К вопросу О партийном строительстве. Борис Баум

Геннадий Баум
Собранный материал свел в подборку "Вопросы коммунистам о партийном строительстве." Прошу учесть годы написания, некоторую осторожность, это дух той эпохи. Люди еще верили, но уже брали сомнения.

Коммунист.(стаж 42года)
Что Вы думаете о Революции?
 1) Революция уничтожила бедность и неравенство. Я был пацаном с рабочей окраины, видел своими глазами, как гуляли купцы, они крали всех понравившихся им женщин,а полиция закрывала глаза. Помню в народе тогда говорили:«С богатым не рядись!». Я не помню пацана с нашей окраины, который бы выбился в люди, реальное училище было для нас неосуществимой мечтой. Мы поголовно жили бедно, зарплата низкая, штрафы сводила на нет старание человека заработать. Недалеко от нашего поселка располагался город, там в домах имели водоснабжение, канализацию, электричество и отопление.
  В нашей рабочей окраине процветало нищенство, проституция,алкоголизм и т. д. Моя соседка  сказала: «Что то будет? Дальше так быть не должно!». Уже в 1916 году полиция и жандармы присмирели, суды выносили необыкновенно мягкие решения, городской голова пообещал провести нам все блага цивилизации. В 1931 году 11 семей рабочих поселили в огромную квартиру адвоката Загоруйко, вот тогда мы увидели как бежит из крана вода, горит лампочка, греет батарея. Царская власть была необычайно сильной, а на деле оказалась слабой. Взрослые ребята отлавливали и били полицейских, а в 1917 даже убивали. В канун революции мне было 11 лет.
2) Во время революции и после оживился преступный элемент, который нажил огромные ценности экспроприируя их у буржуев.  Молодые люди с рабочих окраин, активно поддерживающие Советскую власть вылавливали преступный элемент и сдавали в милицию. В 1928 году я начал работать в органах милиции, мы вели беспощадную борьбу с преступным элементом усиленно отлавливали, но они вновь почему то оказывались на свободе.  Помню в 1929 году одного преступника лично сдавал в милицию семь раз и всякий раз он вновь оказывался на свободе. Понятно, что за освобождение из тюрьмы воровские общаки расплачивались звонкой монетой. Понятно, что вскоре общаки были опустошены, а воров начали капитально усаживать на нары. На мой взгляд, репрессии 1931-1933годов были направлены на изъятие ценностей у тех, кто нажился на воровских общаках, воровал государственные средства пользуясь отсутствием налаженного бухгалтерского учета.
   Мои товарищи по работе, которые боролись с преступностью, почти точно предугадывали кого арестуют органы сегодня, завтра. Мы точно знали, кто из них где поживился, но доказать не могли грамотешки и опыта не хватало. Простых тоже брали, если язычок во рту не умещался. Мне приходилось много раз принимать участие в совместных операциях с органами ОГПУ.  В нашем маленьком городке мы конфисковывали золото килограммами, часто бриллианты и ценные меха,редчайшие произведения искусства и ювелирные украшения.
Все ценности тщательно описывались и сдавалось в городской банк. Это в городке с 12000 населением!  За всю страну говорить не буду, органы ОГПУ прекратили репрессии в нашем городе,когда все незаконно нажитые состояния перекочевали в местный банк.
 3) Наши пожелания во внимание не принимались. Люди пришедшие в органы власти нашего города были пришлые, горластые и нахрапистые. Это были всезнайки не имевшие понятия о городском хозяйстве, психологии людей, запросах народа. Наворотили они много дел, в результате в городе вывели из строя систему водоснабжения, затем исчезло электричество и прочее. Городское хозяйство наладили в полном объеме в 1962 году. Разве так можно?
 4)В деревне не смогли решить вопрос с землей, мы почему то побоялись дать землю крестьянам, а пошли по пути организации колхозов. Работники ОБХСС неоднократно докладывали мне, что равная по качеству продукция закупается государством по разным ценам, в результате искусственно создаются передовые хозяйства, с орденоносными председателями, я относился к ним с большим недоверием.
 5) Нельзя было выдавливать людей с Родины, вы посмотрите как они жили на чужбине, а недалекие люди даже радовались их несчастьям. Уехали очень грамотные люди, из нашего городка уехали все учителя гимназии, инженер местной электростанции и масса специалистов с двух фабрик и завода (льнопрядильная фабрика была пущена только в 1947 году), они не были богаты,не были настроены против революции. Крупнейшая ошибка партии - репрессия человека имеющего  иные взгляды на жизнь. Граждане страны неоднократно покидали её, потому что не нашли здесь правосудия и себя. Сотни его пращуров с оружием в руках отстаивали Родину, а мы его гоним.
 6) Начиная с шестидесятых годов хозяйственная верхушка постепенно подмяла под себя партийное руководство,потом влияние хозяйственников простерлось на прокуратуру, суды,инспекции и МВД. Я докладывал в ЦК о сращивании партийной верхушки области с хозяйственниками, мне предложили усилить работу в этом направлении. УВД области завели уголовные дела на двух двух председателей колхозов и директора автотранспортного предприятия меня вызвали в ЦК и сильно осадили. Хозяйственники с помощью взяток и подарков   продавливали свои личные интересы.  Это было видно по решениям судов, протестов прокуратуры, указаниям КГБ. ( стаж работы в органах М.В.Д. 41год).
Кустанай. 1971год.

