Рабы Долины Смерти

Лев Израилевич
               
Официальной датой начала работ по созданию атомной бомбы в Советском Союзе принято считать 20 августа 1945 года. Именно в этот день появилось знаменитое Постановление ГОКО СССР «О создании специального комитета при ГОКО». Его подписал Председатель Государственного Комитета Обороны И.В.Сталин.

В том же 1945 году широким фронтом были развернуты геологоразведовательные работы уранового сырья на территории СССР и за его границами. В то время в СССР месторождения урана были малоизученной областью.
 
Тогда на всю советскую империю имелось лишь одно урановое месторождение в Узбекистане. Его запасов было явно недостаточно, дабы удовлетворить имперские амбиции Вождя и Учителя. УзССР в огромных объёмах поставляла для военной и гражданских отраслей хлопок, но атомный проект страны рабочих и крестьян обеспечить хлопковая республика никак не могла.

Учитывая стратегическое значение особо секретного задания партии, интенсивные поиски велись не только в СССР,  но и на территориях Болгарии, Чехословакии и Германии. И даже в Китае и Северной Кореи. В СССР эти работы носили беспрецедентный характер. Одновременно разыскивали уран  320 геологических партий. Всю работу геологов курировали сотрудники, вновь созданного 9 управления НКВД.

Хорошо известно, кто ищет, тот всегда найдёт. И советские геологи тоже нашли. Да ещё сколько!  В 1946 году были обнаружены месторождения урана в различных районах Советского Союза: на Колыме, в Читинской области, в Средней Азии, в Казахстане, на Украине и даже на Северном Кавказе, в районе Пятигорска.
 
Разработку, разумеется, начали в отдаленных местах Союза. Однако это оказалось очень трудной задачей. В1947 году в невероятно короткий срок в таджикском городе Ленинабаде был возведён огромный горно-химический комбинат.

Он находился в системе атомного ГУЛАГа, и был известен очень узкому кругу людей как «Строительство 665». Комбинат продолжал так называться даже тогда, когда полностью вступил в строй. В конце 1947 года "Строительство 665" обогатило первую партию отечественного урана.
 
Вплоть до 1990 года места разработки урана в СССР были строго засекречены. До такой степени, что даже рабочие и средний персонал на рудниках понятия  не знали, какой на самом деле металл они добывают. Официально - «спецруду», а вместо слова «уран» в документах того времени писалось «свинец».

На Колыме месторождения урана оказались бедными. Зато в этом крае вечной мерзлоты имел место переизбыток рабочих рук. Точнее, рук рабских. Недалеко от уранового месторождения находился большой лагерь «Бутугычаг».  В переводе с местного диалекта - долина смерти. Официально его название выглядело так: «Отдельный лагерный пункт № 12 Управления ГУЛАГ, п/я №14.
 
Вот эти несчастные рабы ГУЛАГа и стали  первыми урановыми рудокопами. На «материк» уран в специальных свинцовых контейнерах доставляли самолетами. Но такая "руда" влетала в копеечку. Тогда было решено в этих гиблых местах построить обогатительную фабрику. Точнее большой  горнодобывающий комбинат.
 
Рабов, как я уже писал, было в избытке. Так что, несмотря на жуткие морозы, ужасные условия вечной мерзлоты и, мягко выражаясь, скромное питание строителей-зеков, строительство велось такими темпами, которые энтузиастам комсомольских строек даже не снились.

Правда, не в пример комсомольцам, зеки гибли здесь, как мухи, посыпанные дустом. В «Бутугычаге» погибло почти 380 тысяч человек. Это больше современного населения всей Магаданской области. Но Молох Берии работал тогда круглосуточно, на полную нагрузку, так что проблем с  рабочими руками на стройке никогда не возникало.

Известный поэт и писатель Анатолий Жигулин во времена «хрущёвской оттепели» написал повесть «Черные камни». В ней он ярко и на редкость реалистично описал этот страшный лагерь архипелага ГУЛАГ. Какое-то время автор «тянул лямку» в Бутугычаге». Однако узнал, что он добывал там смертоносный уран, только спустя много лет. Уже на воле.
 
Анатолий Владимирович Жигулин в 1949 году принимал активное участие в нелегальной организации “Коммунистическая партия молодежи” (КПМ). В том же году был арестован и осуждён на 10 лет. Отбывал наказание в колымских лагерях. Освободили его только после смерти Сталина, в 1954 году. В 1956 – реабилитировали.

