Неравенство Дубинина

Анна Северин
Имел несчастливое свойство  -  открыть дверь, когда за ней двое целовались беззаконно, или же сказать нелицеприятное в неожиданной тишине среди большой компании, схватиться за горячее, спутать в обращении  имя человека с  именем его непримиримого недоброжелателя. Последнее, впрочем, было не только от рассеянности – зрение имел слабое с детства.

Неловок был, неуклюж. Вдова его до последних дней,  угощая гостей чаем, сокрушенно приговаривала – а чашек от сервиза осталось только три, Петр Сергеевич все побил, все – и осуждающе вздыхала.

Он и женился нечаянно, как его неуклюжий  близорукий тезка. У соседей по даче,  Кожемятных, была дочка Зоя, все никак не выходившая замуж. Петр же ежевечернее, как принято было  еще со школьных времен, прогуливался с ней  до речки и обратно, держал под локоток, рассказывал про экзамены и прочитанные книги.

Как-то он сидел  с Зоей на веранде,  ел варенье, которое  генеральша Кожемятная варила  днем (и большая мастерица была в вареньях, над всем поселком плыл сладкий летний запах то малины, то вишни), и Петр сказал,  шлепнув по своей  шее (комары гудели тонким победным гулом):

- А у меня к вам, Зоя,



предложение, уж не знаю, согласитесь ли вы…

- Я согласна, - сказала Зоя, покраснев свекольным румянцем, вскочила и позвала: - Мама, папа!

Словно ждали под дверью, вошли Зоины родители, и Зоя объявила им звонким голосом, что Петр только что сделал ей предложение, и она согласилась.

Генерал Кожемятный загудел поздравительно, похлопал смущенного Петра по плечу, генеральша, ликуя, несла  бутылку вина…

Петр, который хотел всего лишь предложить Зое сходить в консерваторию (  однокурсник попал в больницу и отдал ему непонадобившиеся билеты),  улыбался нелепо и думал:

- Ну, все женятся, и я женюсь, что ж теперь…

Генеральша же Кожемятная  начала прикидывать, как обустроить  большую городскую квартиру Дубининых на Чистых прудах, которую отец Петра получил за какое-то важное секретное открытие.

Зоя  в юности  прелестной  не была, но с возрастом, как  у многих некрасивых женщин,   на лице стали проявляться следы несуществующей и рано ушедшей привлекательности, и в этом амплуа достойно стареющей и   медленно отцветающей дамы  дожила до седин и третьего подбородка. Те, кто не видел ее смолоду, говорили, что есть в ее внешности  нечто царственное.

Петр же Сергеевич,  по причине отвратительного зрения, всю жизнь видел в Зое Николаевне просто большое теплое пятно, с которым смирился и которого немного побаивался.

Умер он тоже нелепо. Зоя Николаевна затеяла  переделку дачи (детей у них не было, и всю энергию она направила  на обустройство быта), зычным голосом руководила бригадой  нерасторопных  строителей, и однажды отправила Петра Сергеевича  с ревизией – сама   простудилась и не находила себе места в городской квартире, думая, как там без ее пригляда никто не работает, а валяет дурака.

Петр Сергеевич посмотрел на рабочих,  задремавших в тенечке, пошел осмотреть дом. В доме  арбузно пахло свежими досками (дачу надстраивали на этаж), и он  с удовольствием походил по комнатам, пустым и пронизанным солнцем (стекол еще не было). Он открыл  дверь  в свой будущий кабинет и упал вниз, потому что  напольные доски еще не положили, был только каркас.

Умер он сразу, обнимая неестественно вывернутой рукой свой пухлый портфель, с которым не расставался, не зная, куда его поставить.

Когда после его смерти разбирали его бумаги  (вдова передала весь архив в институт, в котором Петр Сергеевич трудился всю жизнь), то выяснилось, что он самостоятельно пришел к доказательству какой-то сложнейшей теоремы, об которую бились полтора века математики и за которую посулена была солидная премия. Его аспирант наткнулся на  записи и потратил время, нашел, нашел.

Теорему с доказательством (остроумным и элегантным, как говорили его коллеги, Зоя Николаевна ничего в этом не понимала), опубликовали в журнале, и  произошла  довольно громкая сенсация, взбудоражавшая научный математический мир, и Зоя Николаевна, всю жизнь страдавшая от того, что ее супруг не умудрился сделать никакой солидной карьеры,  и гордилась его посмертной славой, и злилась на мужа, который не сумел распорядиться своим открытием.

А еще академик Бахтиярский с волнением обнаружил в документах скромнейшего и тишайшего Петра Сергеевича  одну любопытнейшую штучку, названную впоследствии "неравенством Дубинина", которая   открывала очень интересную тему в исследованиях, очень интересную.

- Как же мы просмотрели Петра-то Сергеевича,  - сокрушался академик Бахтиярский, и говорил его вдове, мрачно и взволнованно слушавшей  на достроенной веранде (варенье по материнскому рецепту было разложено в блюдечки, и над ним кружились осы), -  вот тихоня-то был супруг ваш, вот тихоня! Он же ведь гений, что ли, был?  - и поднимал на вдову голубые недоуменные глаза.

- Я всегда это знала, - говорила мстительно Зоя Николаевна, вспоминая, как Бахтиярский  не ценил Петра Сергеевича и не отправлял его  на международные конференции, держал в черном теле.