Коммунист. (стаж 28 лет.)
Что Вы думаете о Революции?
 Я думаю революция не достигла всех целей, неполадок в стране много, чтобы из разгрести потребуется не одно десятилетие.
 Партийные руководители больше озабочены не интересами дела, а отчетностью.
 Отчего возникает такая обязательная, вездесущая, частая, "заботливая" отчетность?
Мне кажется, что руководителям не доверяют, боятся что они "нагородят дел" в регионе. Руководитель должен ставиться надолго и отчет можно в полной мере вытребовать только через годика три, тогда внедрялись бы новые технологии. В  ВЛКСМ области делают свои первые шаги карьеристы, хромает подбор кадров и ротация. Первые руководители районов -сплошь охотники, видимо на охоте обсуждаются основные кадровые вопросы! Наметился застой в сельском хозяйстве и промышленности области. Я скажу о том, что мне ближе. Энергосеть  области не развивается, высоки потери на линиях, непроизводительно расходуется электроэнергия.  О состоянии дел в энергохозяйстве области говорилось на специальном заседании Совмина и Политбюро, но Л.И. Брежнев откровенно высказался: « товарищ, конечно,не сильно грамотен, но хороший охотник и верный ленинец…» В пионеры принимают скопом, в комсомол загоняют всех без разбора! Куда мы идем? Власть наша крепкая, народ нас поддерживает, но если не наведем порядок в торговле, не избавимся от дефицита, к черту полетит то, что завоевано кровью трех поколений. А заметьте, как аккуратно обрабатывает каждую грядочку частник в Затоболовке? Частника следует и дальше вытеснять с рынка, его интерес не пересекается с общенародным. Вы посмотрите какие огромные деньги  "зарабатывают" горные орлы Кавказа! А местные строители у них на побегушках потому что не заложился еще в их головах обычай делиться...
 (Инженер-энергетик с высшим образованием.)

