Выставка в Италии

Джованни Вепхвадзе
- Джованни, я хочу к тебе привести одного итальянца, - сказал мне по телефону мой друг художник Валера Баяхчян,- ему интересно будет посмотреть твои работы, и может быть, он организует нам выставку в Италии. Ты знаешь кто это? Это племянник Пальмиро Тольятти. Ты же знаешь, кто такой Тольятти.
-Конечно, знаю. Приходите. И работы покажу и поговорю с ним по-итальянски.
  Витторио, так звали племянника известного итальянского коммуниста, был человеком лет сорока, худой, высокого роста, и смуглый. На нем был плащ светлого цвета, очень испачканный. У меня создалось впечатление, что он часто падал на улицах Тбилиси, пока дошел до меня. По виду он был слегка выпивший. Я показал ему свои работы, мы поговорили по-итальянски, и Витторио предложил мне с Валерой устроить выставку в Италии, в Милане. Должен сказать, что я не особенно доверяю обещаниям подвыпивших людей, тем не менее, я записал ему  данные, необходимые для оформления мне визы.
 Витторио знал немного русский язык, он часто бывал в Москве. От него я узнал, что уже двадцать работ Валеры он забрал в Италию, и сегодня собирается забрать еще столько же. Он очень тепло отозвался о Грузии и изъявил желание поближе познакомиться с грузинскими художниками. Воспользовавшись, что моим соседом по лестничной клетке был художник Альберт Дильбарян, я предложил Витторио посмотреть и его работы, если, конечно, Альберт будет дома, и не будет возражать. На наше счастье Альберт оказался дома, что бывает не так часто, так как он практически весь день проводит в мастерской, которая ему служит домом больше, чем эта квартира. Альберт, услышав, что мы привели к нему итальянца, любезно пригласил нас войти в квартиру, но при этом заявил:
- Только я ничего не продаю, можно только смотреть.
 Стены квартиры Альберта были сплошь увешены его работами. Сам Альберт комментировал свои работы, а я переводил то, что Витторио не удавалось понять по-русски. Затем Альберт вытащил из шкафа бутылку с водкой и несколько яблок. 
 Итак, Альберт и Витторио, находясь примерно в одинаковом состоянии, сразу нашли общий язык, а мы с Валерой, в основном лишь присутствовали и слегка поддерживали беседу. Предложение устроить выставку в Италии Витторио сделал и Альберту.
- А зачем мне выставка, - сказал Альберт,- выставляться, это же противно, чатлаховский вариант. Я тифлисский художник, зачем мне выставляться в Италии, что в Тифлисе стен нет.
 Витторио не мог понять, зачем Альберт отказался от такого предложения, но мы, зная Альберта, не удивлялись, это было в его характере. Будучи человеком скромным, он не любил подобных акций, и считал это мещанством. Для Альберта мир искусства ограничивался его мастерской  и друзьями-собутыльниками. Самого себя он считал тифлисским художником, а свою живопись называл тифлисской школой живописи.
 Уходя от Альберта, Витторио, вконец опьяневший, спускаясь, потерял равновесие и покатился по лестнице. Мы его подняли, он был в порядке, но его плащ еще больше испачкался.
 Витторио, как ни странно, сдержал свое обещание и прислал приглашения для меня и Валеры. Точно так же как и забрал еще двадцать работ Валеры. 
 Но поехать в Италию, даже оформив визы, мы не решались, по той причине, что сам Витторио находился в Москве и не спешил возвращаться в свой Милан. А без него мы не могли поехать, так как рассчитывали остановиться у него. Находясь в Москве, я часто звонил к нему и спрашивал, когда он собирается в Италию, но так и не получал конкретного ответа.
 В это время я получил приглашение от моего друга итальянца Джузеппе Бассани, которое звучало примерно так:
 «Итальянскому посольству в Тбилиси. Наша фирма приглашает Джованни в Италию. Просим выдать ему визу.  С уважением Джузеппе Бассани, администратор Фирмы».
Сами понимаете, что такое приглашение, где отсутствовали полные данные, а также гарантии приглашающей стороны, не было бы серьезно воспринято никаким консульством. Тем более что в то время в Тбилиси еще не было Итальянского посольства. Тогда  Союз еще существовал, ( это  было в 1990 году).
 Имея официальное приглашение от Витторио Тольятти, имя которого произвело впечатление на консула Италии в Москве, я подумал, почему бы мне не воспользоваться им и не поехать к Джузеппе, который меня звал в Италию, несмотря на наивный и некомпетентный текст его приглашения. Так я и поступил. И с приглашением Витторио, который все еще находился в Москве, поехал в Италию к Джузеппе, который с радостью меня принял.
 Проведя там три месяца и вернувшись в Союз, я позвонил Витторио:
- Дорогой Витторио, я уже побывал в Италии. Большое спасибо за полученное удовольствие.
- На здоровье,- ответил Витторио.
- А как дела с нашей предстоящей выставкой в Милане? - спросил я.
- Хорошо, - сказал Витторио, и я понял, что тема выставки в Италии закрылась навсегда.
Сам Витторио вскоре исчез и никто не знал, где он. Работы Валеры, которые он забрал  для выставки, около сорока работ, пропали для автора навсегда. Также как пропал и организатор выставки Витторио Тольятти, племянник генерального секретаря компартии Италии Пальмиро Тольятти.
По странному совпадению, вместе с Витторио и работами Валеры, пропала такая страна как Советский Союз, но в данном случае, я думаю, Витторио ни при чем.