Уже давно обнаружены документы, которые со всей очевидностью подтверждают, что медики этой сверхсекретной зоны на Колыме проводили преступные эксперименты на мозге узников лагерей. До чего цинична и жестока была политика большевиков.
 
Обвиняя нацистскую Германию в геноциде народов, партия и советское правительство, в тоже время в глубокой тайне от своего народа и всего мира, на государственном уровне, претворяло в жизнь не менее чудовищную программу. Но, что ужаснее и совершенно не поддаётся осмыслению, именно в таких лагерях ещё в середине 30-х годов по договору с ВКП(б) гитлеровские особые бригады проходили обучение и набирались опыта подобному изуверству.

Результаты этого расследования в своё время широко освещались многими мировыми СМИ. Понятно, кроме СМИ советской империи. Однажды в специальной телепередаче, которую вела в прямом эфире японская компания NHK, участвовал и Александр Солженицин (по телефону). Спецлагерь  «Бутугычаг», «Долина смерти», – редкостное свидетельство, документально запечатлевшее уродливое лицо советской власти и ее репрессивных органов.

Несколько лет тому назад была опубликована документальная повесть Сергея Мельникова «Долина смерти». Это жуткий рассказ с ещё более жуткой фотоиллюстрацией об особых урановых лагерях в Магаданской области времён ГУЛАГа.
Повесть буквально леденит и опустошает душу, Выворачивает её на изнанку. Нечто подобное я испытал при посещении Детского зала Мемориала «Яд Ва-Шем» в Иерусалиме и лагеря-музея «Освенцим» в Польше.
   
«Бутугычаг», отдельный лагерный пункт № 12, был создан в 1950 году. На протяжении всего времени своего существования главной задачей лагеря являлась добыча и обогащение урана для советского атомного вооружения. В состав пункта №12 входили лагерные шахты, располагавшиеся вокруг горного хребта Бутугычаг, в районе ключа Охотник. На территории лагеря находился большой  комбинат по обогащению урановой руды.
 
Ещё в 1937 году трест «Дальстрой» приступил к широкому  освоению заброшенного края - Колымы. Начали с добычи второго после золота по ценности для промышленности металла – олова. Вот тогда-то в числе первых горнодобывающих предприятий данного профиля и появился рудник «Бутугычаг».

В течение нескольких лет работники рудника одновременно разведывали и производили олово. Ценнейший и крайне необходимый для советской промышленности металл. Жилые и хозяйственные постройки для рудника возводились исключительно силами заключенных, организованного здесь же отдельного лагерного пункта одноименного с рудником названия: «Бутугычаг».

В 1936 г. одна из сезонных полевых партий под руководством геолога Бориса Леонидовича Флерова искала оловянный камень. Олово они нашли. Но главным открытием геологов всё-таки оказался уран. В те годы не только вожди и политики, но и учёные и практики относились к данному металлу без должного почтения.

А вскоре началась война. На какое-то время о находке забыли. И вот только после её окончания, а точнее после Хиросимы и Нагасаки товарищу Сталину пришлось вспомнить об открытии уранового месторождения на Колыме. Вот когда в недрах ГУЛАГа и родилась «замечательная» идея добывать этот очень нужный, но смертельно опасный металл, что называется задаром, силами бесправных советских рабов.
 
Бесперебойно поставлять их в эти гиблые места, было поручено ведомству людоеда Лаврентия Берия. Невольно возникают ассоциации с временами Холокоста. По существу примерно той же работой занимался главный палач еврейского народа Адольф Эйхман. Как он неоднократно заявлял, что его главной заботой является бесперебойная поставка «сырья» к печам крематориев лагерей смерти.
 
А вот «Долину смерти» случайно обнаружили колымские охотники-оленеводы  Егоров, Дьячков и Крохалёв. Они двигаясь вдоль реки Детрин, и однажды натолкнулись на громадное поле, усеянное человеческими черепами и костями.  Охотники с ужасом проскочили это жуткое место.

Но вскоре их олени в стаде начали болеть странной болезнью. У животных стала выпадать шерсть, а потом олени ложились на снег и подняться уже не могли. После этого случая аборигены назвали то дьявольское поле ДОЛИНОЙ СМЕРТИ.

Продолжение следует…