Коммунист. Стаж 42 года.Записано со слов.
Антон Макарович начинал свою трудовую деятельность грузчиком в пивной компании "Лоренц". В дореволюционное время я жил на выселках, то есть за городским кладбищем у лога. В те годы по дну этого лога протекал по дну которого протекал ручей с очень холодной ключевой водой. Наши выселки состояли из 10-12 землянок и жила в них городская голытьба. Пока родители работали мы полуголодные подростки работали по хозяйству. Выселки имели обший огород, который был огорожен плетневым забором из талы. В летнее время мы трудились на поливе огорода и ловили рыбу. Рыба и хлеб была нашей основной пищей. Городские жители побогаче заказывали воду из нашего ручья, в основном для приготовления пищи. Мы подрабатывали на этом, встав в цепочку, за полчаса наполняли большую водовозную бочку на двадцать ведер воды. Работали мы неспешно, постепенно увеличивали размер оплаты с бочки. Размер нашего заработка зависел от погоды. Должны сами понимать, зимой по мокрым ступеням в одежде- это одна работа, летом посуху в трусах это другая работа.  Водовозы за воду летом брали дешевле, зимой подороже, в сухую погоду-дешевле, в дождливую-дороже. Пивная компания Лоренца опробовав воду, сочла её по качеству лучшей, чем в Тоболе. Последующие три года мы в основном работали на пивную компанию Лоренца. Меня, как организатора бесперебойной подачи воды заметили и пригласили на работу в качестве грузчика. Мы с братом внесли существенный вклад в дело строительства нашего семейного дома. Спустя два года меня повысили, теперь я отвечал за все погрузочно-разгрузочные работы в компании. В складе нашли листовки-прокламации, подозрение пало на грузчиков. В полицейском участке меня спрашивали, кто сгружал бочки в эту часть склада, я знал, но не выдал. Дело полицейские закрыли, меня перевели назад в простые грузчики, в артели зауважали. О моем участии в Гражданской войне Вы знаете. Рассказал этот случай Вам потому, что именно тогда я стал чувствовать себя свободным человеком, способным на поступки. Хозяева это хозяева! А мы работяги другая масть и должны держаться друг друга.
Кустанай. 1970 год.

 Антонина. Коммунист. Стаж 34 года.
 В 1921 году моих родителей расстрелял проезжавший мимо хутора  красный отряд. Бездетный работник Фрол попросил командира отдать двенадцатилетнюю  барчучку в дочери. Справка о передаче сироты в опекунство была охотно выдана. С родных краев пришлось перебраться под Кустанай в Жуковку. Спасибо моему новому отцу Фролу за большую науку, он терпеливо учил меня правильной  линии поведения по отношению к новой власти. Я жила не выделяясь в общей массе, но мое пролетарское происхождение, грамотность, способствовали моему быстрому выдвижению в первые ряды работников губернского комитета. Партийные чистки  1932-1938 годов оголили центральный аппарат  Ц.К. В.К.П.(б), осенью 1937года я была направлена на работу в Москву. Весной 1953 года ЦК направило меня в Караганду для подъема промышленности края, а в 1964 году в Кустанай. Здесь я координировала работу научных учреждений страны по более глубокому изучению климата и природных условий Кустанайщины.
В результате мною был представлен в ЦК набросок программы по освоению целинных залежных земель в Кустанайской области, но программой так она будет называна позже.
 Я всегда была в курсе всей подковерной грызни местной партократии в Кустанае и Караганде, верхушка выглядела в моих поганенько. С таким контингентом руководителей было невозможно реформировать страну, ведь начинать то надо было с вложения в человека - человека.
Антонина умерла в 1966 году в возрасте 57 лет.
 В годы перестройки разрешили печатать все, из частных архивов в газеты разползлись грязные делишки наших местных "пламенных революционеров", но её имя осталось светлым. Свое последнее честное слово она доверила мне.
Кустанай. 1965 год.

