Как обратить в победу пораженье

Борис Рябухин
Борис Рябухин

КАК ОБРАТИТЬ  В ПОБЕДУ ПОРАЖЕНЬЕ

(письмо читателя)

Дорогой Борис!
Надеюсь, ты простишь, если я буду говорить с тобой, как со своим старым товарищем, то есть не выбирая слов и называя вещи их собственными именами. Хорошо?
Так вот первое. Твой роман почти невозможно прочесть: неправдоподобно длинно, укачивающе однотонно, персонажи малоинтересны, сюжетная нить едва прощупывается и ни одного шага навстречу читателю, ни единой заманки, чтобы он, дурак-читатель, въехал в текст и продержался до последней страницы, которая, на мой взгляд, ключевая для понимания всей вещи. Словом, то ли песнь чабана (что вижу, то и пою), то ли такой уж постмодернизм, такая уж проза для гурманов, что дальше некуда. Тут, кстати, и проблема рецензирования: для заставить нынешних рецензентов просто прочесть без малого 600 страниц убористого текста "нехитового", "нераскрученного" автора, нужно отдельно приплачивать, и еще не факт, что они .и за деньги прочтут адекватно, с пониманием.
А читатьтвой роман надо действительно с пониманием. Я вот, скажи мне скасибо, прочел до конца, просматривая, впрочем, какие-то страницы (где документы, выписки, т.д.), и не жалею о нескольких ушедших на это дело вечерах.
Поэтому второе. Роман твой (еще раз повторюсь, неудобочитаемый), на самом деле, очень интересен. По нескольким линиям.
Прежде всего как попытка подетально, без пропусков, без допущений и натяжек реконструировать исторический факт или судьбу, ставшую уже исторической. Занятно, что сравнительно недавно я прочел "Каменный мост" Александра Терехова, где тоже есть такая попытка, и текст тоже неудобочитаемый, но там автор нет-нет да и подпускает заманки для читателя : то сценки эротические, то хрестоматийно известные персонажи, то описание деятельности спецслужб. Ты без всего этого дела обходишься, то тренд, как сейчас выражаются, тот же и похоже, что войдет в литературную моду.
Дальше. Самое, мне кажется, в романе не получившееся - это отец, которого ищут. Образ не сложился как-то, черты раздроблены, разнесены по многим страницам и приманивающего обаяния личности как-то я не ощутил. Впрочем, может быть ты этого и хотел? Ибо, когда читаешь последнюю треть романа, в голову приходит, что отец этот - фигура вполне условная, заменяющая собой вполне безусловную. Роман, я думаю, написался прежде всего как богоискательский, и драма Володи в том, что он не почувствовал, что за отцом стоит Отец. Допускаю, что это сугубо мое прочтение, но в любом случае тут-то начинают работать собственный читательский ум, собственный читательский опыт.
И последнее. Последняя страницв романа вообще все переворачивает. Батюшки, думаешь, так отец-то, оказывается, более десяти лет жив был, пока Володя и Борис шарились в поисках, то ли направляемые, то ли сбиваемые с толку отцовскими родственниками. Очень эффектно, но чтобы почувствовать этот эффект ошеломления, надо достаточно внимательно пройти 600 страниц.
И еще. Роман, конечно, автобиографический, и не скрою, "Борис" (особенно в последней трети) совершенно оттянул мое внимание от "Володи". Речь то чуть прикрыто, то уж совершенно без маски пошла о твой жизни, какими-то боками пересекавшейся и с моей собственной, и вот тут уж я, как сказал бы дорогой наш Никита Сергеевич, читал без булавки.
Видимо, ты должен был написать такую - раскрытую, раскрывающую тебя - книгу. (Или сложить ее, такое возникает предположение, из подлинных писем). Ты написал, сложил, ты выполнил этот зарок - мои поздравления! Остальное уже далеко не так обязательно, остальное (читатели, рецензии, успех), что называется, мелочи жизни.
"Знамя" откликнется. Скорее всего коротышкой. Впрочем, не исключаю, что я и сам тряхну шариковой ручкой и напишу-таки давно обдумываемую статью о писателях, которые, как ты, живут "по краям" нашей необъятной словесности и пишут книги, которые рыночного успеха не имеют и иметь в принципе не могут, но заслуживают и внимания, и понимания, и нашей благодарности.
Прости, Боря, что написал я тебе, возможно, сумбурно и уж точно с перебором резко, но такой уж на меня сегодня стих нашел.
Обнимаю, твой С.Ч.

03.10.2009

P.S.

Письмо прототипа героя романа в письмах Бориса Рябухина «Отцовский след»

Sms.mts.ru

Мать 1942 сдала отца НКВД его расстреляли володя
25 июня 2010