершенно, неимоверно иным? Что такое человек? Что есть душа? Дух? Тело? Ведь их единство в человеке - еще одно напоминание нам о том, что мы сотворены по образу и подобию Божию. Единство Бога - Троица, и единство человека (дух, душа и тело) - это очень похожие, и в то же время невыразимо разные понятия.

Самые большие сложности у меня со студентами из мусульманских стран. Там над христианами смеются - что мы верим, мол, в трех богов. Одно дело дать им ответ из Библии, посидев с ними, позанимавшись. Но ведь редко кто осмелится на такое. В некоторых мусульманских странах вообще христианство запрещено - смертная казнь. И у меня в группе есть люди из таких стран, бывшие мусульмане. Потрясающе - они зажглись верой в христианского Бога, они такие живые, для них все интересно, все хотят знать. Западные студенты в этом отношении пассивны.

Вообще, на мой взгляд самое интересное в этой жизни - это искать Бога. Это - целая наука ежедневной жизни. Для многих то, что я говорю, покажется странным и непонятны. Но я знаю, что Бог со всеми нами играет в прятки. И не для того, чтобы спрятаться, а для того, чтобы Его искали и находили. А Он и недалеко от нас. Он очень любит эту игру, и меня на нее подсадил. А все ищут чего-то еще. Это, конечно, тоже интересно, но для меня гораздо интереснее искать не спрятанное сокровище (интеллектуальное, художественное, материальное и т.д.), а живую Личность. Ведь Бог - это Личность.
 
 Я этот предмет преподаю впервые. Вообще, люблю расширять круг своих преподаваемых предметов. На этой неделе будем говорить еще о тринитарных спорах в ранней церкви. В этом отношении у меня большое преимущество - я в свое время учился у ведущих православных специалистов в этой области. Именно Восточная церковь (частью которой является Русская православная) в этих вопросах особенно поднаторела. Ведь все ранние христологические споры происходили в Восточной части римской империи, и вамятью об этом живет и дышит до сих пор Восточная церковь. Так что здесь все отточено - лексикон, понятия, подход... Но при этом есть много интереснейших (и более практичных) областей богословия, куда не ступала еще нога восточного богослова.

Да, наверное, мало кому понятно и интересно то, о чем я тут говорю. Но так уж получилось - сегодня у меня день тихий, академический, в голове кружатся недосказанные мысли, недоотвеченные ответы студентам. Что значит, что Иисус во всем уподобился нам? Мы же грешники, а Он - без греха. Что значит, что Он пребывает от вечности? Что случилось с Его божественной природой, когда Он умирал на кресте? Для меня это не праздные вопросы. И пусть не всякое любопытство может и должно быть удовлетворено, речь идет более чем о любопытстве. Студенты-семинаристы - они же в большинстве своем богоискатели. И для них это великая радость - делать для себя новые открытия, уметь делиться ими с другими. Они - живые. Они откликаются на голос Бога.

Понятно, что столько интересных вещей в мире - секс, любовь, естествознание, политика, культура, история... Все это просто завораживает, если серьезно подходить. А что уж говорить о Боге, являющийся источником и подателем всего? Он и есть САМОЕ интересное и притягивающее, если только разобраться. Но мало кто хочет разбираться.

Вообще, проблема христиан (я имею ввиду в первую очередь христиан из "традиционно" христианских стран) в том, что они не думают о Боге, как о Личности, чье присутствие сопровождает их день за днем. Они как правило если верят, то хотят что-то от Бога, а Самого Бога не хотят. И молиться Ему обычно не умеют. Есть у них Библия - откровение Бога о Самом Себе. Но они ее не читают и не изучают. Их жизнь и религия, извините, скучна до невозможности. И есть Восток, где развита культура (и любовь) к молитве, медитации. И вот она проблема - на Западе (в том числе и в России) люди знают, кому по идее надо молиться, но не молятся, довольствуются по сути формальными молитвами-"отмазками", или полуязыческими заклинаниями.

На Востоке, напротив, люди любят молиться, создана целая культура молитвы, которая во многом определяет ежедневную жизнь людей. Но они не знают КОМУ молиться. Не знают Бого-Человека Иисуса Христа и даже имени Его слышать не хотят. А здесь, в Азиатской семинарии - удивительное место - здесь сходятся Восток и Запад. Западники учатся познавать Бога в молитве, восточники учатся познавать Бога через Его письменное откровение.

Ладно, хватит богословия. Просто настроен на этот лад сегодня. Завелся. Завтра еду в Манилу в очередной раз снимать отпечатки пальцев для визы. Это у них тут такое развлечение для иностранцев - регулярно снимать отпечатки пальцев. Как будто у меня пальцы новые отросли, или меня подменили. В общем, чувствую завтра будут приключения.