Потом внезапно закончилась одна эпоха, началась совсем другая, и на дачу к вдове стали заезжать иностранные журналисты, пытая, каким был этот «скромный русский гений» в быту. Зоя Николаевна  горделиво и веско рассказывала, стараясь не глядеть в камеру,  как он обожал ловить рыбу в ближайшей речке, как любил варенье, и как ему всю жизнь ставили препоны более бойкие коллеги, потому что боялись его талантливого ума.

Об этой посмертной славе узнала и Татьяна Васильевна Сутулова, всю жизнь проработавшая медсестрой в одном крымском санатории,  и сказала, волнуясь,  сыну Пете, что отец его что-то открыл важное, и даже в газетах об этом напечатали.

Сын, родившийся  через десять лет после начала  тайного и большей частью эпистолярного романа  матери с Петром Сергеевичем Дубининым,  пописывал стихи и рассказы, замахнулся даже на роман (так и застрявший на третьей главе),  поэтому ничего в открытии не понял, кроме того, что отец был все-таки важной  московской шишкой, как и говорила всегда мать. А почему он не женится на тебе? - спрашивал он ее много раз, но мама испуганно говорила - что ты, что ты, он ученый, такие начнутся сложности, и его жена...она его не отпустит, Петя, нет...

Сама она тоже умерла вскоре  после известия о доказательстве Дубинина, и он наконец-то открыл большой старый чемодан, полный писем этого неизвестного ему отца к матери, скопившихся за тридцать лет.

Письма были суховаты и даже банальны, написанные  малоразборчивым летучим почерком, мелким, как бисер, и Петя  наконец понял, как  зрела и  прорастала эта тайная любовь, как смиренно и радостно они оба несли этот крест запретной связи, и как оба охраняли ее, ожидая редких редких встреч.  Письма  были разложены по порядку, приходили они каждую неделю, а порой и по два-три за семь дней. За тридцать лет набралось чуть меньше двух тысяч. И в  каждом письме были стихи.

Петя сперва думал, что отец переписывал их откуда-то,   слишком хороши они были,  отточено-верны и профессиональны, так не сочетались с суховатым слогом писем,  но потом понял, что стихи писал отец. В каждом было одно-два стихотворения,  пронзительных и волшебных. Словно писал их удивленный  мудрый странник, попавший  в чужую жизнь, да так там и застрявший.

Петру пришлось признать с горечью, что  его собственные стихи не идут ни в какое сравнение  с теми, что жили в старых письмах отца, и это  открытие доставило ему  дополнительной горечи. Собственные его  стихи, которые он все рассылал по издательствам и редакциям толстых журналов, не печатались, и он теперь ясно видел, почему – они были плохие.

Какое-то время  он жил оглушенный,  литературные свои опыты оставил, но однажды переписал несколько стихотворений из первых писем  и отправил в московский литературный журнал.  Лицо его горело, но он был уверен, что их никто никогда не читал, кроме его  мертвых родителей и его.

Стихи напечатали,  а в сопроводительном тексте говорилось о нем, как о ярком даровании, выросшем на таинственной Крымской земле.

Он отправил еще подборку, уже в другой журнал, потом еще. Псевдонимом он взял фамилию Усталов,  отказавшись от  простецкой Сутулов,  набравшись наглости, стал отправлять среди отцовских  свои собственные . Их, скрепя сердце, порой тоже печатали, хотя он сам видел,  что они смотрятся рядом с отцовскими как беспородные щенки дворняжки среди выставочных экземпляров с  давней родословной.

Слава его росла, его стали приглашать то на телевидение, то на радио, а одно небольшое издательство на свой страх и риск выпустило тоненькую книжечку его стихов.

Особо благоволил к нему один московский критик,  толстый и кудрявый, который возлюбил его как младшего брата (критик сам был не чужд поэзии и печатался много) и назвал надеждой русской литературы.

Окрыленный, он уехал в  Москву, и там его закружило-завертело. Он стал выступать со своими стихами в клубах,  свел знакомство с литературной и театральной компанией,  пара  музыкальных групп написала песни на  «его» стихи, ставшие хитами.

Его печатали в сборниках, у него брали интервью,  и модные телеведущие с претензией на интеллектуальность задавали ему вопросы о смысле жизни и о загадочной музе, к которой обращено большинство его стихов.  Петя загадочно улыбался,  но тайну не открывал.

В какой-то момент он стал экономнее доставать из закромов стихи, понимая, что  запас их  когда-то иссякнет, и  у читающей публики и  критики заработал репутацию «вдумчивого» и «серьезного» поэта, который не транжирит понапрасну свой дар.

Критик, который его продвигал,   всегда приветствовал  появление новой порции его стихов, и делил его «творчество» на периоды.

Петя женился на московской хваткой барышне с телевидения, и дача  у них была в том же поселке, где доживала свой век вдова  Дубинина.

Он   вел интеллектуальную передачу об искусстве и кино, написал пару сценариев для фильмов, которые провалились в прокате, но зато собрали неплохой урожай призов на маленьких кинофестивалях,   был колумнистом  в паре  модных изданий и даже   начал забывать, что слава его – заемная. Он был современный молодой человек, и не отказывался ни от каких даров, которые шли ему в руки.

Он разбился на машине ранним утром, когда  несся с дачи в Москву. Из роддома ему позвонили и сказали, что  у него родилась дочь.

После его смерти молодая вдова говорила – Петя был таким талантливым, после него осталось стихов на четыре сборника . А может быть, и на пять.