Часть 11

Ирина Склярова
          В шесть лет он написал матери своё первое письмо на  французском языке.

           Когда Коле пошел девятый год,  они переехали  из  тульского имения в Москву, чтобы заняться  его образованием.  После  окончания начального курса, в течение трёх лет он обучался в университете города Тарту.
Николенька был с колыбели  записан в Петербургский Пажеский корпус.
Это было элитное военное учебное заведение и учиться там могли только дети дворян.  Из-за слабости здоровья  он  оставался всё время при матери и только  для сдачи экзаменов ему  приходилось  по несколько месяцев проводить в корпусе.
И  Маргарита  Михайловна на это время переехала в Петербург, где  она сама и мадам Бувье (гувернантка) могли часто навещать своё сокровище. Появление  француженки  вызвало смех пажей.
- К Тучкову ездит его няня!- закричали несколько голосов, и насмешки посыпались на него со всех сторон.

         Слово няня оскорбительно для четырнадцатилетнего мальчика. Однако  Коля, покраснев, сказал  твердым голосом:
- Да, она моя няня, но  любит меня как сына, я прошу, чтобы никто над ней не шутил.

         Смех и шутки  замолкли. Прошло дня два,  дети играли на дворе, когда  увидели  приближающуюся  коляску, в которой сидела мадам Бувье.

          Коля побежал навстречу  няне, помог ей выйти из экипажа, расцеловался с ней  и, взяв её под руку, провел мимо своих товарищей. С тех пор ребята оказывали особенное уважение и ему и мадам Бувье.
         Маргарита Михайловна не могла нарадоваться на своего сыночка. Коля был целью её жизни, единственной ее отрадой и постоянной заботой. Она писала для него письма, где высказывается вся её материнская нежность:
«6 апреля 1817 года. Тебе  минуло сегодня шесть лет, сын мой. С этой минуты я буду записывать все, что ты говоришь и делаешь…

        Да поможет мне небесное милосердие воспитать в твоем сердце  все добродетели твоего отца.

          Твой отец! При этом имени  всё существо мое потрясается. Ты не знаешь, милое дитя моё, что мы потеряли в нём, и  сколько страдает твоя мать с тех пор, как лишилась этого друга своего сердца.

         Ты ознакомишься из наших писем, которые я сохранила как драгоценность, с историей нашей жизни….
Как описать тебе нашу радость в минуту твоего рождения? Я забыла при твоём крике все страдания, все утомления, которые испытала, пока носила тебя. Чтоб не расставаться с твоим отцом, который должен был сопровождать свой полк, я подвергалась трудности тяжёлых переходов  и родила тебя, дорогой…

           Опишу ли тебе всю заботливость, которой твой отец окружил твоё детство? Когда он возвращался, утомленный своими военными обязанностями, он бежал к твоей колыбели, чтобы покачать тебя…. С каким восторгом он любовался  нами обоими, и сколько раз я видела в его глазах слезы счастья!
Но не долго  оно продолжалось. Тебе было лишь год и четыре месяца, когда  ты потерял отца…»

                http://www.proza.ru/2012/05/25/476