Петроград 1917 года.
Я  работал  слесарем  водопровода  Петрограда  с января 1914 года до мая 1933 года. В 1911 году  окончил трехгодичную  церковно – приходскую  школу,  трудовую деятельность начал в качестве рабочего по ремонту Владимирского городского водопровода. Задолго до февральской революции из города побежали  крупные жандармские чины, выехали за границу самые богатые купцы и заводчики. Об этом открыто писали газеты. В нашем доме жил высокопоставленный чиновник  лесного ведомства, он выехал в Германию будто  на лечение. После свержения царя и перехода  власти в руки Временного правительства в феврале 1917 года народ радовался. Люди всех званий  живущие в нашем доме  стали здороваться за руку. Моя мама  подружилась с госпожой аптекаршей.  Чистые студенты и гимназисты  подходили к нам протягивали руки и обнимали нас по-братски. Раньше такого не было! Преступный элемент в городе поднял голову, поэтому в ночную смену выделяли охрану. При упоминании имени царя плевался даже батюшка из Благовещенской Церкви  на Приморской.  Наш  пристав ходил на службу в гражданском, в сопровождении городового.  Мне  выдали паспорт не потребовав обязательной справки от околоточного! Всем всё до шляпы - так стали говорить в народе о власти.  В августе – сентябре съехал из нашего дома в неизвестном направлении участковый пристав, околоточные и городовые встречались на улицах  редко, участились грабежи, поэтому в доме организовали вооруженное ночное дежурство.  В сентябре-октябре 1917 года по городу начали ходить патрули  из числа студентов и гимназистов, солдат и матросов. К этому времени  всеобщее счастье общности общества исчезло. Простой люд  стеною  отгородился от прочих, перестали принимать участие в дежурствах,  отказывались  платить квартирную плату домохозяину. Мама  разорвала дружбу с аптекаршей.  Город  разделился на чистеньких и рабочий люд.  Мы делились увиденным и услышанным в своей бригаде, среди нас нашлись товарищи, которые хорошо знали историю нашей страны, моё постепенное погружение открыло глаза на события происходящие в стране. Товарищи по бригаде на пальцах объяснили, что наше настоящее положение немногим отличается от крепостного. Я враз почувствовал себя глубоко униженным, душа  закипела  от  возмущения, они столетиями обирали и унижали собственный народ.  В начале октября работников водопровода военизировали, обязали ежедневно выходить на работу, выдали оружие.  С продуктами питания было очень сложно, но благодаря тому,  что отец работал на телеграфе, я в городском водопроводе, мама в детском приюте, мы питались сносно. С сентября количество умерших от голода  увеличилось, мы находили трупы в колодцах, разводках, подвалах! Квартиру сбежавшего за границу тайного советника вскрыли содержимое раздали желающим по надобности, жители подвала и полуподвала поселиться в нее забоялись. Агитационная работа большевиков дала свои плоды. 24 октября Временное правительство было свергнуто. Я не участвовал в штурме Зимнего, мне революция дала другое важное задание  -  обеспечить революционные массы  водой.
 С. К. Щевцов. Ленинград. 1961 год. Пенсионер. Участник революции. Член партии с 1923 года.

Я снова среди вас.
После февраля 1956 года из лагерей тонкой струйкой исходили без вины осужденные, вырвавшиеся неприметно растекались, в поиске  друзей и родственников.
  Перед нами сидел один из них, сталинские репрессии вырвали его из нашей жизни. Изрядно поточенный лагерной жизнью, без волос, зубов, с отбитыми скулами и висками, с огнем в глазах доказывал нам невозможное. Он сказал: "Партия признала свои ошибки, значит она выздоровеет, не надо зацикливаться на ошибках, я верю ей. Избавление от неволи это воплощение моей мечты и свободы. Меня нет в лагере, я снова среди вас и вокруг чудная тишина. Для себя жду начала новой жизни и все станет ясно". Когда все заводили семью он сидел в лагере, когда вышел из лагеря стал постоянным пациентом больниц. Его сверстники начали нянчить внуков, радовались новому дню, а ему каждое утро наносило новый удар. Партия похоронила его молодым. 
Максат Турусбеков. 1964 год.

О партии и развитии общества.
Наша партия пасует перед давлением на неё хозяйственников. Директора совхозов и предприятий переносят свои проблемы в заглавные строчки повесток партийных собраний. Битва за урожай, жилищное строительство отодвинули на задний план повседневную работу партии с народом. Партия, которая взваливает на себя несвойственную ей работу заразится честолюбием, не сможет выполнить главную политическую задачу - совершенствовать политическую систему страны.
С.И.Ф. Кустанай. 1978 год.